КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма речиФорма –речи представляет собой внешние ее проявления, что дает возможность утверждать, - этому аспекту – необходимой составляющей части речи – необходимо уделять не меньше внимания, чем содержанию речи. Форма речи включает в себя: 1) Внешний вид оратора, его умение достойно держаться и выглядеть на судебной трибуне Один из лучших представителей судебного красноречия А.Ф. Кони по этому поводу пишет: «Внешний вид имеет важное значение, т.к. психологическое влияние на слушателей начинается до речи, с момента появления оратора перед публикой» Строгость и даже изысканность в одежде, умение с достоинством держаться – качества, которые должны быть присуще всем адвокатам, а неряшливый внешний вид и неумение надлежащим образом выглядеть на судебной трибуне, вряд ли создадут в зале суда достойную обстановку и привлекут внимание слушателей к тому, что говорит адвокат. 2)Жесты, мимика, поза, тон, стиль В судебной речи не бывает мелочей, все имеет свое значение и все должно иметь конечную цель – все вспомогательные средства формы речи должны усиливать содержание речи и наглядно иллюстрировать мысли оратора Не к месту и не во время поднятая рука оратора – не способствует усилению речи и вызывает удивление своей неестественностью. Некоторые наши адвокаты постоянно закрывают глаза, часто отбрасывают голову назад, без конца поправляют волосы, раскачиваются, топчутся на месте, стоят согнувшись – все это не красит оратора и не может усиливать влияние защитительной речи на судей и на публику. Ничего в ораторе не должно быть наигранным, искусственным, не жизненным. Учитесь быть естественными и сила, влияние речи будут получать дополнительный импульс от вида, позы, жеста оратора, доносить до суда переживаемые оратором чувства. Стиль и тон речи – важные составляющие формы речи. Стиль –это сам человек: - его характер, темперамент, ум, опыт, такт, а определение нужного тона речи – продолжение перечисленных качеств, присущих только этому оратору. Тон и стиль – по сути – единое целое. Тон речи помогает оратору усиливать речь в нужном месте, отделять один раздел от другого, переходить от одной мысли к другой, а также выражать свои чувства: негодование раздражение, гнев, сочувствие, расположение, ненависть. Тон речи, интонация, понижение и повышение голоса, позы и жесты должны полностью соответствовать тому, что говорит оратор, какие слова, образы он подбирает, какие картины рисует и какие чувства испытывает Кого может увлечь или даже заставит внимательное слушать монотонная, без пауз, в одном темпе произносимая речь, даже если она аргументирована и содержательна (снотворное в чистом виде)? Скука убивает любую, даже самую умную речь, и такой же результат у бездушной и неискренней речи. Монотонная речь – «речь ручейком, вода струится, журчит, льется по мозгам слушателей, не оставляя в них следа» Поэтому речь должна соответствовать давно высказанному определению того, чем она является: «Человеческая речь - очаровательница сердец и королева всего мира. Она имеет такое могущество, что не только увлекает того, кто колеблется, но и сваливает того, кто упирается, нападает на сопротивляющегося и заставляет его сдаться» Речь должна быть ясной, понятной, чтобы ее можно было легко воспринимать и понимать. Сергеич: «Не говорите так, что бы вас мог понять судья, а так, чтобы он не мог вас не понять» Точность знания дает точность выражения, а имеющийся у оратора словарный запас позволяет добиваться того, чтобы мыслям было тесно, а словам вольготно. Мы наблюдаем зачастую наших адвокатов, выступающих в суде: мысли разлетаются, внимание перескакивает с одного обстоятельства на другое, путаются фразы, не к месту звучат слова – впечатление такое, что он: дела не знает, к защите не готов, речь не подготовил. – результат негативный, как и впечатление и в глазах судей и в глазах клиентов. Высшее изящество речи – в мыслях и простоте, как результат тщательного анализа обстоятельств дела, а также умение говорить просто о вещах возвышенных К необходимым достоинствам речи нужно отнести ее глубину и особенно – искренность,: вера оратора в то, что он говорит – этим должны проникнуться все, к кому обращается оратор Рекомендации о том, чему должна соответствовать речь, каким требованиям должна отвечать: Внешние условия: чистота и точность слога Значительно усиливают речь паузы (логическая или психологическая), которые оратор использует в нужных местах (попробуйте применять этот прием – не злоупотребляя и вы увидите эффект- держите паузу!!!) Станиславский: «Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической – она безжизненна» Образность речи это то, что больше всего запоминается слушателями и делает речь особенно привлекательной. В письме известному адвокату Андреевскому Чехов писал: «Ваша речь по делу юнкера, убившего своего товарища – это вещь удивительная по грандиозности, простоте и картинности – люди живые и я вижу дно оврага» Люди не столько слушают речь – сколько видят и чувствуют ее6 «Когда надо выбирать между виселицей через 24 часа или каторгой, с возможным оправданием, то можно сознаться в чем угодно. Или еще одна картина: Естественно, что такие речи, наполненные мыслью, рисующие условия жизни людей, их взаимоотношения, страсти, побудительные мотивы совершения преступлений (ревность, корысть, зависть, месть) привлекали в судебные заседания большое количество интеллигенции, в т.ч. и знаменитых писателей, использовавших в своих произведениях сюжеты, навеянные судебными процессами (Достоевский, Чехов, Салтыков-Щедрин) В лучших речах всегда присутствовала мысль - главное достоинство речи Вольтер: «Когда мы прониклись идеею, когда ум хорошо овладел своей мыслью, то она выходит из головы, как Минерва, вышедшая вся вооруженная из головы Юпитера». Если у вас окончательно сформировалась мысль, то она всегда найдет точное выражение. Если нет точности мысли – нет и четкого выражения. Мы порой наблюдаем, как оратор с трудом подбирает слова – это не оттого, что он плохо владеет словом – это от недостатка четких, сформировавшихся мыслей. Некоторые адвокаты пытаются восполнить недостаток мыслей обилием слов (Совет Фауста ученику: «Коль скоро недочет в понятиях случиться, их можно словом заменить) Вспомните наших политических деятелей недалекого прошлого и сегодняшних: проговорил 2 часа, а о чем, запомнить не удается – мало мысли, только общие рассуждения. Не бойтесь и не стесняйтесь пользоваться мыслями других адвокатов, адвокатов прошлого, использовать их выражения, без ссылок на них – в этом нет ничего зазорного: и вам может придти аналогичная мысль уже сформулированная другим адвокатом. Почему не воспользоваться этим?
|