КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИСПЫТАНИЕОно заключается в выполнении задачи: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Страна, куда посылается герой, есть «тридевятое царство, тридесятое государство», то есть мир Слави. Находится оно в иных пространственно-временных изме- рениях, а «принеси то, не знаю что» является овладением своим духовным (Дивьем) телом, имя которого запретно и высказывает- ся не прямо, а иносказательно. Для доказательства своей духовной силы герой должен спра- виться с задачей, которая обычно излагается так: «Елена Пре- красная приказала выстроить себе храм о двенадцати столбах, о двенадцати венцах... будет ждать жениха, удалого молодца, кото- рый бы на коне-летуне с одного взмаха поцеловал её в губки»; «Кто в третьем этаже мою дочь Милолику-царевну с разлету на коне поцелует, за того отдам её замуж»1. Очень часто испытание состоит из трёх задач в различных соединениях, например: насадить чудесный сад; за ночь посеять, вырастить и обмолотить хлеб; построить за ночь золотой дворец и мост к нему. Эти задачи иногда сочетаются с заданием объез- дить или укротить коня и другими: «Смотри, чтоб завтра к рас- свету на седьмой версте на море стояло царство золотое и чтоб оттуда до нашего дворца сделан был мост золотой, тот мост ус- тлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные и певчие б птицы разными голосами воспева- ли. Не сделаешь к завтрему – велю четвертить тебя». Естествен- но, что справиться с такой задачей может лишь тот, кто владеет законами иных миров, то есть имеет высокоразвитое Дивье тело. В одной из сказок Северной Америки говорится, что мальчик де- сять раз уходил на небо и всякий раз он что-нибудь оттуда прино- сил: птицу, ягоды, животных и т.д. В десятый раз он исчезает совсем и больше не возвращается. Все его оплакивают, а его мать видит сон: «Матери показалось, что во сне она видит великолеп- ный дом, но, проснувшись, она увидела, что то, что она считала сном, было действительностью. Дом стоял тут же, а её сын Ме- лиа сидел перед ним». Она будит мужа, они смотрят на дом, бе- гут к нему, но по мере того, как они к нему приближаются, дом удаляется от них, «и наконец они увидели, что в действительности _________________________________________________________ 1 А.Н. Афанасьев «Народные русские сказки». М., 1 957.
он был наверху, на небе. Тогда они сели и заплакали и стали петь: «наш сын на небе, он играет с луной». Племянница предлагает «заставить его явиться в наших плясках». С тех пор пляшут «пляс- ку Мелии»1. Примерно то же происходит и с русским Емелей. Обладая соответствующими качествами, русские сказочные ге- рои переносят дворец в яйце: «И вот, конешно, оне вышли с этого пира, отвела она его на хорошую площадь, он яичко разбил и об- разовался дворец, и всё в этом дворце было по-старому, как на той горе»2 . Те же представления ясно выражены в состязаниях в стрель- бе. На первый взгляд, всё дело в тяжести, огромности оружия, в тугости лука, как в «Одиссее». В афанасьевской сказке этот лук несут 40 человек, помощник же героя (Дивье тело) его ломает; в другой сказке лук везут 6 волов, а стрелу – три пары3 . Но дело не только в том, чтобы выстрелить из такого орудия, а в том, чтобы выстрелить из одного царства в другое, то есть из этого мира в иной. Царевна, например, посылает герою через посыльно- го железную булаву в три пуда весу. Герой тужит: «Как её за три- девять земель в тридесятое царство забросить?». Эту задачу легко решает волшебный помощник героя, его дядька (т.е. Дивье тело): «Дядька рассмеялся, схватил булаву одной рукой, размахнулся три раза и бросил в тридесятое царство: с гулом полетела она через горы и долы и так тяжело упала на терем королевы, что весь дворец пошатнулся»4. В другой сказке то же самое происходит со стрелой: «А в Индейском королевстве королевна была сильная волшебница, и было у неё обещание такое: «Если я пришлю к тебе лук и стрелу, которая ещё не стреляна, попробовать её. Если ты выстрелишь, дашь мне о том знать, то иду за тебя замуж». Лук и стрелу везут на волах. «Вдруг Иван Дорогокупленный (Дивье тело) взял, натя- нул лук, направил стрелу. Стрела полетела в Индейское царство и сшибла второй этаж у королевского дворца»5 . ___________________________________________________________ 1 F. Boas. The social organization and the secret societies of the Kwakitl Indians.– In Report of the U.S. natural museum for 1895. Washington, 1897. P.413-414. 2 «Сказки М.М. Коргуева», кн.1. Петрозаводск, 1939. 3 И.А. Худяков «Великорусские сказки», вып.1-3. М., 1860-62. 4 А.Н. Афанасьев. Указ.соч. 5 И.А. Худяков. Указ.соч. Но овладение могуществом – мистическими способностями Дивьего тела – есть не цель, а средство для осуществления глав- ного подвига русского героя – змееборства.
|