КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Флип как инструмент анализа"Флипом" (от английского "to flip"), следуя устоявшийся терминологии, мы будем называть зеркальное отображение изображения по горизонтали (реже - по вертикали), что легко осуществить в любом графическом редакторе. Например, IrfanView делает это клавишами <H> и <V>, соответственно. Что происходит после флипа? То, что левое и правое меняются местами - это понятно, но ведь вместе с тем мажорные диагонали превращаются в минорные, прошлое становится будущим и наоборот. Большинство фотографий после этого принимают совсем другой вид и вызывают совсем другие ощущения. Чем полезен флип? А тем, что существенно облегчает расшифровку смысла, вложенного автором в картину или фотографию, поскольку при наличии диагональных линий картина меняет "плюс" на "минус" (правда, на симметричные композиции это правило не распространяется, а с учетом того, что в китайской живописи вообще больше распространены вертикальные линии, там флипать нечего, ну... почти нечего, прошлое и будущее все-таки меняются местами). Хотите конкретный пример? А то мыщъх все ходит вокруг да около. Вот, пожалуйста, возьмем горный пейзаж, выдернутый из Интернета (см. рис. 6, сверху). Рисунок 6.Горный пейзаж, сдернутый из Интернета до флипа (сверху) и после (снизу). Не правда ли, оригинальный снимок просто прекрасен, а вот после флипа мы получаем... хвост знает, что. Совсем не то мы получаем, что ожидали. А все почему?! Попробуем проанализировать. Как мы помним, самой сильной опорной линией является мажорная диагональ, образованная на оригинальном снимке склоном неприступной горы, на которую надлежит карабкаться. После флипа она превращается в малозаметную минорную диагональ и доминирующая роль отводится воображаемой мажорной диагонали, образованной верхушками деревьев переднего плана, "благодаря" чему деревья становятся основным композиционным элементом. Но это еще не все! Вспомним также, что наиболее активные композиционные точки находятся в левом нижнем и правом верхнем перекрестье линий золотого сечения (ну, или линей третей). На оригинальном снимке здесь расположены: выразительное высокое дерево и горный пик, а после флипа активные точки пусты... в них просто нет интересных композиционных элементов и потому снимок превращается в shit. Но теперь-то мы знаем секрет его притягательности!
Рисунок 7."Старушка" Бодрова, взятая с сайта Лапина (http://www.lapinbook.ru/book1/photo/detail.php?ID=1004), там же дается объяснение художественной ценности снимка. Слева - оригинал, справа - флип. Еще более разительно флип преображает "Старушку" Бодрова (см. рис. 7, слева). В оригинале старушка смотрит влево на церковь, что подсознательно читается как взгляд в прошлое (судя по всему, проведенное в церкви), и взгляд этот пессимистичный, понурый. После же флипа (см. рис. 7, справа) мы поднимаемся по лестнице к церкви, уравновешенной дубом слева, и старушка выглядит противоестественной черной кляксой. Композиция разваливается! А сама старушка неожиданно устремляет взгляд в будущее (а какое у нее будущее?!) и смотрит на церковь с оптимизмом, что полностью меняет впечатление от фотографии, причем не в лучшую сторону... Позволим себе поиздеваться еще над одной фотографией, дернутой из Интернета, автор которой демонстрировал возможности телеобъектива по передаче пигментации лица, но совершенно не разбирался ни в композиции, ни в психологии восприятия. Короче, вот (см. рис. 8, слева). Согласитесь, что легкий флип (см. рис. 8 справа) идет изображению только на пользу и мы даже можем объяснить, почему. В оригинале, читая изображение слева направо, мы упираемся в копну волос, в которой и вязнем как в болоте. После же флипа сначала мы видим волосы, а уже затем озорной глаз, расположенные в активной композиционной точке и потому притягивающие к себе внимание. Дальше объяснять требуется?!
Рисунок 8.Оригинальное фото (слева) и фото после флипа (справа).
|