Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Игры, исполняемые в состоянии Я Ребенка




Личность исполняет свои игры в состоянии Я Ребенка для того, чтобы

укрепить свои жизненные позиции и осуществлять свой сценарий. Игры обычно

исполняют, играя роли Преследователя или Спасителя, когда хотят укрепить

отрицательную позицию по отношению к другим. Вы не о'кей (вы нуждаетесь в

наказании или спасении). Игры исполняют, играя роль Жертвы, чтобы укрепить

отрицательную позицию по отношению к себе. Я не о'кей (я нуждаюсь в том,

чтобы Вы наказали или спасли меня). Давайте рассмотрим эти игры.

 

Тема

 

Название игры

 

Цель: доказать

 

Обвиняющий других

 

"Это Все Из-За Тебя" "Посмотри, Что Я

Из-ЗаТебя Сделал"

 

Вы не о'кей

 

Спасающий других

 

"Я Всего Лишь Пытаюсь Помочь Вам" "Что Бы Ты Делал Без Меня"

 

Вы не о'кей

 

Находящий недостатки

 

"Пятно" "Угол"

 

Вы не о'кей

 

Сводящий счеты

 

"Насильник" "Попался, Сукин Сын"

 

Вы не о'кей

 

Провоцирующий унижения

 

"Пни Меня"

"Тупица"

 

Я не о'кей

 

Наслаждающийся несчастьями

 

"Бедный Я" "Калека"

 

Я не о'кей

 

Уклоняющийся

 

"Загнанный"

"Фригидная Женщина" (Мужчина)

 

Я не о'кей

 

 

Драматическое действие игры начинается с приглашения одного или более

потенциальных партнеров-игроков. Приглашение часто дополняется "футболкой с

надписью" или какой-нибудь другой "зацепкой", как, например:

оставленная открытая машина с ключом в зажигании; деньги или спички,

оставленные на столе в комнате, где находятся маленькие дети; неправильные

указания, данные сотрудникам или подчиненным;

вставать поздно и не успевать на работу вовремя; принимать четыре

порции мартини в обед; забыть вернуть важный отчет

Если другой игрок проявляет интерес к игре, он завербован, и драма

начинается. Последовательность ходов дополняет драму и имеет скрытый мотив,

ведущий к финальной расплате. Эта расплата включает ярлык, возможно,

последний ярлык в коллекции.

Один конферансье рассказывал такую историю о невероятном стремлении

случайно встретившейся ему женщины к опасной игре. Однажды, проезжая поздно

вечером на своей машине по темной улице, конферансье увидел мужчину,

прижавшего к тротуару поваленную на землю женщину, которую он бил по лицу.

Конферансье выпрыгнул из машины, оттолкнул мужчину и закричал: "Полиция!"

Окровавленная женщина поднялась с земли и негодующе процедила: "Это не твое

дело".

Каждая игра имеет свои роли, ставки, свое число участников, свой

уровень напряженности, свою длительность и свои скрытые сообщения. Каждая

игра имеет свой собственный драматический стиль и может исполняться с

разными декорациями и костюмами. Ниже мы приведем примеры некоторых игр.

Игра "Почему Бы Вам Не... -- Да, Но"

Эта игра происходит, например, когда председатель делового совещания

представляет проблему, а затем раскритиковывает все предложения; когда

директор так же ведет себя на собрании учителей; когда женщина отвергает все

полезные советы своих друзей. Люди, которые играют в игру "Почему Бы Вам

Не... -- Да, Но", поддерживают позицию "Никто не намерен сделать мне

что-либо полезное". В детстве эти люди имели родителей, которые старались во

всем давать советы или не давали никаких советов, поэтому они заняли позицию

против своих родителей (Вы не о'кей).

Чтобы начать игру, один игрок представляет проблему под видом просьбы в

совете другому или большему числу игроков. Если другой игрок "зацеплен", то

он советует: "Почему бы Вам не..." Инициатор игры отвергает все предложения

словами: "Да, но..." -- за которыми следуют "соображения", почему этим

советом нельзя воспользоваться. В конце концов советчик сдается и замолкает.

Это расплата за подтверждение позиции "Родители не могут мне ничего

сообщить".

В этой игре Ребенок "захватывает" воспитывающего Родителя других

игроков (см. рис. 36). Хотя трансакции могут выглядеть на поверхности как

беседа Взрослого со Взрослым ("У меня проблема. Дайте мне совет"), скрытая

трансакция происходит между Ребенком и Родителем ("У меня проблема. Только

попробуйте дать мне совет. Я не позволю Вам этого").

 

Игра "А Ну-Ка, Подерись"

Эта игра обычно исполняется тремя участниками. В этой игре один человек

возбуждает ссору между другими, чтобы удовлетворить свою психологическую

позицию "Люди -- дураки".

Одна жена, сведущая в этой игре, внимательно выслушивала, как ее муж

подробно рассказывал о своих неприятных столкновениях с шефом. Затем она

стремилась побудить его к ссоре словами: "Ты ведь не собираешься терпеть это

от него? Ты должен высказать ему свое мнение". Она получает свой выигрыш

следующим вечером, когда муж рассказывает о своей глупой ссоре с шефом.

Мужчина может начать эту игру с сослуживцем словами: "О, Билл, я думаю,

ты должен знать, что м-р Андерсон говорил о тебе. Это было ужасно". Он

получает свой выигрыш, когда Билл и Андерсон обмениваются "любезностями"

друг с другом.

Эта игра может также иметь сексуальную направленность. Например,

женщина может устроить состязание между двумя соперниками, а сама, пока они

"сражаются", исчезает с третьим возлюбленным, смеясь про себя и думая:

"Мужчины -- настоящие глупцы".

Игра "Посмотри. Что Я Из-За Тебя Сделал"

Популярная игра для поддержания позиции "Вы не о'кей" -- это "Посмотри,

Что Я Из-За Тебя Сделал". Ее исполняют, чтобы защитить себя. Играющий в эту

игру гневно обвиняет других, вместо того чтобы принять ответственность за

свои собственные ошибки. Когда мать, очищая картофель и порезав палец,

сердито кричит на внезапно появившихся детей: "Посмотрите, что я из-за вас

сделала", -- она может играть в эту игру с тем, чтобы они не надоедали ей в

дальнейшем (в конце концов, если мама занимается каким-то делом, то лучше

всего держаться от нее подальше). Подобная обвиняющая игра разыгрывается,

когда мастер останавливается взглянуть на работу механика, а он, потеряв

мелкую деталь, обвиняет в этом мастера: "Посмотрите, что я из-за Вас

сделал!" Более суровая степень этой игры имеет место, когда руководитель

просит совета и, приняв предложения от своих более молодых партнеров, затем

обвиняет их в том, что результаты их предложений менее чем

удовлетворительные.

Игра "Скандал"

В игре "Скандал" ссорятся два игрока, но один из них обвиняющий, а

второй -- обвиняемый. Игра часто начинается с критического замечания,

содержащего скрытое сообщение "Ты не о'кей". Цель игры -- избежать близости.

Если отец играет в "Скандал" со своей дочерью-подростком, он может

начать игру словами: "В каком притоне ты была? Ты хотя бы знаешь, который

час?" Дочь начинает защищаться. Постепенно ссора набирает силу, кульминация

наступает, когда дочь, заплакав, выбегает из комнаты и хлопает дверью. Мать

может начать игру со своим сыном со слов: "В этой одежде ты

похож на девочку. Неудивительно, что учителя не любят тебя".

Хотя Берн первоначально описал "Скандал" как игру, в которую играют два

любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости, вариации

"Скандала" встречаются и в учебных классах, и в рабочих кабинетах.

Первоначальное нападение, которое всегда содержит пренебрежение, может быть

таким:

 

 

Босс (подчиненному)

 

Вы до сих пор не научились тому, как

писать отчеты!

 

Секретарь

(клерку)

 

Вы ухитрились бы потерять даже свою голову, если бы

она не была прикреплена.

 

Продавец

(продавцу)

 

Что с тобой? Неужели ты так глуп, что не можешь прочитать ясно

написанный контракт?

 

Если на нападение отвечают защитой в той или иной форме, то скандал

начинается. Расплата наступает, когда расстроенный и рассерженный обвиняемый

отступает перед нападками обвиняющего и они оба отдаляются друг от друга.

Игра "Судебное Разбирательство"

Игра "Скандал" иногда приводит к игре "Судебное Разбирательство". В

предыдущем случае отец с дочерью могли позвать мать, чтобы она рассудила их.

Игра может включать любое число участников, но в основном она

предусматривает участие трех игроков. Обычно те, кто играет в эту игру, с

детства привыкли манипулировать авторитетами, становясь на их сторону против

их оппонентов. Позиция, которую они занимают, это позиция "Я о'кей, Вы не

о'кей". Основные роли этой игры -- Истец, Обвиняемый и Судья. Иногда имеются

и Присяжные -- дети, сотрудники, отдел кадров или кто-нибудь еще.

Супружеские пары часто обращаются за помощью к консультанту,

занимающемуся супружескими проблемами, чтобы он рассудил их; сотрудники

могут излагать жалобу шефу или другим сотрудникам в перерыве за чашкой кофе

преподаватель и студент могут вынести свои разногласия на суд ректора,

декана или совета правления. Каждый, представляя свой случай третьему,

надеется, что другой будет признан виновным.

 

 

К

адвокату

 

 

Жена в

качестве истца

 

Я всегда аккуратна с деньгами. Он же безответственно превысил

наш кредит, и теперь мы не можем выкупить векселя

 

Муж в качестве ответчика

 

Она дает мне так мало денег на карманные расходы, что я даже не могу

позволить себе угостить моих

друзей виски

 

К начальнику

 

 

Сотрудник А

 

Я работаю в нашей фирме больше его. Тем не менее он получил отпуск в

июле, а мне подсунули сентябрь

 

Сотрудник В

 

Что поделать, если июль -- это единственный месяц, когда моя жена

может освободиться. Разве я могу провести отпуск один?

 

К декану

 

 

Преподаватель

в качестве истца:

 

Он заслужил эту низкую оценку,

потому что всегда опаздывает с заданиями. Даже когда я давал ему

дополнительное время, он все равно не

успевал сделать некоторые из них.

 

Студент в качестве ответчика

 

Он дает мне так много заданий, как никому во всем колледже.

Когда я после занятий пришел к нему за помощью, я думал, что это поможет

наверстать мне часть работы

 

"Судебное Разбирательство" может исполняться и как криминальная игра, в

которой два человека сообщают об обстоятельствах своего дела настоящему

судье и одного из них находят виновным, а другого оправдывают. В эту игру

часто играют на многих бракоразводных процессах.

 

Игра "Полицейские И Воры"

Некоторые преступники совершают преступления , ради наживы, другие,

чтобы играть в игру "Полицейские И Воры". Эта игра очень похожа на детскую

игру в прятки, в которой одни прячутся, а другие их ищут, расплата

заключается в огорчении по поводу того, что тебя отыскали. Однако вскоре

становится ясно, что настоящая кульминация игры -- когда тебя нашли. Хорошие

игроки знают, как надо себя вести, чтобы не затянуть игру и получить от нее

удовольствие. Так, если ищущий никак не может найти спрятавшегося, тогда тот

может подать ему сигнал, например кашлянуть или уронить что-нибудь в

качестве подсказки.

Игрок, играющий в игру "Полицейские И Воры", который является

взломщиком или грабителем банка, ухитряется оставить после себя следы или

совершает ненужное насилие. Вор, потакающий чувствам своего Ребенка,

стремится проиграть, давая выход своему гневу и побуждая полицейских поймать

его. Профессиональные же преступники, наоборот, тщательно следят, чтобы не

оставить после себя никаких следов, избегают излишнего насилия и стремятся к

тому, чтобы их не поймали.

Динамика игры "Полицейские И Воры" подобна двум играм, которые

дополняют друг друга: "Попался, Сукин Сын" и "Пни Меня".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты