Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности




ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

 

На предыдущей лекции мы начали изучать такой раздел философии, как социальная философия. Мы выяснили, что такое общество, как оно устроено, обрисовали основные позиции по поводу движущих сил и субъектов исторического развития, осветили проблемы общественного прогресса и его критериев, единства исторического процесса, типологизации обществ в истории, роли личности в истории.

Говоря о структуре общества, мы выделили четыре сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Сегодня мы подробно поговорим о последней, духовной сфере общественной жизни. Почему мы говорим о духовной сфере отдельно и так подробно, посвящая ей отдельную лекцию? Дело в том, что духовность – это не просто атрибут человека, а то его важнейшее специфическое свойство, которое радикально отличает человека от животных, делает человека человеком. Значимость духовной жизни подчеркивалась в философии во все времена, и не только в философии, но и в мировых религиях, в рамках гуманитарного знания. С другой стороны, духовный мир человека, включающий и религию, и искусство, и науку, наконец, и саму философию, настолько богат и многообразен, что ему, конечно же, необходимо уделить особое внимание, что мы сегодня и сделаем.

Целью нашей лекции является системное рассмотрение сущности и содержания духовной жизни как общества, так и личности.

Конкретизируется названная цель в следующих задачах:

· зафиксировать значение таких терминов, как «духовность», «дух», «духовная сфера», «духовное производство», «общественное сознание», «духовные потребности», «духовные интересы», «духовные ценности»;

· выявить основные измерения духовности: эстетизм, этизм, теоретизм и религиозность;

· рассмотреть сущность главных элементов духовной жизни, в частности, религии, искусства, морали;

· изучить содержание феномена общественного сознания;

· получить представление о сущности идеологии, о соотношении идеологии и общественной психологии;

· исследовать феномен духовных ценностей, его специфику в соотношении с материальными ценностями;

· понять каковы особенности проявления духовных потребностей, интересов и ценностей в деятельности сотрудников пожарной охраны.


Учебный вопрос № 1

Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности

(продолжительность – 40 минут)

 

Рассмотрение духовной жизни общества целесообразно начать с выяснения сущности феномена духовности.

Происхождение термина «дух» как в русском, так и во многих других языках, связано с физиологическим процессом дыхания. Например, латинское слово «spiritus» (дух) происходит от глагола «espirer» (дышать). Ну, а дышать – все равно, что жить! Вспомним хотя бы известное латинское изречение: «Dum spiro spero!» (Пока дышу – надеюсь!). Или припев из «Баллады о любви» Владимира Высоцкого: «Я дышу, и значит я люблю! Я люблю, и значит, я живу!» Отсюда вывод, что духовность, наличие духовной жизни равноценно самой жизни. Человек, который отказывается от духовности, уже не может считаться человеком, а становится обычным животным. Потому понятно, что именно наличие духовности, духовной жизни отличает человека от животных, у которых нет ни культуры, ни морали, ни искусства, ни науки, не религии. Иначе говоря, животные удовлетворяют почти исключительно только материальные потребности (в еде, во сне, в сексе, в отсутствии боли), и только человек поднимается до уровня духовности, только у человека возникают духовные потребности – в прекрасном, в познании истины, в делании добра, только у человека есть такие феномены, как совесть, эстетический вкус, религиозная вера.

Традиционно тема духовности разрабатывалась в мировых религиях. В христианстве слово «дух» имеет несколько значений. Во-первых, дух – это одна из ипостасей Бога – Святой Дух. Вспомним, что хула на Святого Духа не прощается людям, тогда как хула на Бога-сына может проститься, значит, Святой Дух – едва ли не высшая и самая главная ипостась Бога. Святой Дух спускается на землю в облике голубя, он дарует апостолам свет знаний, владение языками и искусством убеждения, т.е. несет, прежде всего, знания.

Во-вторых, в христианстве дух – это высшая, наиболее благородная и приближенная к Богу, часть души, это «искра Божья» в нас, единосущная природе Творца. Отсюда вытекает одна из важнейших целей христианства – возвышение духа, очищение души как движение к Богу. Средствами такого очищения выступают молитва, пост (укрощение плоти), физический труд, чтение духовной литературы, с помощью которых мы освобождаемся от греховных помыслов, пустых мечтаний и низменных страстей.

По мнению христианских богословов, жить духовной жизнь – это значит:

1) понимать, что душевная жизнь – наша первая забота;

2) не грешить, не иметь злых, греховных помыслов, с которыми надо постоянно бороться;

3) жить в согласии с Богом и его заповедями;

4) любить Бога, других людей и делать добро;

5) очищать свой ум от пустых мечтаний;

6) очищать свое сердце от страстей;

7) наконец, очищать свою волю от вожделений.

В духовном плане, христианин должен отличаться такими добродетелями, как смирение, терпение, любовь, сострадание, воздержание, миролюбие, великодушие, покаянное самопознание.

В целом, в христианстве духовность понимается как высоконравственная жизнь по заповедям Божиим, забота о чистоте души.

В светской традиции высокодуховным человеком может быть назван тот, который, во-первых, обладает широким кругозором, разбирается в литературе и искусстве, интересуется наукой и философией, ориентируется в политике, знает историю и чтит традиции своего Отечества; во-вторых, отличается высоконравственным образом жизни, обладает такими нравственными качествами, как справедливость, честность, порядочность, доброта, милосердие, терпимость, душевная чуткость; в-третьих, обладает развитым эстетическим вкусом, любовью к прекрасному, творческими способностями.

По мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре измерения духовности – теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность -- каждое из которых связано с одной из фундаментальных духовных потребностей человека. Эстетизмсвязан с потребностью в прекрасном, шире – с эстетическим потребностями, этизм – с потребностью в высокоморальном образе жизни, в частности, с потребностью в справедливости, любви, делании добра, теоретизм – с потребностью в знании и информации, религиозность, с точки зрения верующего человека, удовлетворяет потребность в общении с источником бытия, Творцом мира, а с позиций атеистического сознания, религиозность связана с потребностью нахождения психологической поддержки, отвлечения от тягот личной и социальной жизни.

Особо следует выделить такую духовную потребность как потребность в общении.Она не составляет самостоятельного измерения, поскольку процессы общения, суть которых состоит в обмене информацией и знаниями, эмоциями и переживаниями, опытом и даже телесным теплом, пронизывают, сопровождают все измерения духовности: эстетизм связан с общением с прекрасным, религиозность – с общением с Богом и братьями по вере, этизм – с общением с другими людьми и с самим собой.

Только тот человек, у которого все четыре измерения находятся на должном уровне развития, может считаться высокодуховным. На наш взгляд, главенствующее место в духовном облике человека принадлежит нравственной составляющей, поэтому духовность можно определить как нравственно-ориентированные, т.е. направленные к Добру, волю, разум, эстетическое и религиозное чувства человека.

Надо подчеркнуть, что кроме обозначенные четырех измерений духовности и потребности в общении, у человека есть и другие важные духовные потребности. Отметим только некоторые, наиболее значимые из них:

· осмысленность – потребность в смысле жизни (как отмечал Виктор Франкл, «человеку, которому есть зачем жить, может выдержать почти любое как»);

· индивидуальность – потребность быть самим собой;

· креативность – потребность в реализации собственного творческого потенциала;

· совершенство – потребность быть лучшим в своем деле;

· полнота – потребность в гармоничном развитии личности.

На основе духовных потребностей формируются духовные интересы, а удовлетворение потребностей связано с понятием духовных ценностей.

Остановимся на значении терминов «потребность», «интерес» и «ценность».

Под потребностью обычно понимают состояние нужды в чем-либо, нехватки (фрустрации) чего-либо, которое испытывает индивид и которое выступает побудителем (двигателем, мотивом) его активности, нацеленной на преодоление этого состояния. Например, если мы испытываем жажду, то тогда мы начинаем искать объект, способный удовлетворить нашу потребность в жидкости, а потому берем деньги, идем в магазин и покупаем бутылку минеральной воды или просто находим любой источник питьевой воды. Иначе говоря, потребность побуждает нас искать объекты, необходимые для нашего существования и развития.

Интерес – форма проявления потребности, её конкретизированное и осознанное выражение.

Если потребность объективна, не зависит от нашего сознания, то интерес – субъективен, всегда осознается. Если потребность носит общий характер, то интерес всегда конкретен.

Потому одной духовной потребности может соответствовать -- как у разных людей, так и у одного и того же человека, -- широкий и разнообразный спектр духовных интересов. Например, потребность в прекрасном (эстетизм) может реализовываться в таких интересах, как интерес к живописи, к фигурному катанию, поэзии, художественной фотографии, музыке, танцам, ландшафтному дизайну, тюнингу автомобилей и пр. Этизм проявляется в таких интересах, как борьба за права человека, охрана природы, забота о животных, участие в благотворительности, меценатство, наконец, в элементарной вежливости и доброжелательности. Теоретизм конкретизируется в стремлению к самым разнообразным знаниям: один увлекается историей Отечества, другой – астрономией и космологией, третий – философией, четвертый – математикой, пятый… Ну, я полагаю, что каждый из вас может продолжить этот список, обратившись к собственным интересам.

Наконец, понятие «ценности» выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Эта значимость определяется не свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Иными словами, ценность имеет значение потому, что способна удовлетворить потребности человека или общества. Можно сказать, что ценности – это также объекты и явления, способные удовлетворять наши потребности и интересы.

В системе философского знания существует целый раздел, посвященный исследованию ценностей, получивший название аксиологии (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение). В центре внимания аксиологии находятся вопросы о природе ценностей, их разновидностях, роли в жизни общества и человека.

Мир ценностей весьма многообразен. Ценности делятся на:

§ материальные и духовные – первые удовлетворяют потребности нашего тела, ценны своими утилитарно-вещественными свойствами, вторые – удовлетворяют потребности и интересы нашей души, имеют внеутилитарный смысл;

§ положительные и отрицательные (анти-ценности) – по их способности либо содействовать, либо препятствовать совершенствованию человека и общества;

§ общечеловеческие, групповые и индивидуально-личностные в зависимости от того, для какого субъекта они имеют значение;

§ нравственные, эстетические, религиозные, научные, политические, правовые и др., связанные с различными сферами деятельности людей, с отдельными формами общественного сознания.

В контексте нашей темы, нас, конечно, больше всего интересуют духовные ценности – объекты и явления, удовлетворяющие потребности нашей души. Следует отметить, что далеко не всегда такие объекты и явления обладают вещественностью, как картины или книги, звуки музыки или красота природы. Например, известная фраза: «Главное, чтобы тебя понимали» выражает ценность понимания одного человека со стороны другого. Но что такое понимание? По-видимому, это способность входить во внутренний мир другого человека, разделять его интересы и ценности, умение выражать психологическую поддержку. Но можно ли его, понимание, потрогать или увидеть? Нет, конечно, но его можно почувствовать сердцем, душой. Следовательно, понимание – это невещественная, идеальная духовная ценность.

Если же мы вдумаемся, то окажется, что и другие духовные ценности, вроде бы вполне осязаемые, обладают той же природой. Например, хотя картину можно увидеть и потрогать, но холст и краски – это лишь материальные носители духовных ценностей, а сама духовная ценность – красота картины – невещественна, ибо существует лишь постольку, поскольку воспринимается сознанием человека. Потому если мы не можем прочитать книгу (написанную на незнакомом нам языке), то для нас она будет просто сброшюрованными листами бумаги, покрытыми типографской краской. Мы ее можем использовать как подставку для цветов или как удобный переносной столик (если книга большая и не очень толстая), т.е. как материальную ценность, но духовной ценностью она для нас не будет (если только не обладает красивой яркой обложкой и не имеет рисунков).

Поэтому духовные ценности можно разделить на две группы: те, которые нуждаются в материальном носителе, и те, которые могут существовать без материального носителя. К первым мы отнесем книги, картины, памятники архитектуры, музыкальные произведения, скульптуру, художественные фотографии и пр., а ко вторым не только понимание, но и многие нравственные принципы, например, делание добра, соблюдение справедливости, любовь к ближнему.

На уровне индивида ценности проявляются как ценностные ориентации личности– это представления человека о том, что для него ценно и важно, что имеет значение для его жизни, к реализации чего он стремится.

Ценностные ориентации составляют ядро культуры личности, определяют ее, личности, направленность, «окрашивают» убеждения человека в тот или иной «цвет». Именно ценностные ориентации определяют нацеленность личности на реализацию тех или иных социально-значимых идеалов и императивов, влияют на все стороны деятельности специалиста ГПС, в частности, на его поведение, мышление, мировоззрение, характер, мотивацию.

В нашей Академии кафедрой философии в 2007-2008 годах проводилось научное исследование, посвященное изучению ценностных ориентаций курсантов и слушателей нашей академии. По итогам этого исследования можно сказать, что к наиболее значимым ценностям наши курсанты и слушатели при ответе на открытый вопрос (Каковы ваши главные жизненные ценности) отнесли следующие (в порядке убывания значимости):

1. Семья, семейное благополучие

2. Любовь

3. Здоровье, здоровье родных

4. Дружба, хорошие друзья

5. Честность, правдивость

6. Доброта, отзывчивость, гуманизм

7. Родители, помощь родителям, родственникам

8. Хорошая (интересная) работа

9. Воспитание, воспитанность

10. Творчество, творческая самореализация

Из приведенного списка видно, что вторая, четвертая, пятая, шестая, девятая и десятая позиция отражают именно духовные ценности.

Но когда аналогичный вопрос был задан в закрытой форме (были даны 16 вариантов основных ценностей), то ответы были несколько иными:

1. Хорошее здоровье

2. Счастливая семейная жизнь

3. Любить и быть любимым

4. Хорошие друзья

5. Материальное благополучие

6. Делание добра

7. Интересная работа

8. Карьерный рост

9. Служение Отечеству

10. Душевная гармония

Исходя из этого списка, можно ли считать, что «счастливая семейная жизнь» -- это духовная или материальная ценность? По-видимому, здесь есть и духовные аспекты, ведь счастливая семейная жизнь невозможна без духовной составляющей – без понимания, душевного общения, любви, общих духовных интересов, заботе о членах семьи. Но есть и материальные, связанные с материальным обеспечением семьи, решением хозяйственно-бытовых проблем.

Отсюда ясно, что при анализе реальных ценностных ориентаций людей и ценностей в целом духовное и материальное могут быть четко разведены только в теории, а в реальной жизни часто переплетаются.

Например, здание Ярославского вокзала – это и духовная ценность, поскольку является уникальным памятником архитектуры модерна, и в то же время – материальная ценность в той мере, в какой здание вокзала используется для защиты от непогоды (холода, дождя, ветра), размещения пассажиров и служб вокзала.

Заканчивая разговор о духовной жизни личности, следует подчеркнуть, что самое важное в духовности – это не только верховенство нравственности, служение идеалам Добра, но и гармоничное развитие всех сторон духовной жизни человека, равное внимание ко всем главным измерениям духовности и духовным потребностям. Гипертрофия какой-либо одной стороны духовности может приводить к дисгармонии личности, а иногда и толкать ее на асоциальный путь. Известно, что многие нацисты были в то же время прекрасными отцами, любившими своих детей, ценителями искусства, внешне проявляли себя как христиане, но все это не мешало им потворствовать преступлениям против человека и человечества.

Истинно гармоничная личность – это всегда личность многосторонняя, способная быть образцом во всем, следующая высшим духовным ценностям и нормам не время от времени, а всегда! И людей, обладающих такой личностью, можно найти и в нашей Академии, стоит вспомнить профессоров Михаила Дмитриевича Безбородько, Николая Николаевича Брушлинского, Николая Григорьевича Топольского, которые не только являются специалистами высшего класса в своем деле, но отличаются истинным гуманизмом, любовью к людям и своему делу, разносторонностью и многообразием интересов, будь то история страны, искусство или мир науки и техники. С тем же Н.Н. Брушлинским всегда можно поговорить не только о пожарной охране, ее настоящем и будущих перспективах развития, но также обо всем, например, о музыке, живописи, литературе, политике, но главное что он, как и многие наши преподаватели, является образцом высоконравственной личности, от него никогда не услышишь ни грубого слова, ни крика, он всегда готов прийти на помочь, никогда не откажет в общении, всегда даст совет.

Ведь высокая духовность и в пожарной охране, и в любой области общественной жизни, в любой профессии выступает залогом того, что и в экстремальной ситуации человек проявит себя настоящим человеком, человеком долга, продемонстрирует свои лучшие качества. И не надо далеко ходить за примерами. Таков, в частности, ваш чуть более старший товарищ, курсант Юрий Сыркин, который сначала проявил себя в области учебы, всегда отличался вежливостью, трудолюбием, стремлением к знаниям (например, он дважды участвовал в курсантских конференциях, проводимых нашей кафедрой по проблемам нравственности и патриотизма), а потом, уже завершая учебу на третьем курсе (в марте 2008 года), вывел из горящего дома двух маленьких детей, рискуя своей жизнью и здоровьем.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

 

1. Духовность – это интегральное качество, атрибут человека, радикально отличающий его от животных.

2. Духовность можно определить как нравственно-ориентированные, направленные к Добру, волю и разум, религиозное и эстетическое чувства человека.

3. К основным измерениям духовности можно отнести четыре: теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность. Каждое измерение связано с центральными духовными потребностями человека: в знании, в прекрасном, в нравственном образе жизни, в общении с источником бытия или психологической поддержке. Духовные потребности – это потребности нашей души, тогда как материальные потребности – это, в конечном, счете, потребности нашего тела.

4. Наряду с духовными потребностями, выделяют и духовные интересы. Интерес – это осознанная, конкретизированная потребность, каждой духовной потребности соответствует широкий и многообразный спектр духовных интересов.

5. Потребности и интересы удовлетворяются с помощью ценностей. Понятие ценности выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

6. На уровне личности ценности выражаются понятием «ценностные ориентации личности», которые суть представления человека о том, что для него ценно и важно, что имеет значение для его жизни, к реализации чего он стремится. На основе ценностных ориентаций формируются убеждения человека, его самые сокровенные идеалы и жизненные цели.

7. Главным в духовности выступает нравственность, ориентация на высокоморальный образ жизни, служение идеалам Добра, Справедливости, Любви.


Учебный вопрос № 2

Содержание духовной жизни общества

(продолжительность – 45 минут)

 

От рассмотрения духовной жизни личности перейдем теперь к изучению духовной жизни общества.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты