КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основной вопрос философии как историко-философская проблема.Философия выполняет миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частном научного знания. Философия должна находить общее в мире объектов и в мире субъекта, то есть универсальные законы бытия, но главное - установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений, т. е. определить то конкретное и универсальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. В этом заключается мировоззренческая функция философии. Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на так называемый основной вопрос философии - о первичности объективного или субъективного бытия. Эта проблема включает в себя вопрос о формах отражения субъектом мира объектов, о способах установления правильности, истинности "субъективного образа объективного мира". Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, рассматриваемый с двух сторон: 1) что является первичным - мышление или бытие, сознание или материя? 2) способно ли мышление достоверно познавать мир? В решении основного вопроса Философия выявляются два главных философских направления - материализм и идеализм. Если для материализма материя первична, порождает сознание (бытие определяет сознание), а познание достоверное отражение объективной реальности, то идеализм объявляет первичным сознание, а познание сводит к чисто логическому процессу, толкуя его с позиций априоризма (условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер). Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности - объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называются агностиками (религиозная философия, где утверждается примат веры над разумом). Философы, которые признавали равноправие материального и духовного называли дуалистами. В своем развитии философии материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме - диалектическому материализму. Объективные идеалисты признают существование реального мира вне человека, но и считают, что в его основе лежит разум (Платон, Гегель). С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть нечто иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Если субъективный идеализм замыкается сферой познающего индивида, чувственной формой его познания, то субъективный идеализм, напротив, абсолютизирует в качестве надличностного бытия результат человеческого мышления, всей его духовной культуры, приписывая ему абсолютно самостоятельное существование и активно действующую силу.
|