Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.




Все существующее - есть мир, к которому мы принадлежим. Многообразие явлений, событий, процессов объединено некоторой общей основой. Для обозначения ее в философии была выработана категория субстанции. Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Периоды учения о материи: 1) сосуществование наивного материализма и идеи единства мира, за первоначало принимается субстанция. Материализм опирался на здравый смысл, жизненный опыт, интуицию (подход к миру - субстанциальный); 2) метафизический материализм. Изучение макромира привело к тому, что материя понимается как вещество. Появляется понятие - субстрактность. Пространство, время, движение - атрибутами мира не являются, т.е. самостоятельные сущности. Свойства материи: инерционность, атомарность, постоянная масса, но открытия 19 в. признали субстрактное понятие материи несостоятельным; 3) сопоставляются субъективная и объективная реальности. Объективная реальность существует не зависимо от субъективной, т. о. материя это все что существует объективно, вне и независимо от сознания. Противопоставление материи и сознания возможно в случае первичности, в других случаях – взаимодополняемы. Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. В качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно существует материалистический (Фалес, Гераклит, Спиноза) и идеалистический монизм (Платон, Гегель). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, который образован существующими исходными началами – материальным (сфера телесно-предметной реальности) и идеальным (сфера духа). Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Многообразие бытия рассматривается под углом зрения их материального единства. Сознание понимается как особое свойство материи присущее высшим формам ее организации. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Общий признак, характеризующий все виды материи - свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение в естествознании, в общественных науках. Является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирования и развитие сложной материалистической системы - человеческого общества. Философия анализирует отношение сознания к материи. Ленин подчеркивал относительность противоположности материи и сознания, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, т.е. обладает определенной и очень сложной структурой.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты