КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философский словарь ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность по- 1шшнх сущности и закономерностей действительности. Антиномии – противоречие между двумя положениями, каждое из которых и одинаковой мере признается логически доказуемым. Антисциентизм – мировоззренческая позиция, ограничивающая возможности науки в познании мира, в своих крайних формах рассматривающая ее как силу, враждебную человеческой сущности. Апория – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения н их мысленным анализом. Бинаризм – понятие классической философии, фиксирующее противоположности, одна из которых имеет превосходство над другой (Восток – Запад, внутреннее – внешнее). В постклассической философии бинаризм – парадигмальная установка, направленная на устранение противостоянии противоположностей, их взаимопроникновение. Бытие – философская категория для обозначения реальности, существования. Диалектика – учение о взаимосвязи предметов и явлений действительности н развитии на основе преодоления противоречий. Дихотомия – деление целого на две части, каждая из которых противостоят другой по правилу исключения третьего («А или не-А»). Догматизм – тип мышления, основанный на догмах, положениях, принимаемых за истину на основе веры или авторитетного мнения, без учета конкретной реальности. Идеализм – философское направление, признающее в решении основного вопроса философии первичность духовного по отношении к материальному. Иррационализм – философское учение, ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании мира и выделяющее в качестве основы познания нерациональные элементы (чувство, интуицию, инстинкт ит.д.). Метафизика – учение о сверхчувственных причинах и началах бытия; метод познания, рассматривающий предметы и явления вне их связи и развития и отрицающий противоречия как внутренний источник развития. Методология – система методов и принципов исследования. Небытие – философская категория для обозначения того, что уже не существует или еще не существует. Объективный – существующий вне сознания и независимо от него (предмет, природа, общество). Ортодоксальный – традиционный, неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения. Основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания, материального и духовного. Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующая в научном сообществе на протяжении определенного исторического периода. Перипатеки – философская школа Аристотеля («Ликей»). («Перипатос» – «крыша», «галерея», служившая лекционным залом). Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых начал или видов бытия, форм знания, концепций и т.д. Прагматизм – направление современной философии, согласно которому критерием истинности знаний является их практическая целесообразность, полезность. Рационализм – направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения человека. Релятивизм – признание относительности, условности и субъективности знаний человека. Сакральный – священный, сверхъестественный, противостоящий обыденному, естественному. Синкретичность – нерасчлененность, нераздельность разнородных элементов, их соединение в единое целое. Симуляция – термин постмодернистской философии, обозначающий реальность, которой ничего не соответствует, кроме ее самой. Субъективный – существующий в сознании человека (мысль, чувство, идея, убеждение и т. д.). Сциентизм – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. Эклектика – соединение разнородных идей, принципе», теорий. Экспликация – объяснение условных обозначений, символов.
Список литературы
1 Дапнльян, О. Г. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. —М.: ЭКСМО, 2007. 2 Бохенский, Ю. Сто суеверий / Ю. Бохенский. - М. : Прогресс, 1993. 3 Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного звания / К. Поппер. - М.: Ермак, 2004. 4 Мир философии : хрестоматия в 2 ч. — М. : Политиздат. 1991. - Ч. 1 5 Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1991. 6 История философии I учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]. — Минсе : Новое знание, 2001. 7 Новейший философский словарь. - Минск: Выш. шк., 2003. 8 Зеленков, А. И. Философия в современном мире : учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков. — Минск: Изд. центр БГУ, 2003. 9 Калашников, В. Л. Философия : учеб, пособие для студентов вузов / В. Л. Калашников. — М.: ВЛАД ОС, 1999. 10 Балашов, Л. Е. Философия : учебник /Л. Е. Балашов. — М.: Дашков и К0,2008. 11 Каике, В. А. Основные философские направления и гонпепнии науки: учеб, пособие / В. А. Каике. - М.: Логос, 2004. 12 Современная западная философия : учеб, пособие / Т. Г. Румянцева [и др.]. - Минск: Выш. шк., 2000. 13 Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — М. : Искусство, 1991. 14 Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. — М.: Академический проект, 2007. 15 Зотов, А. В. Западная философия XX века / А. В. Зотов, К). К Мельвиль. - М.: Проспект, 1998. 16 Всемирная энциклопедия : Философия XX век / Peg, и сбег. А. А. Грицанов. — М.: ACT; Минск: Харвест, Современный литератор, 2002.
|