КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа философских проблем и эволюция предмета философииКак возникают философские проблемы? Чем они определяются и в чем коренятся? Почему на смену одним философским учениям приходят другие со своей особой проблематикой? Все эти и многие другие вопросы связанны со стремлением объяснить природу философских проблем, их истоки и смысл. По вопросу о природе философских проблем можно выделить следующие основные позиции: - они возникают за пределами философии и являются отражением реального мира (Платон, Аристотель, К. Маркс, 1C Поппер); - они не имеют реальной природы, и подлинно философских проблем не существует (О, Конт, Л. Витгенштейн); - они коренятся не во внешнем мире, а в самом человеке, его субъективности (Н. Хайдеггер, Ж. П. Сартр). Эти точки зрения в какой-то мере соответствуют исторической эволюции философского знания и его предмета в обобщенном виде выражены в известном высказывании Гегеля: «Философия есть мысль своей эпохи». Философские учения с их специфичной проблематикой возникают не спонтанно, как грибы после дождя, а отражают проблемы, противоречия, достижения и трудности практической и духовной жизни своего времени. Внешний мир, преобразованный человеком, общественная жизнь во всем многообразии, практическая деятельность людей, субъективный мир человека, научно-технический прогресс и т. д. являются неисчерпаемым источником проблем, подлежащих философскому осмыслению. Реальная природа философских проблем отчетливо проявилась в исторической эволюции ее предмета, который претерпевал существенные изменения от эпохи к эпохе. На ранних этапах существования философии философская мудрость включала в себя всю совокупность знаний о природе, космосе, человеке, что объяснялось стремлением осмыслить мир в целом и неразрывностью науки и практики. Во времена софистов и Сократа актуализировалась нравственная проблематика, что было связано с развитием афинской демократии. Раздвоение античного общества на свободных и несвободных, правящую элиту и народ стимулировало идеализм Платона – учение об идеях ^абсолютных духовных сущностях, противостоящих материальному «миру вещей», представляющему «тень», слабый отблеск «мира идей». Аристотель был одним из первых, кто пытался выделить философию в особую область теоретического знания. По его мнению, мудрость есть «знание общего», «трудного и нелегко постижимого» (т. е. лишенное чувственной конкретности), знание «о сущности», «о причинах и началах». В средние века в условии безраздельного господства религии философия не могла иметь предмет вне сферы религиозного знания и была «служанкой богословия». Она изыскивала рациональные доказательства бытия Бога, пыталась решить проблему соотношения веры и знания, давала теологическую трактовку проблемы универсалий. Радикальные изменения в понимании предмета философии произошли в конце XVI – начале XVH вв., когда возникло экспериментальное естествознание, началось отпочкование от философской мудрости конкретных наук - механики, астрономии, математики, физики и т. д. В этих условиях происходит переориентация философии на разработку проблем гносеологии и методологии науки. Ф. Бэкон, основатель эмпиризма, дает критику заблуждений человеческого разума, преодоление которых связывает с открытием простора для научных исследований. Он выступает против догматизма и разрабатывает индуктивный метод, использование которого в науке поможет познать природу в ее реальном бытии. Р. Декарт разрабатывает научную методологию с позиции рационализма. Критерием истины у него является познающий разум, рациональная несомненность исходных начал. Предметом философии, по мнению Декарта, должно быть «совершенное знание», а «единым научным методом» – «универсальная математика». Рационалистическое понимание предмета философии достигает своей вершины в классической немецкой философии. И. Кант, исходя из реалий науки и практики своего времени, сформировал программу познания и деятельности человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я должен надеяться?», «Что есть человек?» и дал решение этих проблем в своих философских сочинениях. По мнению Г. Ф. В. Гегеля, из философии должно быть исключено эмпирическое (опытное) знание, она представляет движение чистой мысли. Предметом философии является «саморазвитие абсолютной идеи», «мыслящее рассмотрение мира». Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой воспроизводится развитие мировой культуры как процесс поэтапного становления абсолютного духа. Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и другие представители классической философии объясняли предмет философии с позиции рационализма. Философия понималась как совершенное знание, теория, наука. Более того: она претендовала на роль «науки наук». Одна из первых форм критического переосмысления классики – философия К. Маркса и его ближайших последователей. В отличие от предшественников К. Маркс исходил из реального основания общественной жизни - практической деятельности людей. Предметом философии, по К. Марксу, должно быть осмысление практических проблем. Философия должна изучать человека как деятельное существо в системе исторически- определенных общественных отношений. Идеи К. Маркса были восприняты многими русскими и западными мыслителями XX в. В классической философии преобладали поиски предмета философских размышлений «за пределами философии», в реальной действительности (космологии, теологии, науке, общественной жизни, абсолютной духовной сущности). Подобный подход к объяснению природы философских проблем проявляется и в современной философии. Так, немецкий философ К. Поппер (1902-1904) писал в работе «Предположения и опровержения»: «Подлинно философские проблемы всегда вырастают из проблем, возникающих вне философии, и они умирают, если эта связь прерывается» [3, с. 126]. Становление неклассической философии (середина XIX в.) было связано с началом кризиса европейской цивилизации, одним из проявлений которого явилось противостояние между абстрактной классической философией и научным прогрессом, научным и ненаучным знанием. Мыслители XIX в. пытались объяснить причины и сущность начавшегося кризиса, тенденции его дальнейшего развития, подвергнув критике традиционные культурные ценности, в том числе и философские. Если для классической философии при всем многообразии ее учений и систем была характерна общность понимания целей и задач философии, то неклассическая философия утрачивает единый стержень и распадается на множество школ и направлений, сосредоточенных на исследовании локальных, нередко замкнутых в себе проблем. Соответственно, предмет философии дробится на изучение отдельных элементов бытия (иррациональное, отношение научного и философского знания, субъективный мир человека, понимание и интерпретация текста, анализ языковых структур и т. д.). Позитивистская философия от О. Конта до Л. Витгенштейна утверждала, что традиционные философские проблемы не имеют реальной природы, это – «псевдопроблемы», и функцией философии должна быть разработка общенаучных методов, систематизация научных знаний или логический анализ языка. По мнению Л. Витгенштейна, «подлинно философских проблем не существует, и задача философа заключается в разоблачении и устранении языковых головоломок, порожденных традиционной философии» [3, с. 126]. Подобное понимание предмета философии было преодолено в постпозитивизме, признавшем осмысленность философских проблем и их мировоззренческую значимость, но продолжает доминировать в технократическом сознании. Многие философы XIX-XX вв. склоняются к иррационалистическому истолкованию предмета философии. Религиозный философ В. Соловьев (1853-1900) считал, что рационалистическое понимание философии является ограниченным, недостаточным. «Под мудростью понимается не только полнота знаний, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа» [4, с. 94]. Предметом философии должен быть не внешний мир, а вся полнота духовной жизни человека, для изучения которой кроме разума требуются художественное чувство, воображение, фантазия. Н. Бердяев (1874-1948) понимал философию как «духовный акт», в котором задействован не только интеллект, но вся «совокупность духовных сил человека». Философия есть особый, отличный от науки путь познания. Она не отрицает разум, но обнаруживает его противоречия и границы. «Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» [4, с. 104]. В условиях отчужденных общественных отношений, крушения традиционных ценностей, насаждения массовой культуры и стандартизации личности актуализируется гуманистическая проблематика, которая разрабатывается в экзистенциализме как проблема бытия человека в мире и мира человека, свободы и ответственности, смысла жизни и т. д. По мнению М. Хайдеггера, предмет философии следует искать не во внешнем мире, а в самом человеке. Философия есть «философствование» человека и о человеке, она изучает «целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор» [5, с. 330]. В 70-80-е гг. XX в. в западной культуре формируется постнеклассическая тенденция, которая в содержательно-аксиологическом смысле дистанцируется от классической и неклассической философии и выражает сомнение в возможности философско-теоретического осмысления мира. Один из принципов постструктуралистко-постмодернистских концепций - деконструкция - распространяется и на отношение к философии. По мнению постмодернистов, наступила «смерть философии» в ее традиционном понимании. В отличие от науки в философии нет преемственности и прогресса в решении проблем, нет поиска истины. Она должна разомкнуть свои границы и соединиться с искусством, превратиться в «искусство мышления», или исчезнуть, растворившись в других явлениях кулмуры. «И все же, – успокаивает американский постмодернист Р. Ротри, – нет никакой опасности в том, что философии «пришел конец» ... Даже если философия XX в. входит в период неуклюжих переходных испытаний, все равно остается нечто, называемое «философией» по другую сторону перехода» [6, с. 525]. В отечественной учебной литературе можно найти различные, но по сути сходные определения философии и ее предмета, среди которых обратим внимание на следующие: - философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях [7]; - философия – «уникальный духовный феномен», дающий «целостное представление об универсуме» [10, с. 43]; - философия – особая форма миропонимания, предметом которой является мир в целом в его наиболее общих закономерностях, рассматриваемых в аспекте субъектно-объектных отношений [1, с. 22]. Исходя из сказанного, можно сделать некоторые выводы относительно специфики философского знания: - философия – абстрактно-понятийная форма постижения действительности, причем философские понятия имеют предельно общий характер (принципы, категории); - философия – теоретическое знание, для нее не характерно опытное знание, она не имеет прикладного значения; - философия – целостное представление о мире, она изучает мир вовсей совокупности его свойств и отношений, стремится понять мир системно, в его структурных связях и единстве; - разум – всегда был и будет главным элементом философствования. Вопреки иррационалистическим устремлениям философ не может не размышлять, логически осмысливать проблему, а чувства, воля, интуиция, вера, воображение и т. д. могут лишь дополнять и усиливать возможности разума. Итак, если вкладывать в понятие «любовь к мудрости» современный рационалистический смысл, можно сказать, что философская мудрость есть стремление к максимальному обобщению и систематизации знаний, целостному, теоретически обоснованному знанию о мире.
|