Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Афинные преобразования в пространстве




Аналогично тому, как это было сделано для двумерного случая, заменим координатную тройку (x, y, z), задающую точку в пространстве, на четверку (x, y, z, 1) или в общем виде на (hx, hy, hz, 1),

где h ¹0.

Можно показать, что любое аффинное преобразование в трехмерном пространстве может быть представлено в виде комбинации поворотов, растяжений (сжатий), отражений и переносов. Выпишем все матрицы, определяющие эти преобразования:

А. Матрицы поворота в пространстве

Матрица поворота вокруг оси абцисс на угол j:

 

1 0 0 0

Rx = 0 cos j sin j0 ( 14 )

0 - sin j cos j 0

0 0 0 1

Матрица поворота вокруг оси ординат на угол y:

 
 


cos y 0 - sin y 0

Ry = 0 1 0 0 ( 15 )

sin y 0 cos y 0

0 0 0 1

 

Матрица поворота вокруг оси аппликат на угол c:

 
 


cos c sin c 0 0

Rz = - sin c cos c 0 0 ( 16 )

0 0 1 0

0 0 0 1

 

 

Б. Матрица растяжения ( сжатия )

 

 

a 0 0 0

D = 0 b 0 0 ( 17 )

0 0 g0

0 0 0 1

 

где a, b, g - коэффициенты растяжения ( сжатия ) вдоль осей абсцисс, ординат и аппликат, соответственно.

 

В. Матрицы отражения:

 

Матрица отражения относительно плоскости XY:

       
   


1 0 0 0

Мz = 0 1 0 0 ( 18 )

0 0 - 10

0 0 0 1

 

Матрица отражения относительно плоскости YZ:

 

 
 


- 1 0 0 0

Мx = 0 1 0 0 ( 19 )

0 0 10

0 0 0 1

 

Матрица отражения относительно плоскости ZX:

 

1 0 0 0

Мy = 0 - 1 0 0 ( 20 )

0 0 10

0 0 0 1

 

 

Г. Матрица переноса

 

       
   


1 0 0 0

T = 0 1 0 0 ( 21 )

0 0 10

l m n 1

 

где ( l, m, n ) - вектор переноса.

 

Матрицы (14 ¸21) отражают простейшие геометрические преобразования точки в пространстве. Матрица сложного аффинного преобразования получается в результате перемножения такого рода матриц и имеет в общем случае вид:

       
   
 


a1 a2 a3 0

P = b1 b2 b3 0 ( 22 )

g1 g2 g30

l m n 1

 

При помощи указанных матриц можно преобразовывать любые пространственные тела, заданные множеством вершин, соединенных отрезками прямых.

 

Пусть требуется подвергнуть заданному аффинному преобразованию выпуклый многогранник, имеющий n вершин (рис. 10). Матрица, однозначно описывающая такое тело, имеет вид:

 

       
   

 


x1y1 z1 1

x2y2z2 1

V0 = . . . .(23)

. . . .

xnynzn 1

 

где xi , yi , zi - координаты i - й вершины.

По геометрическому описанию преобразования находим его матрицу P . Тогда новый выпуклый многогранник описывается набором вершин:

       
   


x1* y1* z1* 1

x2*y2*z2* 1

V* = V0 *P= . . . .( 24 )

. . . .

xn*yn* zn* 1

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты