Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Псалом Давиду не надписан у евреев 15 страница




Читайте также:
  1. ACKNOWLEDGMENTS 1 страница
  2. ACKNOWLEDGMENTS 10 страница
  3. ACKNOWLEDGMENTS 11 страница
  4. ACKNOWLEDGMENTS 12 страница
  5. ACKNOWLEDGMENTS 13 страница
  6. ACKNOWLEDGMENTS 14 страница
  7. ACKNOWLEDGMENTS 15 страница
  8. ACKNOWLEDGMENTS 16 страница
  9. ACKNOWLEDGMENTS 2 страница
  10. ACKNOWLEDGMENTS 3 страница

 

*) Слова Златоуста: Задача (гадание) есть слово прикровенное и загадочное, для того-то он и мудростью дерзнул назвать его, доверяя Божественному откровению.

 

6. Векую боюся в день лют? (тогда) беззаконие пяты моея обыдет мя. Надобно читать этот стих вопросительно. Хотите ли, говорит, знать для чего я боюсь в день суда? (Ибо злым, по словам великого Василия, называет сей день, как мы сказали это прежде в 40-м псалме, при изъяснений слов: в день злой избавит его Господь). Если хотите знать сие, то послушайте. Я боюсь дня судного потому, что тогда окружит меня беззаконие греха моего, иначе, по силе сего пространнейшего выражения, грех мой. Ибо пятою называется обман, по словам Феодорита, как мы изъяснили это прежде в упомянутом 40-м псалме, а обман есть грех, как обманывающий того, кто производит его. Видишь ли, как Давид изрек здесь мудрое и разумное слово, как обещал прежде, сказав, что он изнесет мудрость и разумение? Он, представляя себя в пример другим, что он боится греха и суда Божия, советует и другим бояться греха, а далее учит их, что суд неподкупен и нелицеприятен *).

 

*) Слова Великого Василия: Злым днем называет день суда, о котором говорит пророк: ныне окружили их советы их (Oc.7,2), в который никто другой не будет поставлен обвинителем твоим, кроме самых действий, из которых каждое предстанет в своем виде: любодейство, воровство, прелюбодейство с ночью, с способом, с свойствами отличающими его, и вообще каждый грех предстанет с своею отличительною чертою для напоминания. А что пята означает греховный обман, в этом удостоверяет и Златословесный: Таково-то зло грех: он прельщает и имеет способность увлекать; сего то, говорит, обманывающего и окружающего меня греха я боюсь. Потому-то и Павел называет его удобостоящим, то есть, часто, легко и удобно окружающим. Другие учители любопытно изъясняют, что беззаконием пяты Давид называет здесь плотской грех, учиненный им с Вирсавиею, потому что, по мнению врачей, от пяты выходит одна жила, которая возбуждает плотскую похоть. Григорий Нисский говорит: Творение Божие не так устроено, чтоб имело какой либо злой день, как свидетельствует о том и повествование о миротворении: но грех и радостный день превратил в день страха и наказания, которого можно было бы нам и не бояться, если бы наблюдающий за нашею пятою змей, которому имя—беззаконие, протяжением своего тела вокруг не занял ходов нашей жизни и со всех сторон страшно и злобно не восставал против нас с своими пестрыми чешуями страстей. Заметим, что Великий Василий читал оные слова так: беззаконие пяты моей не обойдет меня. Слова Феодорита: Многие называют злым днем обыкновенно тот день, в который случается им пасть во что либо неприятное. Посему прилично он так называется, как обличающий в каждом зло и, как гневом ожидающий нечестивых, причиняющий им мучения.



 

7. Надеющийся на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящийся. Из другого стиха надобно подразумевать здесь глагол: услышьте. Услышьте, говорит, вы, которые надеетесь на силу свою, называя здесь сильными не тех только, которые действительно имеют силу, но и тех, которых сила в слове, и богатыми (называя) не тех только, кои богаты серебром, но и тех, которые изобилуют знанием, различением и созерцательными мыслями, как говорит великий Василий. Наименовав их, он продолжает *):

 

*) Слова Феодорита: Я, говорить, боюсь и трепещу ожидаемого дня; а вы, изобилующие богатством, об оном не имеете никакой заботы, но, весьма тщеславясь блистательным имуществом, на текущее надеетесь, как на постоянное.



 

8. Брат не избавит, избавит ли человек? Тогда, говорит, в день суда и родной брат (по плоти) не может избавить от наказания брата своего, возлюбленнейший—по природе возлюбленнейшего; потому, что там ни к чему не послужат ни сила дел и слов, ни богатство денег и мыслей, ни братское сродство. А если там и брат не может освободить брата своего, то как может освободить чужой человек? Ибо первое — избавит — должно читать положительно, а не вопросительно, а второе—избавит ли человек? читается вопросительно, с особенною значительностью и силою голоса. Итак, тогда, говорит, в день суда нет избавления и свободы; но здесь должно избавить себя покаянием и раздачею богатства, поелику избавляете души человека богатство его (Прит. 13, 8). Так Бог говорит у Иезекииля: если будут три мужи сии— Ной и Даниил и Иов среди их, живу Я, говорит Господь, если сыны или дщери останутся; и если они правдою своею избавят души их (Иез. 14,14), то есть и они не избавят сыновей и дщерей своих *).

 

*) Слова Златоуста: И что говорить— в будущем, когда и в настоящее время никакой пользы не приносит дружба? Сколько ни рыдал Самуил о Сауле, не вырвал его (из пропасти)! Сколько также ни молился Иеремия об иудеях, однако ж не помог им, притом и сам молившись о них был наказан. Что ж из того? не излишни ли и молитвы святых? Ни мало, напротив, и очень бывают сильны, если и ты вспомоществуешь оным.

 

9. Не даст Богу измены (выкупа) за ся, и цену избавления души своея. Ни родной брат, ни чужой, говорит, человек не может дать там что либо в умилостивление, иначе в цену и выкуп за себя и за другого: ибо как может дать выкуп за другого в то время, когда сам подлежит наказанию? А равно и за свою душу не может дать цены, или выкупа, чтобы освободить ее; потому что весь мир не стоит человеческой души. Посему то и Господь Христос, чтобы избавить человеческую душу, бывшую в плену диавола, не дал ни земли, ни моря, ни всего мира в выкуп за нее, но отдал самую драгоценную и всякую цену достоинством превосходящую кровь свою. А когда это так, то какую достойную цену можно найти там? Без сомнения никакой. Видишь ли, читатель, как мудры и вместе разумны и загадочны слова божественного Давида?



10. И утрудися в веки (потрудился в сем веке), и жив будет до конца. Изобличив прежде нераскаянных, царе-пророк теперь обращается к кающимся и облегчает труд покаяния их надеждою будущих благ. Ты, говорит, кающийся, потрудился в этом веке? За то будешь жить всегда, ибо это значит—в конец; будешь жить действительною и истинною жизнью, то есть, блаженною и безболезненною; поелику жизнь сего века не есть действительная жизнь, но произвольно называется жизнью, как мы сказали прежде. Под концом можешь понимать и будущий век, потому что этот век есть конец настоящего века *).

 

*) Почему Василий Великий перевел: Итак, кто потрудился в сем веке, тот будет жить в конец. Кто живет в роскоши и крайнем ослаблении от роскошной жизни, кто одевается в порфиру и виссон, пиршествует всякий день великолепно и избегаете трудов, тот и в сем веке не трудился и в будущем не будет жить, но только издали увидит жизнь, когда будет мучиться в пламенной пещи. А кто за добродетель постоянно подвергается бесчисленным подвигам и для достижения ее сильно измождается нуждами, тот будет жить, как весьма изнуренный страданием Лазарь и как изможденный подвигами против врагов. Ибо там, говорить, почили утружденные телом (Иов.3, 17). И Феодорит: Предложив такой совет злоупотреблявшим богатство, он обращает слово к делателям добродетели и говорит: и потрудился в (сем) веке и проч.

 

11. Не узрит пагубы (тления), егда увидит премудрыя умирающыя. Человек, говорит, кающийся, быв уверен в будущем суде, видя мудрых в божественных (делах) и добродетельных умирающими, не усматривает в них тления, то есть, не думает, что они обратятся, чрез разрушение, в ничто, но смерть их почитает только изменением тления на нетление, по изъяснению Златоуста. Но и тогда, когда человек кающийся и верующий в суд и воздаяние увидит умирающими мудрых, так называемых по суетной их мудрости мира, он не думает, что как тела, так и души их погибают, как сии заблудшие мудрецы определяли смерть, находясь еще в живых; нет, но думают, что смерть их есть только переселение в другой мир *). Таково изъяснение более простое. Василий великий, принимая сии слова в высшем смысле, говорит, что сим—избавит человек и прочее—предсказано о Христе. Так как мы—люди в древности стали пленниками диавола, то посему Давид предсказал, что пленный брат не избавляет другого пленного брата, то есть, пророки не могли избавить нас, ибо пророки, посланные для нас, как имеющие одну природу с нами, суть братья наши. Итак, поелику братья наши пророки не избавили нас, то посему избавит нас человек, то есть, Христос— совершенный человек и совершенный Бог,—тот, Кто сохранил человеческое достоинство в целости, а посему и есть человек в собственном смысле и действительно **), Который не дает Богу жертвы за Себя, ни цены выкупа за свою душу. Ибо, как сказано, Он греха не сотвори (1 Петр. 2, 22). Итак, не за себя, а за нас, Он принес жертву, т. е. собственную кровь свою. Он испытывал усталость во время земной своей жизни; так, утомленный путешествием, Он присел у источника. Он не увидит тления, когда все прочие умрут; ибо, не даси, сказано, преподобному твоему видети истления (Пс.16, 10).

 

*) Слова Феодорита: Кто переносит величие труды за благочестие и правду, тот в награду за труды получит нетленную жизнь и не будет разделять вечного тления и всегдашнего мучения с мудрецами мира, которых Апостольское слово называет глупыми. Оригeнa: Кто в свой век, или в продолжение настоящей жизни изнемогает, тот в конец будет жить истинною жизнью и не увидит тления, когда будут умирать мудрые и вместе погибнут безумный и несмысленный. Симмах перевел: Почивший в сем веке будет продолжать жизнь непрерывно.

**) Слова Вел. Василия; Итак не ищи брата для избавления, но того, кто выше твоей природы и не простого человека, но Богочеловека—Иисуса Христа, который один может дать Богу умилостивительный замен за всех нас, ибо Его предложил Бог в умилостивительную жертву чрез веру в кровь Его. Почти то же говорит и Ориген.

 

Вкупе (вместе, одинаково) безумен и несмыслен погибнуть. Одинаково, говорить, погибнут от земли и от части спасаемых, как безумный, т. е. такой человек, который действительно не знает Бога; ибо сказано: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52, 1),—так равно и несмысленный, т. е. такой, который хотя и знает Бога, но стремится только к земному и не имеет никакого попечения о небесном.

И оставят чуждим богатство свое. Будучи застигнуты внезапною смертью, они, говорит, оставят чужим свое богатство, нажитое тяжелым трудом.

12. И гроби ихжилища их во век. Хотя они и устроили великолепные жилища для себя, но так как этими жилищами завладеют другие (когда те умрут), то жилищами для них сделаются их гробы в продолжение всего настоящего века.

Селения (жилища) их в род и род. Повторяется предыдущая мысль, при чем пророк еще с большею силою порицает неразумие этих людей (т. е. безумного и несмысленного). Гробы, говорит, их будут их жилищами.

Нарекоша имена своя на землях. Смотрите, вот еще новый вид неразумия: движимые честолюбием, они придали имена свои известным местностям, для увековечения памяти о себе. Так от Византа получила свое наименование Византия, от Диогениана—Диогенианово поле, от Гермона— Гермонионов театр и т. под.; при чем людям этим следовало разумеется скорее иметь заботливость о вечности душ своих, a не имен.

13. И человек в чести сый не разуме. Будучи в чести, как сотворенный по образу Божию и притом один только из всех тварей, человек не уразумел этого своего достоинства, и, смотрите, до чего он дошел, когда перестал потом следовать своему первообразу.

Приложися скотом несмысленным и уподобися им.—Приложися, иначе сказать: присоединился. Ибо, тогда как Бог благоволил отличить человека разумом от всех бессловесных и заповедал ему разумом своим господствовать над ними, он присоединил сам себя к этим бессловесным скотам и дошел до такой степени неразумия, что перестал размышлять о небесном и устремил все свои мысли к одному земному, закон бессловесных стал и для него теперь законом и начал направлять его действия к удовлетворению страстей всякий раз, как только зарождались в его душе какие либо желания или стремления к чему-нибудь, он стал преследовать всеми зависящими от него способами лишь одни плотские удовольствия. Под скотами в приведенном месте разумеются вообще все бессловесные твари.

14. Сей путь их соблазн им. Такое приравнение себя к бессловесным скотам служит, говорит, для них (т. е. для безумного и несмысленного) препятствием и великим вредом для вступления на путь добродетели.

И по сих (после сего) во устех своих благоволят (станут одобрять). И после того как люди эти сделаются подобными скотам, они, совершив что-нибудь злое, станут еще произносить собственными устами одобрения и похвалы себе за такие дела. При сем должно заметить, что под наказанием разумеется то же, что обыкновенно разумеет под этим словом св. Писание, т. е. смерть души и ее погибель.

15. И обладают ими правии (праведники) заутра.—Заутра, то есть скоро, быстро. Обладают, иначе сказать: сделаются могущественнее их. А все это значит, что те, которые ведут истинно добродетельную жизнь, быстро сделаются людьми более могущественными, чем первые, не смотря на то, что прежде те были слабее их. И будут они такими не только там, где ожидают их венцы, но и здесь, на земле, защищаемые Богом и отличаемые пред теми людьми, злоба и лукавство которых пытались одолеть их, и не могли. Примером этого может служить для вас Иосиф (сын Иакова), который, находясь в рабстве (у жены Пентефрия), сделался впоследствии могущественнее своей госпожи.

И помощь их обетшает во аде.—Обетшает, т.е. помощь сделается тогда бесполезною для них; короче: ее вовсе не будет тогда. Ибо что обветшало, то делается бесполезным для нас; а что сделалось бесполезным, то как бы уже перестает существовать для нас. Они, говорит, возлагали свои надежды не на помощь Божью, а на богатство и на друзей своих, помощь которых не будет уже пригодною для них в преисподней, так как она не может иметь туда доступа к ним.

От славы своея изриновени быша. И не это только одно случилось с людьми, которые дошли до состояния бессловесных тварей, они утратили также и ту свою славу, из за которой погубили свои души. Ибо они прилагали вот свои старания к тому, чтобы оставить по себе память достойную похвалы, но утратили ее, или сделались неприметными для других, иди же, наконец, вместо похвалы заслужили себе порицание.

16. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Здесь содержится пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были в аде. Бог, говорит, избавит душу мою от ада, когда чрез воплощение сделает человеческое существо своим жилищем.

17 и 18. Не убойся егда разбогатеет человек, или егда умножится, слава дому его. Яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Под человеком здесь разумеется грешник. Не бойся и не думай, говорит, будто Бог не назирает за человеческими делами. Человек грешный не возьмет, говорит, с собою в ад ни одной вещи, принадлежащей ему, и пойдет туда один, без всего. Под славою вообще разумеется величие, знатность, известность. Или же, в частности, под славою дому его разумеется слава дома, т.е. разные украшения в доме и вокруг него, например: галереи, места для гуляний, золоченные кровли и полы, изображения животных, составленные из драгоценных камней, луга, парки, целые толпы слуг, роскошная мебель, а также одежда и тому под. Или же под славою дому его разумеется слава тела человеческого, т. е. его крепость, красота, рост и подобн.; или же наконец слава души, т.е. добродетель. Разумея здесь под славою славу тела человеческого, мы принимаем в таком же значении и следующие слова пророка, взятые нами из другого псалма: вся слава человеческая, как трава или как цветок полевой.

19. Яко душа его в животе его благословится. Пока, говорит, человек грешный жив, он и сам считает себя блаженным и другие громко говорят о нем, те, которые сами не в состоянии понять, в чем именно состоит истинное блаженство настоящей жизни; а когда такой человек умрет, то он будет испытывать противное всему этому.

Исповестся Тебе, егда благоcomвopuши ему. Слова эти относятся к человеку грешному—неимущему, который только тогда, говорит, принесет благодарность тебе, когда ты сделаешь для него что-нибудь доброе, т. е. то, что ему нравится; а после, во всякое другое время, он станет относиться к тебе с презрением и пренебрежением, хотя бы сам ты и отличался всеми добродетелями. Но можно также думать, что в этих словах выражаются отношения человека неправедного к Богу. Пророк как бы так говорит: когда Ты, Господи, являешь Свои благодеяния на этом неправедном человеке, тогда он станет благословлять Тебя; но если только ему случится испытать какую-либо неудачу в жизни, из уст его польются тогда не благословения, а хулы на Тебя, Боже. Праведник напротив благословит Господа во всякое время.

20. Внидет даже до рода отец своих. Когда грешник умрет, он спустится тогда в самую преисподнюю, в ад, туда, где находится гиблое поколение его предков.

Даже до века не узрит света.—Даже до века, т. е. пока век существует; а век существует всегда. Итак, грешник, заключенный в темные пространства земли, вечно не будет видеть света.

21. И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им. В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам.

 

Псалом 49

 

Псалом Асафов

 

Что значит надписание «псалом Асафов», об этом мы говорили в предисловии к нашему толкованию на псалмы, а потому считаем лишним повторять здесь сказанное. Но мы хотели бы обратить здесь внимание читателя на то обстоятельство, как разумно, что настоящий 49-й псалом следует в Псалтири тотчас же за предшествующим ему 48 псалмом, так как оба псалма сходны по своему содержанию: в них заключается обличение, которое происходит пред лицем особых свидетелей. Говорим сходны, за исключением разве того, что в первом псалме призывается к слушанию этого обличения все естество человеческое, во втором—небо и земля; ибо сказано: призовет небо свыше и землю (ст. 4). Далее, в том псалме Господь порицает чрез пророка вообще всякого человека, который живет нечестиво, в этом обличаются, по-видимому, одни иудеи. Подобным же образом описывает Бога сидящим и обличающим и другой пророк: Слышите горы суд Господень, говорится в книги этого пророка, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилемпретися имать (Мих.6, 2). И Исаия говорит: Слыши небо и внуши земле. А что неодушевленные предметы являются здесь как бы судьями существ одаренных душою, то такая форма речи очень обычная в св. Писании, она употребляется именно в тех случаях, когда нужно внушить кому-либо особый страх или сильнее пробудить сознание. Вместе с тем, чрез это открывается самым наглядным образом человеколюбие Божие, доходящее до такой степени, что Господь как бы сам сходит на землю, в среду людей, чтобы вместе с ними предстать на суд.

Ст. 1. Бог богов Господь глагола, и призва землю. В св. Писании можно различать четыре значения, в каких употребляется имя Божие. Первое всего Богом называется Господь и Творец неба и земли. Во вторых именем Божиим называются иногда в Писании из подражания и по подобию и люди, как в приведенном выше месте: Бог богов Господь глагола, или как наприм. в другом псалме: Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит (Псал.81, 1). Или еще: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu (Там же, ст. 6). Или наконец: Богов да не злословиши, и князем людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28).

Ясно, что во всех указанных местах богами называются такие люди, которые своею добродетельною жизнью явились подражателями Богу, и которые, будучи начальниками и судьями, уподобляются Ему в своем управлении и на суде. В третьих называются именем Божиим некоторые люди по аналогии, как напр. Моисей назван богом Фараона, так как совершил пред ним знамения и разные чудеса, наводил на него казни и снова повелевал им останавливаться, имел Аарона провозвестником своей воли и явился перед Фараоном, как владыка жизни и смерти. Это третье употребление имени Божия отличается от второго тем, что Моисей называется не просто богом, но богом Фараона. В четвертых именем Божиим называются боги языческие, как называли покланяющиеся им, по своему заблуждению и неразумию, напр. Идите и взывайте к богам, которых вы избрали (Суд. 10, 14). Или еще: Не сотворите себе сами богов сребряных, и богов златых (Исх.20, 23). Итак Дух Святый устами пророка Давида говорит, что Творец князей и судей земных и Господь всего глагола. А что именно глагола Бог, это объясняет другой пророк, как заметили мы выше: Слышите горы и дебри основания земли (Мих.6, 2). Глагола Бог и при этом призвал к слушаний своих глаголов всю землю.

От восток солнца до запад. Т. е. именно всю землю, от одного края до другого, или от одной крайней ее границы до другой.

2. От Сиона благолепие красоты Его. Как эти, так и следующие за ними слова (ст. 3) суть вставочные в настоящем псалме; они содержать пророчество. В приведенных выше словах заключается та мысль, что как в древности на Сионе был храм Бога—Отца, который являлся красотою и славою Его божества; так впоследствии как бы от Сиона произойдет храм Сына Божия, который также точно явится красотою и славою обитающего в нем божества Его. Под красотою должно разуметь здесь божественное достоинство Господа, так как ничто не может быть прекраснее этого.

3. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит. В этих словах содержится пророчество о втором пришествии Христовом. В первое свое пришествие Иисус Христос явился на земле тайно, так что сам диавол не знал его; ибо, если бы он знал, то не спрашивал бы Господа, когда они были на горе: аще Сын ecu Божий. Во второе пришествие Господь приидет напротив явно на землю вместе с силами и славою многою. Тогда Господь приходил в образе раба, подобно ловцу, который имел своею целью уловить некогда возмутившегося против Бога диавола; во второе свое пришествие Он приидет напротив как Судия всей твари. Яко же бо молния исходит от восток, говорит Писание, и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого (Матф.24, 27). Это второе пришествие Господне будет для всех и страшным и явным. Выражение не премолчит значит тоже, что не потерпит потом во веки никакого нечестия.

Огнь пред Ним возгорится, и окрест (вокруг) Его буря зельна (сильная). Этими словами псалмопевец предрекает, что явление Господа на земле во второе пришествие будет грозное и нестерпимое. Таким некогда созерцал это явление в своем видении и пророк Даниил: Река огненная течаше исходящи пред ним, говорится в его книге, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ (Дан.7, 9—10). Под бурею разумеется порывистое и сильное движение воздуха, которым будет сопровождаться тогда нисшествие Божие на землю.

4. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди своя.—Небо свыше, т. е. небо, что находится вверху над нами. Призовет небо и землю для присутствования при суде, который Господь произведет над народом своим нечестиво живущим. Разсудит сказано здесь вместо обличит. Замечательно, что когда Моисей вводит израильский народ в обетованную землю, также призывает небо и всю землю в свидетели взаимных условий, какие заключил он, по повелению Божии, с этим народом,—призывает во свидетели как такие, которые не могут измениться по своей природе и которые обнимают собою как грешников, так и праведников. А что неодушевленным предметам приписаны здесь некоторые свойства существ одушевленных и разумных, то это сказано приспособительно к человеческому пониманию.

5. Соберите Ему преподобныя Его. Под преподобными разумеются те израильтяне, которые стараются вести жизнь праведную и которые посвятили себя на служение одному Господу.

Завещающыя завет Его о жертвах. Т.е. тех преподобных, поясняет далее пророк, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют завет Божий в отношении их. Под заветом разумеется здесь закон, некогда данный Богом народу израильскому. Соблюдая, как мы сказали, только одни касающиеся жертв предписания закона, они думают, что уже исполнили весь закон и, вследствие этого, хвалятся своими жертвами и считают себя самыми угодными Богу людьми. Соберите же к Нему, говорить пророк, этих преподобных, соберите, разумеется, в то именно время, когда происходило чтение пророческих речений пред народом.

6. И возвестят небеса правду Его. Намереваясь ввести на суд самого Бога, судящегося с своим народом, пророк спешит предупредить и объявляет, что Бог все рассудит праведно на этом суде, так что даже неодушевленные небеса станут возвещать Его правду. Или же, быть может, пророк называет здесь небесами не те небеса, которые мы видим, но обитающие на небе чины бестелесных и духовных существ, всегда окружающих Господа.

Яко Бог судия есть. Вот самое лучшее ручательство за суд праведный, так как судиею на нем будет сам Бог, имеющий судиться с народом своим. Он все рассудит праведно, потому что правда свойственна Ему по самой Его природе.

7. Услышите людие мои, и возглаголю вам. Отсюда начинается обличительная речь Божия к народу своему. И первее всего Господь требует, чтобы народ был внимателен к этой Его речи. Услышите, говорит, т. е. обратите особенное внимание.

Израилю, и засвидетельствую тебе. Т. е. услышите, или услыши, Израиль. Назвав израильский народ своим народом, Господь вслед затем называет его собственным и самым любимым его именем: Израиль. Услыши Меня, как бы так говорит Господь, Израиле, и засвидетельствую тебе, т. е. буду говорить и беседовать с тобою.

Бог, Бог твой есмь Аз. Я, который говорю теперь к тебе, есмь Бог твой. Благоговей же предо Мною. А говорит это Господь для того, чтобы показать, как велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами своими вступает в беседу. Имя же свое повторяет Господь в приведенном месте с тою целью, чтобы тем самым сделать более сильный упрек слушающим его за их бесчувственность и неразумие.

8. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжений же твоя предо Мною суть выну. Не это, говорит, назначил Я предметом обличения для тебя в настоящий раз, т. е. чтобы обвинять тебя, народ мой, за твои жертвы и за то, будто ты не радишь о них. Твои всесожжения беспрестанно курятся на алтаре храма Моего, и что касается жертв, то в этом отношении ты неповинен перед Мною. Но есть на тебе иная вина, в которой Я стану теперь обличать тебя.

9. Не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов. Заботясь о жертвах, не думай, говорит Господь к народу своему, что в этом одном и заключаются твои обязанности по отношению ко Мне. Знай, что Я вовсе не нуждаюсь в твоих жертвах, как не нуждаюсь и вообще ни в чем вещественном; а скорее сам раздаю каждому все, в чем кто имеет нужду. И потому впредь Я не приму от тебя подобных жертв твоих. Но еще сильнее Господь упрекает народ израильский за такой неправильный взгляд на жертвы чрез пророка Исаию. Что Ми множество жертв ваших? говорит там Господь. Исполнен есмь, всесожжений овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу. Кто бо взыска сия от рук ваших (Ис.1,11 и 12)? Такой же упрек изрекает потом Господь народу своему чрез пророка Иеремию в следующих словах: вскую Мне кадило от Савы приносите, и кинамон (корицу) от земли дальния (Иер.6,20)? И в другом месте у того же пророка читаем: яко не глаголах ко отцем вашым, и не заповедах им о всесожжениях и жертвах (7, 22). Многое и другое в том же смысле говорил Господь чрез разных пророков к народу своему относительно жертв, и приведенные выше слова суть не единственные в этом роде. Но нам могут возразить, что ведь сам Бог первый передал своему народу чрез Моисея разные законоположения о жертвах, а теперь называет жертвы лишними. В разрешение такого кажущегося противоречия мы ответим: действительно, сам Бог первоначально дал своему народу некоторые законоположения относительно жертв, но Он сделал это не ради Себя, потому что Сам Он не нуждался в этих жертвах, а единственно из снисхождения к слабости и очерствелости своего народа. Зная однажды на всегда об этом народе, что он научился в Египте приносить жертвы, что жертвы эти ему приятны, что его трудно сразу оторвать от них и снисходя, как мы заметили, к этой его слабости, Господь по своему мудрому домостроительству установил жертвы Себе чрез Моисея, установил для того, чтобы народ Божий, собираясь на эти жертвоприношения, как можно чаще вспоминал о своем Господе и чтобы посредством жертвоприношений, которые так приятны были ему, лучше можно было сохранить в нем истинное благочестие, в народе неблагодарном и легко забывающем благодеяния Божии. Но теперь, когда народ израильский в продолжение очень долгого периода времени и великими знамениями был наконец достаточно утвержден в той истине, что Бог, которому он молится и приносит свои жертвы, и есть только один Бог истинный, Господь выясняет пред этим народом настоящий смысл жертв и положительно объявляет, что они бесполезны и излишни. Да устыдятся же после всего этого иудеи, которые бегут прочь от истины и закрывают свои глаза пред светом, заключающимся в словах св. Писания.


Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты