КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СУДЕБНО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
Ш.Н. ХАЗИЕВ
Современный период характеризуется усилением как легального, так и нелегального оборота произведений изобразительного искусства. Это обусловлено значительным ростом спроса на антиквариат, а также рядом других причин. Количество преступлений, связанных с произведениями искусства, на протяжении последних лет не снижается. Судебно-искусствоведческие экспертизы проводятся по делам о хищениях произведений искусства и других предметов антиквариата, контрабанде, мошенничестве, нарушении авторских прав, попытке невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния, незаконном обороте старинного оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры. Кроме того, весьма актуальными стали вопросы исследования видеопродукции и фотографий для решения вопроса об отнесении их к разряду порнографических произведений. Это связано с появлением широких возможностей изготовления и распространения видеофильмов и фотоснимков через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Судебно-искусствоведческая экспертиза проводится как по уголовным, так и по гражданским делам. Объекты судебно-искусствоведческих исследований настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень. К ним относятся предметы живописи (картины, рисунки, иконы), скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, старинное оружие, старая мебель, одежда, монеты, почтовые марки, открытки, фотографии, старые книги, рукописи, музыкальные произведения и т.д. Используя юридическую терминологию, можно сказать, что объектами судебно-искусствоведческой экспертизы являются предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность, попавшие в орбиту уголовного или гражданского судопроизводства. Для проведения судебно-искусствоведческих экспертиз в качестве экспертов приглашаются лица, обладающие специальными знаниями в области искусствоведения, технико-технологических исследований произведений изобразительного искусства, а также в области некоторых родов и видов судебных экспертиз. К числу таких специалистов относятся искусствоведы и хранители музеев, которые собирают и исследуют соответствующие артефакты и раритеты, работники картинных галерей, реставрационных мастерских, научные сотрудники из крупных книгохранилищ, работники искусствоведческих НИИ и учебных заведений, музыковеды, иногда художники, композиторы, крупные коллекционеры, а также эксперты негосударственных организаций, функционирующих на антикварном рынке. Для исследования материалов, использовавшихся при создании произведения искусства, привлекаются судебные эксперты, имеющие специальную подготовку и опыт в области криминалистического исследования веществ, материалов и изделий, эксперты в области судебно-технического исследования документов, эксперты-почерковеды, дактилоскописты, трасологи и др. При назначении и проведении судебно-искусствоведческих экспертиз и внесудебных экспертных исследований решаются идентификационные и диагностические задачи. Чаще всего перед экспертами ставятся задачи идентификационного характера. Это, как правило, установление автора произведения. К числу наиболее распространенных диагностических задач относится установление времени создания того или иного произведения искусства и обстоятельств видоизменения произведения. Судебные экспертизы в общем объеме искусствоведческих экспертиз и исследований составляют весьма незначительный процент. Подавляющее количество искусствоведческих экспертиз и исследований проводится в специализированных ведомственных учреждениях культуры и негосударственных коммерческих организациях, связанных с проведением аукционов, торговлей антиквариатом, обслуживанием частных лиц, главным образом коллекционеров. Создан ряд негосударственных экспертных учреждений, специализирующихся на проведении искусствоведческих исследований. Несмотря на значительное увеличение объема производства судебно-искусствоведческих экспертиз, обзоров практики производства этого вида экспертиз до сих пор не было. Отсутствуют утвержденные методики ее производства, нет программ подготовки судебных экспертов. В государственных судебно-экспертных учреждениях, за исключением таможенных судебно-экспертных, отсутствуют сотрудники, специализирующиеся на проведении или организации проведения судебно-искусствоведческих экспертиз. Учебно-методическая литература по вопросам судебно-искусствоведческой экспертизы весьма скудна и представлена лишь несколькими работами <1>. -------------------------------- <1> Струков В.М. Экспертное исследование ювелирных и художественных металлических изделий: Учебное пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 1995; Москвина Т.П., Смирнов А.А., Хазиев Ш.Н. Судебная историко-искусствоведческая экспертиза // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 9; Москвина Т.П., Смирнов А.А., Хазиев Ш.Н. Искусствоведческая экспертиза // Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России: Научное издание. М.: РФЦСЭ Минюста России; АНТИДОР, 2004; Хазиев Ш.Н. Процессуальные и криминалистические основы судебно-искусствоведческой экспертизы // Актуальные проблемы теории и практики судебной экспертизы. Доклады и сообщения на международной конференции "Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе". М.; Н.Н., 2004. С. 335 - 337; Хазиев Ш.Н. Арт-криминалистика: суть и потенциал // Адвокат. 2005. N 5.
Все это в значительной степени способствует появлению ошибок при проведении такого рода экспертиз. Ошибки, обусловленные неполнотой исследования представленных объектов, характерны в первую очередь при исследовании произведений живописи, скульптуры, произведений прикладного искусства. Наибольшую известность получили экспертные ошибки при производстве идентификационных исследований произведений живописи. Это обусловлено большим объемом оборота поддельных картин, совершенствованием методов подделок картин старых мастеров, отсутствием единого стандартизированного подхода к исследованию произведений живописи с целью установления автора произведения. Так, несколько лет назад вскрылась серия экспертных ошибок, связанных с подделками произведений живописи путем добавления на картины западных художников прошлого русских элементов (так называемая перелицовка произведения) с последующим приписыванием этих произведений известным русским живописцам, картины которых пользуются большим спросом. Таким образом было реализовано несколько сотен неправильно атрибутированных произведений <1>. Примером такой ошибочной идентификации является экспертиза картины Доминика Шуфрида, переделанной под Алексея Саврасова, "авторство" которого подтвердили эксперты Третьяковской галереи и Русского музея. -------------------------------- <1> Интервью с В. Петровым, ведущим экспертом Третьяковки: http:// mpo.m/ m/ 605/ interwyyu_s_w._ petrowym_ weduschim_ ekspertom_ tretyyakowki.html.
По данным экспертов, работающих в крупных государственных музеях страны, за последнее время удалось выявить около трехсот фальшивок, большинство из которых были сделаны очень профессионально. Эксперты особо отмечают убедительность фальсификации подписей художников и сопроводительных документов к картинам. Существенный вклад в практику выявления экспертных ошибок, допускаемых при исследовании произведений живописи, внесло издание многотомного Каталога подделок произведений живописи. Первая часть была выпущена в 2007 г. Всего вышло четыре части, и в настоящее время готовится к выпуску пятая часть <1>. -------------------------------- <1> Каталог подделок произведений живописи. М.: Россвязьохранкультура, 2007. Части I, II; Каталог подделок произведений живописи. М.: Россвязьохранкультура, 2008. Части II, IV.
Значительную трудность представляет выявление ошибок и их доказывание. Это обусловлено в значительной мере субъективным оценочным характером формирования и обоснования выводов экспертов. Латентность экспертных ошибок в области как судебной, так и несудебной искусствоведческой экспертизы весьма высока. Ошибки при идентификации авторов - известных деятелей искусства, живших несколько веков назад, выявляются случайно благодаря либо обнаружению архивных документов, либо появлению новой информации о принадлежности произведения другому автору. Имеют место случаи, когда сами эксперты, ранее дававшие заключения, впоследствии признают свои ошибки и открыто об этом заявляют. Большинство ошибок в области судебно-искусствоведческой экспертизы носят деятельностный характер и обусловлены нарушением предписанной последовательности исследовательских процедур, неправильным использованием средств исследования или использованием непригодных технических и иных средств исследования, получением недоброкачественного сравнительного материала. К сожалению, в стране отсутствует централизованная база данных о материалах, использовавшихся для написания картин, изготовления предметов прикладного искусства, о применявшейся в различные годы бумаге, о подписях наиболее известных деятелей искусства. К числу объективных причин экспертных ошибок в области судебного искусствоведения относятся отсутствие разработанной и апробированной общей методики экспертного исследования. Так, подавляющее большинство заключений экспертов-искусствоведов представляет собой краткое описание произведения искусства и изложение мнения эксперта об авторстве или о дате создания произведения без приведения описания хода и результатов проведенного исследования, аргументации выводов. Часто заключение эксперта умещается на одной странице. Представляется необходимым подготовить описание общей методики судебно-искусствоведческой экспертизы с обязательным указанием на структуру экспертного заключения, необходимость приведения в исследовательской части сведений об образцах для сравнительного исследования, описанием стадий экспертизы, требований, предъявляемых к иллюстрациям, и т.д. Наличие такой стандартизованной общей методики позволило бы в дальнейшем подготовить и частные методики судебно-экспертного исследования отдельных видов и родов объектов. К субъективным причинам экспертных ошибок в области судебного искусствоведения можно отнести следующие: - профессиональную некомпетентность эксперта: незнание современных экспертных методик, неумение пользоваться теми или иными техническими средствами, инструментами; неприменение рекомендованного метода, оптимального для данной экспертной ситуации; неправильная оценка идентификационной значимости признаков, результатов, полученных другими членами комиссии при проведении комплексной экспертизы, и т.д.; - неполнота или односторонность исследования; - пренебрежение правилами и условиями применения методик экспертного исследования и технических средств; - профессиональные упущения эксперта: небрежность, неаккуратность; поверхностное производство исследования, пренебрежение методическими рекомендациями, правилами пользования техническими средствами и приборами, неполное выявление существенных признаков объекта; использование не всех известных эксперту методов исследования, игнорирование тех или иных свойств объектов или их взаимозависимости. Экспертные ошибки могут быть связаны и с такими особенностями личности эксперта, как дефекты или недостаточная острота органов чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.; неординарное психологическое состояние эксперта или его измененное сознание, например, вследствие болезни, переутомления, эмоционального или психического напряжения, поспешности. Довольно часто экспертные ошибки бывают обусловлены страстным желанием эксперта обнаружить какое-либо ранее неизвестное произведение выдающегося художника или скульптора. В результате возникновения такого психологического состояния эксперт перестает воспринимать различия и концентрируется исключительно на совпадающих особенностях. Другой причиной личностного характера, способной привести к ошибочному заключению, является стремление эксперта перестраховаться, что приводит либо к необоснованному отказу от дачи заключения, либо к ошибочному отрицательному выводу. Значительную трудность представляет констатация факта экспертной ошибки. Так, нередко по результатам исследования одного и того же произведения искусства составляется несколько заключений экспертов с противоположными выводами. Это имеет место при идентификации автора произведения, созданного много лет назад и никем не описанного. Нередко так и не удается окончательно решить вопрос об авторстве и определить, какое из заключений экспертов является ошибочным. Назрела необходимость создания единого научно-методического органа по судебно-искусствоведческой экспертизе, который включал бы в себя как искусствоведов, так и специалистов в наиболее часто используемых при производстве искусствоведческих исследований областях судебной экспертизы - технологов, материаловедов, трасологов, документоведов, почерковедов и др.
|