Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Современная философия истории в воззрениях О. Шпенглера, П. Сорокина, К. Ясперса, Ф. Фукуямы.




Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и история, познания. В философии истории 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и современной цивилизации часто трактуются в духе иррационализма и пессимизма.

Сорокин Питирим Александрович. Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культур, каждый из которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система "истин" воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис современной "чувственной" культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной "идеалистической" культуры. Сорокин - один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности, и социальной стратификации.

Шпенглер Освальд. Культура трактуется им как "организм", который, во-первых, обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему "организмов". Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглер насчитывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византинско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному "организму", по Шпенглеру, заранее отмерен определённый (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой "протяжённости", бездушного "интеллекта", а с другой - стоит в контексте восходящих к Ницше концепций "массового общества". Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к механической "работе"; для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира - в 19 в., с которого начинается его "закат". С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается якобы ненужным; поэтому Шпенглер предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.

Ясперс Карл. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или "бытие-в-мире"; 2) экзистенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как "объемлющее" - непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом "бытие-в-мире" есть "ориентация-в-мире"; мышление перед лицом экзистенции - "высветление экзистенции"; мышление перед лицом трансценденции - "метафизика", выражающая свой невыразимый предмет при посредстве "шифров". Согласно Ясперсу, соотнесённость экзистенций осуществляется в акте "коммуникации", т. е. глубоко интимного и личностного общения в "истине". "Коммуникация" - центр, понятие миропонимания Ясперса - возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Ясперса прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к "дискуссии", принимающая облик фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с политической позицией индивидуалистического либерализма. Смысл философии, по Ясперсу, в создании путей общечеловеческих "коммуникаций" между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями "осевого времени" (8-3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших религиозно-философских традиций Азии. "Осевое время", как полагает Ясперс, создало для всех времён общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада.


17. Проблема человека в религиозной философии ХХ века: неотомизм и персонализм

Неотомизм - философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. Наиболее известные представители неотомизма - Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция) В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. паи Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия). Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в неотомизме на жёстко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств, откровения: неотомистская философия является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии.

Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом.

Личность в неотомизме есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности - свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческой возможности - получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.

Человеческое общество в социально-политической философии неотомизма понимается как естественное общество; его основные формы - семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в неотомизме с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно неотомизму, существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, неотомизм пропагандирует солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике это выливается в проповедь социального мира между классами.

Персонализм (от лат. личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Идеи персонализма развивали: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон, Р. Т. Флюэллинг, П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикёр, Э. Мунье и Ж. Лакруа. Представителями нерелигиозного персонализма были Б. Коутс, В. Штерн.

Принципу идеалистического монизма и панлогизма персонализм противопоставляет идеалистический плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, т. е. творения мира верховной личностью (богом). Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами персонализма и монадологией Лейбница. Задачу ориентации человека в мире персонализма возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.

Распространение персонализма - симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единств, субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории исторического прогресса. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно персонализму, существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ, отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я". Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологическом или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.


18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 -1765) - гениальный ученый-энциклопедист.

А. Н. Радищев (1749 -1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует сами по себе". Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека.

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П. Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир полон атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма который, однако, ограничивался миром физических явлений. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство двух миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своём историческом бытии подчинено для необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаодаева, связанная прежде всего заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаодаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мировой истории как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Своеобразным направлением в русской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В понимании судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре и ее "центральных силах". Киреевский - "внутреннее средоточие духа". Достижение целостности человеком и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в создании общины, духовная основа которой - церковь. Первоначалом всего сущего является бог. Исторический прогресс связан с отысканием "дух смысла". Сущность мира могла быть создана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой "Разумной Зрячестью" или "живознанием", исходное начало которой - религия.

Материалисты В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861). Они являлись не только философами теоретиками, но и идеологами революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкого классического просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы повернулась в сторону материализма. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство только высокоорганизованной материи - мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие и, противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, всеобщей любви. "Царство божие внутри нас" - он не принимал обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание государства. Упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедовал идеи почвенничества, религиозную ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за ценности христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей духовной истины.

Одним из выдающихся русских философов был В. Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Но подготовить человека к восприятию христианских ценностей является центральной идеей учения - идея положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всеобщности.

Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного - сущего, посредник между ними - София (мудрость божья). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного возглавляемого человечеством. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, подлинный образ всеединства.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты