КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Псалом Давиду не надписан у евреев 14 страницаБог сидит на престоле святем своем. Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную престола величия на небесех. Престол Христов называет святым, как свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. 10. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Сими словами Давид показывает силу евангельской проповеди, то есть, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей и правителей и князей, так как они все собрались со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым *). Назвал Богом Авраама, чтобы показать, что Христос, по Божеству, был Богом и Авраама и потомков Авраама, и что Он есть один и тот же законодатель и ветхого и нового завета.
*) Некто: Это имеет сходство с сими словами: сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен израилевых; ибо святые апостолы Его стали князьями народа. И Феодорит: Обещания, говорит, данные Аврааму получили исполнение. Господь всех обещал Семенем Его благословить все народы; и они и князья их, оставляя отечественных богов, собираются с Богом Авраама и называют Его своим Богом. А служителями призывания их были Божественные апостолы, утвердившие высоту богословия чудотворением.
Яко Божии державнии (от) земли зело вознесошася. Собрались, говорит, с Христом вышесказанные князья и правители; потому что Апостолы Христовы (их-то, по Златоусту и Феодориту, назвал державными Божиими), быв укреплены силою Святаго Духа, победили и демонов и жестоких правителей. Посему они вознеслись над землею, то есть, стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями *).
*) Потому—то и Великий Василий, изъясняя слова Исаии: утвердивший землю и что на ней и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух попирающим ее, говорит: ибо попирающие земное, как низкое, и ставшие выше всего признаются достойными дара Святаго Духа (гл.22, о Святом Духе). А Феофилакт Болгарский, изъясняя слова: на страже моей стану, говорит: Свойственно святым, когда они желают научиться чему либо от Бога, всякою осторожностью охранять свое сердце от мирских забот, и, простираясь к одному Богу, выходить на возвышение мысли от земных предметов, как на некий камень. Ибо Бог требует возвышенных сердец, как говорит Давид: Божии державные от земли весьма вознеслись; также: птенцы коршуна высоко парят.
Псалом 47
Псалом песни, сынов Кореовых. Вторые субботы (понедельник).
Что значит псалом песни, мы сказали прежде в предуведомлении о книге (гл. 4). Там же мы объяснили и то, что значит: сынам Корея (в гл.5). Второй субботний (понедельник) означает тот день, в который пет был настоящий псалом; ибо евреи субботою называют всю седмицу. Этот псалом содержит благодарение от лица иудеев за избавление их от Вавилонского плена и возвращение их в отечество —Иерусалим. Он приличен и тем христианам, которые, освободясь от работы идолам, возвратились к Богопознанию *).
*) Афанасий говорит, что этот псалом поется и от лица апостолов, повествующих о претерпенных ими гонениях за проповедь и одержанных ими победах.
Ст. 2. Велий Господь, и хвален зело. Велик, говорит, Господь по силе, мудрости и благости *), и весьма достоин, или лучше чрезмерно достоин, хвалений за те чудеса, которые Он произвел над нами; поелику мы, забытые по причине долговременного плена, чудным образом вызваны из оного и нечаянно удостоились человеколюбия от Господа.
*) И божеств. Дионисий: Бог называется великим по собственному своему величию, по сообщению Себя всем великим и излиянию и распространению Себя далее всякой величины, по объятию всякого места, по превышению всякого числа, по проницанию всего непостижимого, по полноте и великодействию Его и по источным Его дарам. Также Златословесный: О том, что Он велик, говорит, а о том, сколько велик, не говорит; ибо сего никто не знает. Другой никто: «что Он велик, это ты можешь видеть, воззрев на небо и осмотрев весь мир согласно с Исаиею, сказавшим: возведите очи ваши и посмотрите, кто сделал все это? Ибо в величии и красоте тварей по соображению усматривается Виновник бытия их. Он велик, потому что рожден от великого Бога и Отца, как Сам сказал: Отец, который дал Мне, больше всех есть (у Никиты). И блажен. Августин в 27-й главе своих рассуждений: Велик Господь, ибо Он сила непостижимая, ни в чем не имеющая недостатка, себе самой достаточная. Он и достохвален весьма. Итак Его-то должна любить душа, хвалить язык, о нем должна писать рука и в божественнейших рассуждениях должен упражняться всецело весь ум верующего... Ибо весьма справедливо, чтобы тварь воспевала Творца, Который для того и создал нас, чтобы мы воспевали Его, хотя Он в песнях наших ни сколько не нуждается.
Во граде Бога нашего, в горе святый Его. Достоин, говорит, Господь быть воспеваем в городе Иерусалиме, признающем Его за Бога истинного, так как незнающие Бога не хвалят Его. Сказав: во граде Бога, он вспомнил о горе Сионе, как соединенной с городом Иерусалимом, потому что она самая близкая к нему. Часто Давид одною только сею горою называет весь город Иерусалим, то есть, называет его Сионом: избрал Господь Сион (Псал.131,13). Городом Божиим называется также и христианская церковь, признающая Бога живущим в ней. Также церковь есть и святая гора, поскольку она выше долу пресмыкающегося (низкого) зла и имеет мысль устремленною к небу, где и живет она. 3. Благокоренным радованием (хорошо укорененной радости) всея земли. Здесь также общее речение подразумевается: в горе, —почему вполне должно сказать так: велик Господь в горе, хорошо укорененной, то есть, хорошими корнями укрепленной. Сия же гора, столь хорошо укрепленная, есть радость всей земли. Здесь снова разумеет гору Сион,—а после: хорошо укорененной, надобно дать черту, и тогда читать радость *).
*) Гора Сион сделалась радостью вселенной, потому что, по Златоусту, она есть источник благочестия, корни и начала Богопознания. Ибо училищем, земли тогда был Иерусалим, и желавшие достигнуть радости, благоустроиться и украситься, там научались обязанностями. Если же тебе угодно принять это и в высшем смысле, ты увидишь истину в событиях. Ибо отсюда распространилась радость по всей вселенной. Отсюда веселие и радость; оттуда источники любомудрия, где распят Христос и откуда быстро потекли апостолы.
Горы Сионския—ребра северова, град Царя великого! Та вещь, которая обращена мне в бок, как лежащая ко мне ребром, может быть названа между прочим и моим ребром, потому что бок ее обращен к моим ребрам. Поелику же и гора—Сион, то есть, Иерусалим не лежит прямо, но боковою стороною к северному ветру (ибо север не дует прямо в Иерусалим, но с боку); то посему ребрами северными назвал гору Иерусалимскую, говоря: О горы Cионские, обращенные к северу боковою стороною и потому ребром лежащие к северу! город великого царя! Называет так с великою радостью горы и город Иерусалим—пленный еврейский народ. Он именует гору Сион во множественном числе—горами, по обыкновению еврейского языка, употребляющего множественные вместо единственных, как мы говорили неоднократно *), а великим царем называет Бога, так как один город Иерусалим тогда был посвящен одному Богу. При возведении сих слов (к высшему смыслу) их должно понимать так: священное Писание часто называет севером диавола за его холодность (нелюбовь) и потому, что на северной стороне от Иерyсалима находится Вавилон, которым порабощен Иерусалим; почему Иеремия сказал: от лица севера возгорятся бедствия на всех жителей земли (Иер.1,14), и Иоиль: и пришедшего с севера отжену от вас (Иоиля 2, 20). Ребрами диавола были члены его, то есть, народы. Итак псалом сказывает, что те народы, которые прежде были членами диавола и которыми диавол обладал, те самые после сделались горами Сиона, то есть, сделались высотами и оградами христианской церкви, как потому, что они возвысились над низкими и влекущими долу мирскими вещами, так и по своему мужеству и великодушию. Но что я говорю, что народы сделались оградами церкви? Они сами сделались собственно городом Христовым, так как из народов составилась Христова Церковь *).
*) По описанию других город Иерycaлим был построен на четырех горах, из коих 1-я Сион, лежащая на южной стороне города, 2-я Акра, лежащая с северной стороны, 3-я Mopиa, лежащая с восточной стороны и 4-я Везефа, имеющая скат к западной стороне; притом и другие горы находятся в окрестностях его. **) Некто говорит, что для того и закон, данный чрез Моисея, повелевал закалать агнца со стороны жертвенника, так чтобы он смотрел к северу. Этот образ означает то, что, по заколении (Христа) в Иудее, Христос обратится к северным странам вселенной, что пойдет уже к сим народам и дарует им свой надзор, по сказанному в псалмах: очи его призирают на народы. Слова Феодорита: горами, отражающими север и охраняющими город от повреждения справедливо можно назвать апостолов и пророков и их многоразличное учение, а сверх того и приставленных к верующим ангелов.
4. Бог в тяжестех его (важных домах) знаем есть, егда (поскольку) заступает и. Мы сказали в замечании на слова: «от тяжестей слоновых» в 44-м псалме, что тяжестями называются великие башни, высокие и издали видимые здания, строящиеся при городах. Здесь под таковыми должно разуметь знаменитый Иерусалимский храм, в котором обитая Бог является священникам, когда во время брани желает им помочь. Давид сказал это в похвалу Иерусалиму. Таинственно и в высшем смысле под городом разумеется жизнь находящихся везде христиан. По Феодориту, он один, по причине единения в вере, и по причине одного благочестия у них. Важные или дома суть находящееся по местам храмы, или церкви, в которых является Христос, когда во время гонения вспомоществует христианам и защищает их *). Надобно знать, что церковь, состоящая из верующих, называется и одною и многими, одною, по одной вере и благочестию, как мы сказали прежде, многими—по многим храмам, или домам Божьим, находящимся в многоразличных местах, подобно тому, как и всякой город, хотя имеет много отдельных домов, но называется одним городом, по словам Феодорита **).
*) Некто говорит, что важные в церкви суть апостолы, учители святых церквей, руководители к таинствам и великие избранные и отличные в церкви, в которых, как важность, высокие и крепкие столпотворения добродетелей. В сих то и таковых познается Бог, как заступник и спаситель их от искушений (у Никиты). **) Прибавление из Феодорита: Посему в молитве мы говорим о святой единой соборной и апостольской Церкви, находящейся от концов до концов вселенной.
5. Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе. 6. Тии видевше maко, удивишася, смятошася, подвигошася. Цари, говорит, земные собрались воевать против Иерусалима и христианской церкви, и пришли вместе на нее, вспомоществуя и способствуя один другому; потом, увидев, какую Божественную силу имеет церковь, удивились (ибо, доколе не увидали, не удивлялись), и не только удивились, но и смутились от страха, и не только смутились, но и поколебались, то есть, переменили первый гордый свой образ мыслей. 7. Трепет прият я: тамо болезни, яко (у жены) раждающия. Выше сказанные, говорит, враги церкви, увидев силу ее, трепетали от страха; и как постигают чревоболения беременную, так и врагов постигли беспокойства, мучения и опасения того, что они пострадают от сей брани против нее *).
*) По словам Великого Афанасия: Сим означается брань за проповедь, бывшая против апостолов от чувственных царей народов и, следовательно, невидимых демонов в древности царствовавших, которые, поражены, и изумились по причине поданной святым от Бога помощи.
8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския. Ты, говорит, Господи, сокрушишь врагов Твоей церкви сильным движением Божественного твоего гнева, и сокрушишь столь удобно, как сокрушаешь бурею Фарсисские судна; а Фарсис есть место постройки и заготовления великих и весьма красивых кораблей. Или говорит, что Ты сокрушишь и самые корабли Фарсисские с находящимися в них врагами церкви. А некоторые говорят, что Фарсисом называется находящейся в Ливии Кархидон *).
*) В 3-й Царств 10, 22 написано: Корабль Фарсисский (был) у царя Соломона на море с сынами Хирама; чрез три года однажды приходил к царю корабль из Фарсиса с золотом, серебром и обточенными и выделанными камнями. Итак теперь сокрушенными кораблями Фарсиса выразил погибель богатства и силы прежде сказанных царей—врагов церкви. А Феодорит на вопрос, какой это город Фарсис, отвечает: здесь так назвал некую Индийскую страну. Изъяснители Иезекииля назвали так Кархидон, столичный город в Ливии (вопр. 36 на 3 цар). Ипполит говорит, что Фарсисы переводятся Ефиоплянами. Евдоксий: Фарсис назвал златокаменным; а еврейский перевод— голубым цветом.
9. Якоже слышахом, тако и видехом во граде, Господа сил, во граде Бога нашего. Сии слова говорят после брани те христиане, которые ускользнули из рук врагов церкви, говорят, что истинно согласно то, что мы слышали, с тем, что мы теперь увидали на деле в городе сильного Бога нашего. А мы слышали, что Бог в древности произвел великие чудеса для своего народа и своей церкви; теперь же увидали собственными глазами во дни наши чудотворения Его; почему виденным теперь подтверждается слышанное нами прежде *).
*) Феодорит: Прилично и врагам церкви говорить: как мы слышали, так и видели. Ибо собравшись на брань, но увидев невозможность победить, ужаснулись и, прекратив брань, кричат, что за нехотение наше принять предсказаний о ней мы на самих себе увидали истину их. Ибо без веры они не говорили бы: в городе Бога нашего.
Бог основа и в веки. Сии слова относятся только к христианской церкви, а не к городу Иерусалиму; потому что только церкви врата адовы не преодолеют, как говорит Господь (Матф.16, 18); а город Иерусалим срыт до основания, так что иудеям нечего сказать против сего, потому что истина заграждает им уста. 10. Прияхом, Боже, милость твою посреди людей твоих. Мы, говорит, Господи, ожидали от Тебя помощи, почему и не лишились оной. Златоуст говорит, что выражение—прияхом—здесь означает: мы познали *).
*) Слова Златословесного: Что значит: ??????????? Мы надеялись, мы ожидали, мы познали человеколюбие Твое.
11. По имени твоему, Боже, тако и хвала твоя на концах земли. Как, говорит, чудеса Твои, Господи, распространились и славны по всему миру, так и хвала Твоя распространится по всей земле и все люди будут прославлять Тебя, как всемогущего Бога *).
*) Феодорита: Лжеименные боги не имеют силы соответствующей наименованию их, ибо они не суть то, чем называются; а за Твоим именем, Владыко, следуют дела, проповедующие истину Твоего имени; посему справедливо приносится Тебе хвала от всей вселенной.
Правды исполнь десница Твоя. Десница Твоя, Господи, полна, говорит, всякой правды; потому что Ты по своей правде помогаешь нам и защищаешь нас от неправды *).
*) Златоуста: Сим показывает, что получавшие благодеяния, получали оные не по достоинству своему, но по Его существу. Ибо в этом состоят сущность Его: Он радуется о правда, увеселяется человеколюбием. Это Его дело; и потому-то они наслаждались толикою благотворительностью: как огню свойственно согревать, и солнцу—светить; так и Ему—благотворить, и еще несравненно более.
12. Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери иудейския, судеб ради Твоих, Господи! Давид посредством горы— Сион побуждает живущих на сей горе людей радоваться и веселиться. Он называет дщерями иудейскими или жен, как более робких и достойных сожаления, нежели мужей, или города, окружающие Иерусалим и возбуждает их к радости. Таинственною горою изображается христианская церковь, как мы сказали выше. Дщери иудеи, то есть, веры, суть христианские души, или церкви по местам и храмы *). По какой же причине призывает их к радости? По той, говорит, что Ты, Господи, произвел суд и, следовательно, помог нам и защитил нас от обиды, а обижавших нас врагов осудил и наказал.
*) Слова Афанасия: Дщерями иудейскими называет души апостолов, как происходящих из Иудеи. Феодорита: Дщерями иудейскими называет церкви во вселенной, как основанные апостолами, имевшими происхождение из иудеев.
13. Обыдите Сион, и обымите (обступите) его. Как город Иерyсалим был прежде в развалинах, то есть, разрушен и истреблен при взятии его Вавилонянами, а по взятии населен опять и превосходно укреплен; то по сей причини Давид побуждает народ обойти его и посмотреть, как он снова украшен и украшен по прежнему *).
*) Оригена: Гора Сион веселится и дщери иудейские радуются по причине судов Божиих, созерцая слова о них и события по сим словам. И, обступив Сион, окружают его и, взошедши на башни его, взывают сверху к не могшим еще взойти так: приложите сердца ваши к разумению силы его, и каждый, устрояя из дел жизнь свою, пусть имеет памятование, соответственное разделение города (в издан. Своде). Аполлинарий переводит героическими словами так: поспешите мне обойти Сион вокруг него. Григория Нисского: Сион есть гора, представляющаяся высшею Иерусалимской Акры. Итак кому советует обойти ее, тому повелевается сродниться с высоким житием, чтобы мог взойти на самую вершину града добродетелей, которую представляет загадочно под именем Сиона; a это повелевает самовластно Дух Святый апостолам.
Поведите в столпех (сказывайте на столпах) его. Сидя, говорит, на башнях Иерусалима, вы—тамошние жители, сказывайте, как он был прежде обесславлен и разрушен Вавилонянами, и сколь славным и блестящим городом он сделался теперь. А Златоуста слово: поведите—перевел—перечтите, то есть, башни Иерусалима, как много их*).
*) У Златоуста содержится следующее: Другой: перечтите башни его, вместо: перескажите о башнях его. А некто изъясняет это так: столпами (башнями) церкви Христовой назовем святых апостолов и евангелистов; а пересказываем о них, когда говорим изустно об их делах и употребляем их слова и чистые наставления касательно таинств, чтобы быть, как написано, на подобие голубиц сетующих (Иез.7, 16). Слова Феодорита: Башнями его называет достигших крайней добродетели и подражающих на земле жизни ангелов, которые, на подобие башен, окружают и хранят ее. У Иеронима написано: пересчитайте палаты его.
14. Положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его. Обратите, говорит, ум ваш и подумайте хорошо, какую теперь силу имеет Иерусалим. А здания, как мы сказали в 44-м псалме при изъяснении слов: от тяжестей слоновых (домов), означают не только великие дома, но и башни. Итак Давид говорит: разделите каждый из вас—жителей Иерyсалима—башни его, и рассматривайте его с величайшим вниманием, не спеша, как они крепки, как огромны и как красивы *).
*) Некто говорит: Сила церкви суть утверждающие ее слова, которые внушать от всего сердца повелевает святым апостолам. Зданиями на Сионе, то есть, в церкви особенно ныне могут быть названы апостолы и евангелисты: сих то мы, учители, после них как бы разделяем между собою, принимая сказанное ими правильно и непогрешительно за доказательство сказываемых нами слов, желая защищать учение истины. Евсевий: Это слово повелевает сии по местам церкви разделить. Ибо намеревается поставить каждого из ангелов отдельно стражем некоторых церквей (в изд. Своде).
Яко да повесте в роде ином. 15. Яко Той есть Бог наш во век, и в веки века. Все, говорит, выше сказанное сделайте вы—жители Иерусалима, дабы, узнав в точности силу и чудеса, произведенные Богом в Иерусалиме, вы пересказали и позднейшим, что Он есть Бог наш как в настоящем веке, так и в оном бесконечном, иначе, что Он есть всегда. Таково значение слов сего псалма буквальное и историческое; а в таинственном и в иносказательном смысле сими словами Давид побуждает апостолов и апостольских преемников архиереев и учителей обойти кругом христианскую церковь для испытания и открытия видимых и невидимых врагов ее. Под столпами всеобщей церкви должно понимать находящиеся в различных местах частные церкви, которые (Давид) называет зданиями (??????). Равным образом побуждает архиереев и учителей сказывать и проповедовать в церквах о величиях Божиих, и разделив между собою единую церковь, дабы, как говорит Феодорит, каждый из них мог защищать ее, приложить ум и сердце свое, то есть, быть весьма внимательным к тому, чтобы укрепить оную (церковь) своим учением и примерно—хорошею жизнью. Таким образом каждый из них, совершив и управив во всех отношениях церковь свою, может передавать и позднейшим величия Божии, употребляя в орудие и служение сему языки слушавших его христиан. Той упасет нас во веки. Сам Иисус Христос сказал: Я есмь пастырь добрый (Иоан.10,11); также: и будет одно стадо и один пастырь (Там же 16) *).
*) Слова Феодорита: Надобно, говорит, чтобы каждый род передавал следующему за ним, что мы получили от других, чтобы ко всем родам была перенесена спасительная проповедь, и все люди познали, что Он наш Бог и Господь и Пастырь благий и вечный. Ибо сказав: разделите дома Его, и вверив им пастырскую должность, сим очевидно показал, что один добрый пастырь, пасущий вечно, не только овец но и, так называемых, пастырей овец, Тот, кто душу свою положил за овец.
Псалом 48
В конец. Сыном Кореовым. Псалом Давиду.
Этот псалом сказывает о будущем суде, которым окончится настоящая жизнь; почему, по изъяснению Феодорита, и надпись его такова: «в конец», ибо имеет говорить об окончательном дне. Прочие слова надписи мы изъяснили прежде в 47-м псалме. Ст. 2. Услышите сия вси языцы, внушите (примите в уши) ecu живущие по вселеннней. Сими словами пророк Давид призывает к слушанию сказываемых им слов весь человеческий род. Поелику же народы суть все человеческие племена, говорящие различными языками и живущие в совокупности в городах, селах и деревнях; а некоторые люди не живут совокупно, но отдельно один от другого в горах, пещерах и каменных ущельях: то посему Давид сказал далее общее: все живущие во вселенной каким бы то ни было образом. Это сказал для того, чтобы никто не остался вне призывания и слышания слов Его. Слово: ??????????, по-видимому имеет сходство с словом—????????; но оно имеет несколько больше силы, нежели сие: оно имеет ту силу значения, чтобы слушающий слушал не просто, но и положил в ухо свое то, что слышит*).
*) Некто другой говорит: Это—примите в уши—значит слушание прилежное и с напряженною мыслью. Ибо собственно говорится—примите в уши тогда, когда кто либо говорит кому другому на ухо с напряжением и внушением ему внимать его словам. А Вел. Василий говорит, что слушание есть дело разума, как показывает Господь, когда возбуждает слушать подаваемый Им совета с разумением: имеющий уши слышать, да слышит. А примите в уши—значит помещение простого голоса в своих ушах. Феодорит: Поелику здесь пророческое слово собирает к слушанию всю вселенную, а такую силу имеет (только) благодать апостольская, то явно, что слова предлагаются ими не одним иудеям и не тем или другим народам, но всему человеческому роду.
3. Земнороднии же и сынове человечестии. Василий Великий называет земнородными мыслящих только о земном и совершенно занятых землею, а сынами человеческими—отличающихся здравым разумом, так как человеку свойствен разум. А Златоуст это изъясняет так: он говорит, что поелику пророк пригласил вообще всех людей, то с самого начала смиряет их, чтобы кто либо из них не гордился пред другим; для сей цели он напоминает им, что все они земнородны, то есть, созданы из той же земли, или незначительного вещества. Далее, чтоб из сего не заключили, что в начали они произросли из земли, как баснословили Еллины, сказывая, что некоторые люди были посеяны и выросли из земли; то посему он сказал за сим: и сыны человеческие. Слушайте, говорит, люди земнородные, по созданию праотца из земли (ибо Адам значит земной), и сыны человеческие, по преемственному рождений чрез сожитие. Вкупе богат и убог. Не различаю, говорит, в своем учении богатого от нищего, потому что равно и с одинаковым уважением Дух Святый призывает к слушаний всех, ища только души могущей разуметь, сказываемые слова, каковое разумение дает не богатство, но страх Божии *).
*) Великий Василий: Три четы званных, в которых заключается весь человеческий род: народы и живущие во вселенной, земнородные и сыны человеческие, богатые и бедные. Итак, кого оставил он вне собрания для слушания? Чуждые веры призваны в числе народов; принадлежащие к церкви содержатся в числе живущих по вселенной; земнородных составляют мыслящие о земном и следующее хотениям плоти; к сынам человеческим принадлежать имеющие некоторое старание и упражнение разума, ибо особенность людей есть разум. Отличительное свойство богатых от бедных открывается само собою, первых из того, что они изобилием нужных вещей превосходят других, а вторых, что они нуждаются в них.
4. Уста моя возглаголют премудрость и поучение (размышление) сердца моего разум. Сими словами Давид побуждает слушателей к внимательности; ибо он имеет говорить не о временных вещах, но о великих и страшных. Мудростью он называет здесь слова исполненные мудрости; к тому прибавляет, что он произнесет их не без предварительного размышления и не без мысли: размышление, говорит, сердца моего, то есть, строгое соображение ума моего, произнесет слова, исполненные разумения, или слова, для постижения которых требуется разумение *).
*) По словам Василия, сии слова заключают вместе и то и другое, и действие уст и размышление сердца. Если нет блага, собранного в сердце; то как не имеющий стяжания втайне (сердца) изнесет сокровище из уст? А если имеющий блага в сердце не открывает их словом, то к нему будут относиться слова; скрываемая мудрость и не объявляемое сокровище суть одно и тоже: какая польза из того и другого? (Сир. 20, 30). Посему уста должны говорить для пользы других; а для нашего собственного успеха сердце должно поучаться знанию. Слова Оригена: Когда размышление сердца доставляет разумение, тогда помышления злые не исходят из сердца и не бывает ничего оскверняющего человека, не дается место диаволу (в изд. Своде).
5. Приклоню в притчу ухо мое. Когда, говорит, беседою моею я буду поучать вас, тогда я особенно приклоню умственное ухо души моей к той притчи (беседе), голос которой, как говорит святый Златоуст, произведет, или вдохнет во мне Дух Святый. Притчею он называет здесь загадки, поелику слова пророков загадочны и темны, по причине содержащейся в них неясности сокрытых мыслей. По изъяснению великого Василия, пророк, сказывая, что слова его вдыхаются свыше, сим способом дает им большую достоверность *).
*) Притча, по словам Златоуста, есть многозначительное имя. Притчею называется беседа, пример и укоризна, как в этом: Ты поставил нас притчу между народами. Еще—загадочное слово, которое народ называет задачею (??????), как в следующем: тогда уразумеешь притчу и темное слово. Называется притчею также подобие, как здесь: другую притчу предложил им (Матф.13, 31). Притчею еще называется иносказание, как в следующих словах: Сын человеческий! Скажи им притчу сию: орел великий, с великими крыльями,—где орлом называет царя. Притчею называется еще образ или изображение, как то: почему и в притчу взял его, то есть, в образец и изображение. А Давид делает слово загадочным и весьма затруднительными, чтобы пробудить слушателя, поелику удобность многократно ввергает в леность. Слова Феодорита: итак лик апостольский, нося в устах своих премудрость Божию, то есть, Христа (ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость) говорил: уста моя произнесут премудрость, поелику, богословствуя о Христе, они своими устами проповедовали Его всему человеческому роду; а разум их поучался ничему другому, как только знаниям, и таким образом ум их изощрялся к разумению, так что они выразумели все притчи Спасителя, содержащиеся в евангелиях и прежде изъяснения Его. Ибо тотчас по изъяснению притчей Спаситель вопрошал их говоря: поняли ли вы все это? на что они отвечали Ему: так Господи (Матф.13, 51). Я, говорит, изощрив ум мой к разумению спасительных притчей, мог следовать за содержащеюся в них мыслью; а для тех, которые, по младенчеству своему, не могут делать сего, я открою сокрытое посредством моей псалтири, то есть, телесного орудия.
Отверзу во псалтири ганание (гадание) мое. Гаданием Давид называет такое слово, которое предлагается для вразумления и пользы слушателей *). Открою, говорит, в псалтири, иначе, изложу слово мое посредством стройного пения: поелику кто отворяет дверь у дома, тот открывает то, что находится в доме. Итак предыдущим Давид выразил последующее. Он хочет отворить загадку свою посредством стройного орудия, чтобы слово его чрез cие сделалось более сладким для слушателей; а открывает гадание на псалтири тот, кто делает и вместе учит, и кто имеет дела и действия согласные с своими словами: поелику стройность псалтири производится посредством рук, а руки изображают действие, по изъяснений великого Василия.
|