Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия традиционных обществ Индии и Китая.




В древней Индии развитые философские воззрения содержатся уже в Ведах, зарождение которых относится уже к середине II тыс. до н. э., и которая представляет собою собрание гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п. Самостоятельные учения в Индии проявляются в VII - VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвяка), крупнейшими представителями которой являются Брихаспати и Дхишан, и философии санькхья (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Сторонники философии Вайшишика (III до н.э.) обосновывали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-материалистические взгляды в Древней Индии ориентировали людей на активное отношение людей к миру, то учения джайнизма и крайние формы буддизма - преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалось достижение особого душевного состояния - нирваны - слияния с "божественным" и освобождения от материально чувственного мира.

Философы Древнего Китая в VII - VI вв. до н.э. тоже стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждение о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть первоначальное начало всего сущего, некоторые из древнекитайских философов считали таковыми дерево, огонь, землю, металл и воду. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал - мужского янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Учение философа Лао Цзы дао (путь), понимаемое как сверхбытие, великое целое, предельная реальность - естественный закон движения - обуславливает существование вещей и жизнь людей. Сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц - ци. Продолжателем данной традиции был Мао Цзы.

Конфуцианство, благодаря разработке этико-политических проблем сыграло важную роль в истории Древнего Китая. Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми гуманность - жизнь. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он посвящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию китайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.

 


5. Античная философия: этапы становления и специфика.

Спецификой ранней античной философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Для ранних философов характерна стихийная диалектика мышления, например у Гераклита все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей.

Одним из важных этапов для греков было учение пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число.

С середины V в до н. э. натурфилософия поменялась на философию человека, т. к. исчерпала себя, появились социальные, культурные факторы, которые стимулировали развитие софизма (учение о мудрости). Софисты были первыми наставниками греческого народа. Проблемы софизма - сущность знания; поиск истинны - не цель, а цель - это прибыль, нажива

Древнегреческий философ Сократ критиковал софистов. Для Сократа было целью методом индуктивной диалектики прийти к истине. Метод Сократа - выведение общих положений из частных принципов.

Сократ утверждал, аморальные действия происходят из-за недостатка знаний, моральной безупречности можно научить. Парадокс учения Сократа - учение, что добродетельный человек всегда счастлив - противоречит здравому смыслу.

Философским взглядам другого древнегреческого философа - Платона присущ объективный индивидуализм - мир как реальность существует, он математически и этически ориентирован. В триаде Платона теория идей, затем духовный, затем телесный мир. Гносеология Платона - идея это сущность вещей, то лишь знание идеально, которое проникает в сущность вещей (идей).

Платон полагал, то знание человека еще до рождения обладает опытом предыдущей жизни.

Ученик Платона, другой известный древнегреческий философ Аристотель подверг критике его теорию идей. В философии Аристотеля оказались объединенными и характерными для классической философии умозрение - исторический философский эмпиризм и эмпиризм частного отрицания знания, опиравшихся на наблюдения и метафизику вечных неизменных начал, и известный историзм социально-политических исследований. В философии Аристотель различал: теоретическую часть - учение о бытии, его частях, причинах и началах, практическую - о человеческой деятельности и поэтическую - о творчестве.

В более поздний период античной философии образовываются новые характерные философские школы: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.

Эпикуреи - получили свое название от основателя школы Эпикура. Эпикуреи проповедовали гедонизм (наслаждение для них - величайшая цель). В христианстве эпикуреев упрекали в излишнем чревоугодии, однако эпикуреи ратовали за ограниченные удовольствия.

Стоицизм - пропагандировали умеренность, мужественное отношение к жизни, отвращение к слабодушию. Стоицизм стал идеологией Древнего Рима, имеет три периода (древняя стоя, средняя стоя, поздняя стоя). Многие римские политики (сенаторы, императоры) были философами этой школы.

Скептицизм - возник в период кризиса античного общества. Скептицизм подвергал сомнению возможность познания объективной действительности. Скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость, и зависимость от различных жизненных обстоятельств.

 


6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.

Средние века - 1000 лет от крушения Западной Римской Империи до открытия Америки.

Философия средних веков - это противоречивый сплав европейских, арабских, еврейских религиозно-философских течений.

Особенности средневековой философии - философия утрачивает самостоятельность и оказывается поставленной на службу религии, разрабатывается под бдительным контролем церкви, в рамках церковных институтов (институанальность).

Средневековая философия в своем развитии прошла через 2 этапа - деятельность отцов христианской церкви (патристика) и обоснование церковных догматов рациональным путем (схоластика, представители Ф. Аквинский, А. Великий).

Философская мысль средневековья была сосредоточена на теологии. В то же время происходит поворот к античному наследию (Аристотель, Платон)

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего.

Арабская и еврейская философия.

Арабская философия развивалась под сильным воздействием античного мира. Виднейшие представители - Аль Кинди, Аль Парабин, Авицена, Авероэс и т.д.

В отличии от Европы в арабском мире науки бурно прогрессировали. Авицена открыл новые пути в медицине, естествознании, философии и т.д. Авероэс - видный философ - дал толкование многим философским проблемам, например теории двойственной истинны. В рамках этой теории высказывается, что религия и философия имеют разные области познания. Религия изучает божественное, а философия - область реального мира.

Под влиянием арабской философии у евреев оживляется интеллектуальная жизнь, усиливается либерализм. Труды известного философа Мозес Май-Мамипа оказали большое влияние на Ф. Аквинского и А. Великого.

 



Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты