КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА ПЯТАЯ. МАССЫ "Этот народ невежда в законе, проклят он" Христос (Иоанн 7, 49) "Какое счастье для правительстваМАССЫ "Этот народ невежда в законе, проклят он" Христос (Иоанн 7, 49) "Какое счастье для правительства, что люди совершенно не думают". Гитлер (HTG 08. 01. 1942 ) И Христос, и Гитлер, очаровывали массы. Разница только в количествах этих масс. Наибольшая аудитория которую удалось собрать Христу-- 5000 человек, и еще один раз его собралось послушать 4000. (Мтф. 14, 21;15, 38) А вообще, нельзя утверждать что Христос был оратором, все-- таки вовремя проповедей он предпочитал окружать себя небольшими группами,насчитывающими, максимум, несколько десятков человек, а два вышеуказанныхслучая -- исключение. С позиции наших современных знаний о психологии, а онине намного выше тех, которыми обладали избранные индивиды две тысячи летназад, для пропаганды религиозных учений такой размер групп--наиболееоптимален, сейчас примерно столько собирается в среднестатистической церквиво время воскресной религиозной проповеди. Гитлер, напротив, испытывал необходимость в максимально большой толпе,но начинал он подобно Христу, с маленьких групп, постепенно увеличивая ихразмер, по мере обретения опыта. Будучи начинающим, никому не известнымполитиком, он собирал в мюнхенских пивных и цирках по две--три тысячичеловек, а для помпезных массовых инициаций, Гитлер, после прихода к власти,поручил своему молодому придворному архитектору Шпееру построить специальныйоткрытый комплекс в Нюрнберге (т. н. "Цеппелиновы поля") где собиралось пополмиллиона человек, и, Дворец Нации, -- вмещающий двести тысяч (проектостался нереализованным). Сложно представить как без всяких техническихсредств Христу удалось выступить бы перед полумиллионной аудиторией если бытакая и собралась, но абсолютно ясно что очень большое число слушателей емубыло не нужно. Объяснение данной "нестыковки" следующее. Хотя Гитлер иХристос апеллировали к массам и периодически нуждались в контактах с ней,все же их речи воздействовали на разные области массового подсознания.Христос всегда стремился максимально сакрализировать свои появления передтолпой, -- внезапно появлялся и внезапно исчезал, часто говорил притчами,загадками, настойчиво повторял одни и те же выражения, обращался к высшимсилам, делал туманные предсказания, оставляя массе возможность их толковатьсамостоятельно и часто категорически запрещал отдельным индивидамрассказывать о проделанных чудесах. Это положение было усугублено первойнеудачной попыткой появления Христа в Иерусалиме в качестве мессии (Иоанн 7,2-52; 8, 2-59) на праздник Кущей (октябрь 30 г. ). После данной авантюры пылИисуса несколько поостыл и он отчетливо осознал невозможность реальногопровозглашения себя иудейским царем, да и вся затея чуть было не стоила емужизни (Иоанн 8, 59). Христу даже не удалось завербовать новых сторонников, вотличии от своего первого мимолетного пребывания в Иерусалиме в апреле тогоже года, на Пасхе, где его взгляды нашли отклик у фарисея Никодима, правдаНикодим никому о дискуссии с Христом не рассказывал, что тоже вполнеоправдано. (Иоанн 3, 1-21) Эту осеннюю попытку Иисуса можно уподобитьнеудавшемуся мюнхенскому путчу Гитлера, который как мы помним произошел также осенью--9 ноября. С тех пор, до своего второго пришествия в Иерусалим вкачестве мессии, Христос проповедует по маленьким городам, но эффективностьподобных проповедей невысока. Невысока потому, что Христос так и не научилсяговорить с массой. По сути, все, -- и те кто стали его ближайшимисподвижниками, и те кто просто "уверовали в него", --оказались таковымииспытав грандиозное впечатление чудесами которые он непременнодемонстрировал. Небольшое исключение составляет самарянка с которой Христоспровел весьма странный диспут у колодца вырытого по преданию Яковом (Иоанн4, 1-42), после чего самарянка всю оставшуюся жизнь "благовествовала" пока в66 году не была брошена в колодец (интересно, не в тот ли самый? ), и,некоторые апостолы, о вербовке которых толком ничего не говориться. Но знаяпсихологию Христа, можно предположить, что в таких людях он мгновеннораспознавал родственные души и демонстрация "чудес" в данном случае былапопросту излишней. Гитлер в подобных сложностях не нуждался. С массой он всегда говорилоткрытым текстом, в эпатирующей манере, и, собственно, не так важно было чтоон говорит, гораздо важнее было как он это говорит. И если Христа собиралисьслушать, то Гитлера приходили не только слушать, но и смотреть. Еговыступление предварительно анонсировались, так что к началу собираласьдостаточная толпа. Первые, кто видел его, моментально передавали по толпе"Гитлер идет! " (при таких обстоятельствах, например, Гитлера впервые увиделГеббельс, после чего ему сразу стало ясно что он может быть в лучшем случае"только вторым" --слова самого Геббельса). Полностью понять выбор такой тактики общения с массами можно толькоесли мы вспомним миссию Христа, а именно: разрушение и подавление волиотдельного индивида, его лучших чувств и побуждений, и Гитлера --последовательного волюнтариста, который эту волю пытался максимальновысвободить, что представлялось совершенно необходимым для поднятия духанации. Ведь внести "загрязнение" значительно легче, и саму продседуру труднообратить. Вспомним, как легко смешать золото с минимальным количествомродственных металлов--платины или иридия, таких же драгоценных, но вотразделить, --совсем другое дело. Практически если что--то загрязнено, тополное очищение провести невозможно, следы все равно останутся. Вот почемухристианское мышление нельзя искоренить до конца; даже в среде самыхотъявленных рафинированных высших интеллектуалов, его можно только уменьшатьот поколения к поколению, но сказать насколько затянется данный процессневозможно. И в этом историческом витке генезиса воли европейского социума,-- христианство стало началом процесса, национал-социализм --егозавершением. И Гитлер, и Христос, общаясь с малыми группами, выдерживалисхему речи аналогичную той, что применялась ими при общении с болеезначительной толпой, достаточно сравнить, например, диалоги Христа сослучайными встречными или апостолами и речи произносимые перед толпами: однои то же. Гитлер, в своих застольных разговорах, в еще более узком чем уХриста кругу, также ничего не менял в своих суждениях. А это важнейшийпоказатель твердости убеждений. Общая модель большинства речей Гитлера следующая: предварительнаяфабула в которой дается краткое содержание речи, затем убыстрение темпа,вновь краткая "успокаивающая" пауза, и, апогей: громогласный вывод из всегосказанного, после чего опять следует небольшая пауза, во время которойслушатели (если дело происходит на митинге) кричат "Хайль", после чегоделается небольшое заключение, если не предполагается повторных "взрывов".Но откуда фюрер мог позаимствовать такую модель? Дуче и Геббельс строилисвои речи совсем по-другому. Для меня не существует загадок в этом вопросе:по такому принципу строит свои увертюры к операм (да и сами оперы) Вагнер, укоторого фюрер взял значительно больше чем многие думают. "Риенци","Тангейзер", "Тристан", увертюра "Фауст", и, с некоторыми отступлениями, --"Голландец", "Мейстерзингеры", "Зигфрид" и "Сумерки" также чередуют вполнемягкое вступление, с постепенным убыстрением темпа, нарастанием внутреннегонапряжения, после чего наступает кульминация: одновременные удары в литавры,колокольчики, тарелки, пронзительно-оглушительные звуки всех духовыхинструментов и эффективные струнные пассажи. Говорят, в прошлом веке, людиво время исполнения вышеназванных произведений теряли сознание, подобно томукак это происходит на современных рок и поп концертах, но безпредварительного "подогрева" наркотиками. Выдерживая такую модель фюрердоводил массы до откровенно исступленного состояния. Отхода от неепрактически не наблюдалось, по крайней мере в тех речах которые мне довелосьпрослушать. Со стороны массы это выглядит следующим образом. Сначала еевводят в курс дела (она приходит на встречу с фюрером уже заинтригованной),затем не давая ей опомниться подводят к моменту когда необходимо четкоусвоить самые важные слова речи, после чего эти слова произносятсямаксимально громким голосом, не оставляющим ни малейшего сомнения всказанном, что обеспечивает четкое программирование в подсознание, вызываявзрыв ответных эмоций. Ведь масса не только слушает, она еще и смотрит! Афюрер ведь не просто так специально отрабатывал движения при общении смассами! Модель речи Христа во многом аналогична, но все--таки несколько иная.Когда он решает говорить с целью сформулировать очередной новый постулат, онначинает как бы ниоткуда. До того как им лично не сформулирован вывод изсказанного, совершенно не понятна цель его речи, да и сами эти речи болеепоходят на кавказский тост, который всегда сопровождается небольшой притчей.Христос, правда, не произносит тостов (типа "так выпьем же за блудного сына!" (Лк. 15, 11-32) или "выпьем за здоровье милосердного самарянина" (Лк. 10,30)), но выводы которые он делает запоминаются. Попробуйте прослушать речьГитлера, а затем повторить ее. Ничего не получиться! А вот запомнить притчуили поучение Христа--совсем не сложно. Обобщая стиль взаимоотношений Гитлераи Христа с публикой, можно сделать вывод: по публике и пророк. Мы приведем несколько фрагментов иллюстрирующих тип общения Христа имасс, которые являются перлами софистического жанра (и не только). Иисуспродемонстрировал его в Иерусалимском храме во время праздника Кущей (см.выше). Самое поразительное, что и Христос в более мягкой форме, но все жевыдерживал структуру речи которую демонстрировал фюрер. Нельзя утверждатьчто Гитлер позаимствовал это прямо из Евангелий, но достоверно известно, чтои он, и еще раньше Вагнер, великолепно знали "первоисточник".Итак, вначале обмен спокойными повествовательными констатациями.Иисус: Я свет миру, кто последует за мной, тот не будет ходить во тьме, нобудет иметь свет в жизни.Фарисеи: Ты сам о себе свидетельствуешь, свидетельство твое не истинно.Затем следуют формально-логические экзерсисы, --партнеры как бы прощупываютдруг друга.Иисус: Если я и сам о себе свидетельствую, свидетельство мое истинно, потомучто я знаю откуда пришел и куда иду, а вы не знаете откуда я , и куда иду.Вы судите по плоти, я не сужу никого. А если и сужу я, то суд мой истинен,потому что я не один, но я и отец пославший меня. А в законе вашем написано,что свидетельство двух человек истинно. Я сам свидетельствую о себе исвидетельствует о мне отец пославший меня.Фарисеи: Где твой отец? Нервное напряжение начинает нарастать. Темперамент Христа не в силах дальшесдерживать свои эмоциональные порывы. Но и терпение иудеев и фарисеев небеспредельно. Начинаются угрозы.Иисус: Вы не знаете ни меня, ни отца моего, если бы вы знали меня, то зналибы и отца моего. Я отхожу и будете искать меня, и умрете во грехе вашем,куда я иду, туда вы не можете придти.Иудеи (между собой): он убьет сам себя, что говорит "куда я иду вы не можетепридти"?Христос продолжает "давить" и делает первые обобщающие заявления.Иисус: вы от нижних, я от высших, вы от мира сего, я не от сего мира.Поэтому я и сказал вам, что вы умрете во греках ваших, ибо если не уверуете,что это я, то умрете во грехах ваших.Иудеи несколько растерявшись спрашивают:Иудеи: кто же ты?А вот первый, пробный удар.Иисус: От начала сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить овас, пославший меня есть истинен, и что я слышал от него, то и говорю миру.Когда возненавидите сына человеческого, тогда узнаете что это я и что ничегоне делаю от себя, но как научил меня отец мой так и говорю. Пославший меняесть со мною, отец не оставил меня одного, ибо я всегда делаю то что емуугодно. Если прибудете в слове моем, то вы истинно мои ученики. И познаетеистину и истина сделает вас свободными.Иудеи: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда, как же ты говоришь"сделаетесь свободными"?Иисус: истинно, истинно говорю вам, всякий делающий грех, есть раб греха. Нораб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно. Итак, если сын освободитвас, то истинно свободны будете. Знаю что вы семя Авраамово, однако ищетеубить меня, потому что слово мое не вмещается в вас. Я говорю то, что виделу отца моего, а вы делаете то что видели у отца вашего.Иудеи продолжают защищаться не понимая толком с кем имеют дело:Иудеи: Отец наш есть Авраам.Иисус: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперьищете убит меня, человека сказавшего вам истину, которую слышал от бога,Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего.А вот контрудар, хотя и "ниже пояса", впрочем, кто оговаривал рамки диспута?Это заявление и совершенно неадекватная реакция Иисуса более чем что-либоиное демонстрирует нам, -- насколько важным был для него вопрос касающийсяего происхождения. Кроме того, иудеи вторглись в область, которую он считалнекой собственностью: они назвали отцом Бога, т. е. того, кого онсознательно считал своим отцом.Иудеи: Мы не от любодеяния рождены. Одного отца имеем, Бога.Апогей! Христос выдает все что он думает и о самих фарисеях, и об их"овцах". Это единственная его речь где он говорит предельно ясно, безовсякого словесного тумана. Иисус: Если бы бог был отец ваш, то вы любили бы меня, потому что я от богаисшел и пришел, ибо я не сам от себя пришел, но он послал меня. Почему вы непонимаете речи моей? Потому что не можете слышать слова моего. Ваш отецдьявол и вы хотите исполнить похоти отца своего, он был человекоибийца отначала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь,говорит свое, потому что он лжец и отец лжи. А как я истину говорю, то неверите мне. Кто из вас обличит меня в неправде? Если же я говорю истину,почему вы не верите мне? Кто от бога , тот слушает слова божии, вы потому неслушаете, что он не от бога.И шокированные иудеи-фарисеи отступают, правда, продолжая защищаться.Иудеи: Не правду ли мы говорим, что ты самарянин и что бес в тебе?Иисус, также поняв что сказал лишнее, пытается снять напряжение, но это уженевозможно.Иисус: во мне беса нет, но я чту отца моего, а вы бесчестите меня. Впрочем,я не ищу моей славы, есть ищущий и судящий. Истинно, истинно говорю вам: ктособлюдет слово сое, тот не увидит смерти вовек.Иудеи: Теперь узнали мы что бес в тебе. Авраам умер и пророки, а тыговоришь: "кто соблюдет слово мое, тот не вкусит смерти вовек". Неужели тыбольше отца нашего, Авраама, который умер? и пророки умерли: чем ты себяделаешь?Под занавес Иисуса опять заносит в область псевдофилософии, т. е. в областьгде он заведомо слаб.Иисус: Если я сам себя славлю, то слава моя ничто, меня прославляет отецмой, о котором вы говорите, что он Бог ваш. И вы не познали его, а я знаюего, и если скажу, что не знаю его, то буду подобный вам лжец, но я знаю егои соблюдаю слово его. Авраам, отец ваш, был рад увидеть день мой: и увидел,и возрадовался.Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, --и ты видел Авраама?Иисус: истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, я есть. (Иоанн 8, 12-59) Здесь диспут прекращается и обе стороны расходятся собостренным чувством взаимной ненависти. Гитлер в данном вопросе полностью аналогичен Христу, но он помимо всегопрочего зная свои слабости, всегда избегал общения с группами где людиспособные грамотно аргументировать свои мысли составляют сколь-либо заметныйпроцесс. Вот где подоплека предпочтения фюрером максимально больших толп.Чем больше толпа, тем легче ей управлять. И хотя отношение Христа и Гитлерак интеллектуалам было совершенно одинаковым, все же Гитлер никогда невступал с ними в прямую полемику, понимая что тут он не будет выглядеть такэффектно, как перед толпой. О толпе он говорил: "Народ не состоит из людейвсегда способных здраво рассуждать. Народная масса состоит из людей, частоколеблющихся, из детей природы, легко склонных впадать в сомнения,переходить от одной крайности к другой и т. п. Как только мы допустили хотьтень сомнения в своей правоте, этим самым создан уже целый очаг сомнений иколебаний" . (МК 1, 6) Христос таких вещей не понимал, для него людидействительно были одинаковы, точнее --он видел их одинаковыми и равнымиперед собой, но общение с массами было для него неприятной необходимостью,основную же свою энергию он тратил на провоцированию бесчисленных склок сфарисеями.
|