КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОШУ ПРОШЕНИЯ!Стр 1 из 67Следующая ⇒ Мартынов Б.В. Нравственность йоги в идеале и в жизни.
Это первая на русском языке книга, отдельно посвящённая месту и значению нравственных идеалов и правил йоги, их важности для самопознания и самоуправления. На основе индийских источников и мнений авторитетов йоги в книге даются некоторые психофизиологические обоснования необходимости и полезности правил йамы и нийамы,а также советы по их соблюдению. Книга позволяет читателю сопоставить свои возможности с нравственными идеалами йоги и использовать их для повседневной жизни и совершенствования, не впадая ни в ненужную одержимость, ни в бессильное отчаяние от невозможности достичь совершенства.
© Б.В. Мартынов, 2000 © Издательство Алетейа, 2000 СОДЕРЖАНИЕ ПРОШУ ПРОШЕНИЯ! 4 ИСТОЧНИКИ, УСТОИ И ЗАГАДКИ НРАВСТВЕННОСТИ.. 10 ВСЕМ ЛИ ПО НРАВУ РАССУЖДЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ?. 10 СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КАТЕГОРИЧЕСКИ БЕЗУСЛОВНОМ... 13 НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ ДЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ.. 20 НРАВСТВЕННОЕ И ТЕЛЕСНОЕ ЗДОРОВЬЕ.. 23 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ.. 24 ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НРАВСТВЕННОСТИ.. 27 ПРИЛОЖИМА ЛИ К ЖИЗНИ НРАВСТВЕННОСТЬ ЙОГИ?. 28 ЙОГА В НАШЕМ НРАВСТВЕННОМ КЛИМАТЕ.. 32 ОБШЕИНДИИСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ.. 37 ВСЕЛЕНСКИЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН.. 37 ЙОГА И БХОГА.. 39 ЙОГА В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И ЙОГА ДЛЯ СВОБОДЫ... 41 ОБЕТЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЙОГИ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 45 МАРЕВО И МАЯТА МИРА.. 49 ГДЕ КОРНИ ЗЛА И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ?. 50 МУЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НИХ.. 54 ВИРТУАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ 56 ГОСПОДСТВО УНИЖАЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ.. 59 СВЯЗАННОСТЬ И ГУНЫ... 62 КАРМА И КРУГОВОРОТ ТЕКУЩЕГО (САНСАРА) 66 СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕПЬ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ.. 66 КАРМА, ГРЕХ И КАРА.. 70 ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ: ДОВОДЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НАМЕКИ ДЛЯ НАУКИ 74 САНСАРА И САМСКАРЫ... 83 О «ПОЛЕЗНОСТИ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 87 ЙОГА И ДХАРМА.. 90 ДХАРМА.. 90 ИСТОЧНИКИ ДХАРМЫ... 93 УСТОИ ЖИЗНИ: ЧЕТЫРЕ НРАВА — ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ — ЧЕТЫРЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛИ 99 НРАВСТВЕННОСТЬ И НРАВ.. 100 ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ.. 106 СМЫСЛЫ ИЛИ ЦЕЛИ ЖИЗНИ.. 110 ОСВОБОЖДЕНИЕ.. 112 «ИЗВИЛИСТ ПУТЬ ДХАРМЫ». КАК НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ?. 114 УСТАНОВЛЕНИЯ ДХАРМЫ И НАСТАВНИК.. 116 ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТИНЕ И СЛУЖЕНИЕ УЧИТЕЛЮ... 122 ВАЖНОСТЬ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ, ОБШЕНИЯ И ОБЩИНЫ... 128 ВЕЛИКИЕ ОБЕТЫ (ЙАМА) 132 ДОБРОТА.. 132 НЕВРЕЖАЕНИЕ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ.. 132 СИЛА НАСИЛИЯ.. 134 НАМЕРЕННЫЙ ВРЕД И ВРЕД НАМЕРЕНИЯ.. 136 ПРОТИВ НЕПРОТИВЛЕНИЯ.. 140 НЕНАСИЛИЕ — ДОСТОИНСТВО СИЛЬНЫХ.. 143 НЕВРЕЖДЕНИЕ ПРИ УПРАЖНЕНИЯХ ЙОГИ.. 150 ПРАВДА И ПРАВДИВОСТЬ.. 153 ЕДИНСТВО МЫСЛИ — СЛОВА — ДЕЛА.. 153 ХОРОШИЕ СЛОВА И ДУРНЫЕ ДЕЛА.. 155 ПРАВДЕ НАДО УЧИТЬСЯ.. 162 УПРАВЛЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СПОСОБ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ.. 165 НЕСТЯЖАНИЕ И БЕСКОРЫСТИЕ.. 170 УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ.. 170 ДАЯНИЕ И «ЭКОНОМИКА» СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.. 177 CO3EPЦAHИE ПРОТИВ СТЯЖАНИЯ И ОБРЕТЕНИЯ НЕСТЯЖАТЕЛЯ.. 183 ЦЕЛОМУДРИЕ.. 185 ЦЕЛЬНОСТЬ МУДРОСТИ.. 185 НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ БЛАГА ЦЕЛОМУДРИЯ.. 195 «КОГДА УДОВЛЕТВОРЕНА ЖЕНЩИНА — УДОВЛЕТВОРЕН ВЕСЬ МИР» 199 СРЕДСТВА ВОЗДЕРЖАНИЯ.. 202 ОБЯЗАННОСТИ (НИЙAMA) 205 ОЧИЩЕНИЕ: СРЕДСТВА И ПЛОДЫ... 206 ДОВОЛЬСТВО.. 210 ПОДВИЖНИЧЕСТВО.. 213 САМООБУЧЕНИЕ.. 218 ВЕРНОСТЬ ВЫСШЕЙ ИДЕЕ.. 220 ВНУТРЕННЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ.. 223 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТРЕЧЕНИЕ И БЕССТРАСТИЕ.. 223 ОСНОВЫ, СУТЬ И ЦЕЛЬ КАРМА ЙОГИ.. 225 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПОДВИЖНИЧЕСТВО И СИЛА ВОЛИ.. 234 ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЙОГА КАК СРЕДСТВО СОЗЕРЦАНИЯ.. 236 НРАВСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — ДВИЖЕНИЕ К СВОБОДЕ.. 247 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 254 ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ.. 254 БХАГАВАДГИТА О КАРМА ЙОГЕ.. 255 ДОБРОДЕТЕЛЬ В АЮРВЕДЕ.. 262 СЛОВАРЬ НЕКОТОРЫХ САНСКРИТСКИХ ПОНЯТИЙ И ИМЕН.. 265 НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ТРАНСКРИПЦИИ.. 270 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.. 271
ПРОШУ ПРОШЕНИЯ! Книги обычно начинают с посвящения. Я начну с обращения к читателю... с просьбой о прощении. За то, что, весьма далёкий от совершенства, с уймой недостатков, взялся рассуждать о нравственности. За то, что далеко не всегда соответствую тем идеалам, которые излагаю. За то, что не слишком много и не слишком глубоко знаю. За неточности и ошибки, которые, возможно, будут в этой книге. За то, что временами впадаю в поучающую нравоучительность и назидательность. Или, напротив, за слишком частые всплески чувств и некоторую резкость суждений, оценок и выражений. Может, многое будет слишком остро и слишком спорно. За то, что я, возможно, этим кого-то обижу. Со стороны автора было бы слишком глупо, самонадеянно и неприлично вставать в позу учителя, нудно-назидательным тоном дающего ответы на вопросы, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Не ему «обращать заблудших» на нравственный путь и раздавать советы, как поступать людям в жизни. Когда мои знакомые узнавали, что я пишу книгу о нравственности йоги, отзывались противоположно. Одни с восторгом и какой-то неоправданной надеждой на некое чудесное её влияние на людей: «О-о, в наше время это так важно!» и т. п. Другие, более здравомыслящие, прямо не говоря, что это всё ерунда, как-то сразу скучнели и отводили глаза, стесняясь за мою наглость. Иной скептически пожимал плечами, иной откровенно насмешливо хмыкал: тоже мне, торчит какой-то ничем не примечательный опенок на Неглинке и корчит из себя гуру иль пророка. А как известно, таковых не бывает в своём отечестве и тем паче среди знакомых. Да и сияния святости, величия, мудрости надо мной не видать. Не могу сослаться даже на принадлежность к какому-нибудь вероисповеданию. Не дудит в свои медные трубы вокруг меня Слава. Не ослепляют меня журналисты вспышками да софитами, не суют мне в лицо свои камеры да микрофоны, не подъезжают ко мне на своих фордах и тойотах президенты фондов, меценаты да филантропы. Ну нету авторитету!Можно бы, конечно, пользуясь тем, что большинство читателей этой книги, не входящих в кружок моих друзей и знакомых, меня в глаза не видели, рядиться под мудреца или святого или косить под гуру, как делают многие по слишком мирским причинам. Но что-то мешает. Крохи самоуважения? Боязнь разоблачения? Осознание огромности и неподъёмности задачи «улучшения человечества»? Понимание, что книжка одного человека мало что изменит? Так может быть, лучше было бы и не браться? Я бы и не взялся, если бы на русском языке была хотя бы одна серьёзная и глубокая книга о нравственности в йоге. Но, как ни странно, в пёстрой куче книг по йоге таковой доныне нет, а в лучшем случае этим вопросам уделяется несколько строчек или страниц очень-очень общих мест. И хотя создатель этой книги далеко не самый мудрый и лучший, может быть, ему снисходительно простится то, что она первая на русском на эту тему? И, может быть, как раз потому, что недостатков у автора — уйма и огромный опыт заблуждений, ошибок и ушибов в жизни, он может выставить какие-то метки и вешки на нравственном пути, чтобы помочь другим избежать неприятностей или не слишком расшибиться при ошибке. Если бы йога была доступна только праведникам без упрёка и порока, тогда не было бы нужды мне писать эту книгу, а вам — её читать. Но самоуничижение паче гордости. И взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Поэтому, чтобы не разочаровать возможных читателей, скажем, что мы хотели бы показать в этой книге. В работах большинства советских и российских авторов об этике всегда удивляло почти полное отсутствие или, в лучшем случае, какое-то усечённое рассмотрение её в цивилизациях Индии и Китая. А ведь в этих мироустройствах были созданы не только концепции, которые задолго и надолго предвосхитили европейские, но и соответствующие и построенные на них системы общественного устройства. В каждом вероисповедании, каждом учении есть что-то вечное, что-то временное, что-то вселенское, что-то местное, что-то общечеловеческое, что-то личное. В этой книге на основе обширного материала мы постараемся, не забывая об особенностях, уделить внимание тому вечному, тому общечеловеческому, что есть в нравственности йоги, и показать некоторые возможности применения её правил не только для очень немногих, посвятивших ей большую часть жизни, но и для тех, кто пытается с её помощью сделать жизнь свою и других более осмысленной, полезной и счастливой. Большинство исследователей понимают нравственные правила йоги (йаму и нийаму)как этическую подготовку, необходимую для практики йоги, без которой никакой успех невозможен (С. Радхакришнан, М. Элиаде и др.). Однако почему это так, каков механизм влияния этих принципов на сознание и как их выполнять — не объясняется. Поэтому при чтении множества поверхностных работ складывается впечатление, что эти принципы — чисто запретительные и неспособность их соблюдать или нарушение по тем или иным причинам закрывает всякое продвижение. К тому же в таких работах йама и нийама почти никак не связываются со следующими ступенями — телесными, дыхательными и созерцательными упражнениями. Словосочетание «практическая нравственность», вроде бы, содержит в себе противоречие. Может ли быть нравственность практической, как математика или лингвистика, как любая прикладная наука, занимающаяся методами решения практических задач на основе её теории? Излагая теорию нравственности йоги и дхармы для нашего читателя, мы хотели бы: • Выделить её применимость, «подсобный» характер для людей, которые используют йогу, чтобы улучшить качество своей «мирской» жизни, то есть в прикладных целях. Здесь не будет какой-то изложенной программы нравственности и навязывания её в качестве единого спасающего мир средства. Постараемся обойтись без излишнего морализирования и морального негодования. Вместо «научной объективности» и её притворного беспристрастия довольно некоторого чувства меры и некоторых умолчаний. • Указать на те связи, которые существуют между нравственностью йоги и основами индийского мировоззрения и дхармы. Постараемся особо остановиться на возможных проявлениях нравственных правил в жизни занимающегося йогой, взаимосвязи их между собой и связи с дальнейшими ступенями йоги. • Отмежеваться от возможной ошибки — придания нравственным правилам самодовлеющей, главенствующей и единственной ценности, обесценивающей всё остальное: «когда мораль начинает вытеснять и религиозный опыт, и жажду знания, и силу художественного самозаконного видения, и правосознание, и любовь к родине»[1] и заменяется моральностью и морализаторством. При этом не создавать впечатления, что соблюдение нравственных правил является особой или начальной практикой йоги. • Наши рассуждения о нравственности для счастья и освобождения, по возможности, будут основываться и придерживаться основополагающих текстовых источников дхармы и йоги — упанишад, Йога сутры, Бхагавадгиты, дхармашастр. В этой работе мы рассматриваем нравственность йоги, отталкиваясь от Йога даршаны, но зачастую в преломлении учителей и авторитетов других её ветвей. Восьмиступенная йога Патанджали была изложена им в самых общих чертах как целостная система достижения состояния Обособленности, Исключительности (кайвалья).Называемая Йога даршаной и представляющая собой один из древнейших сохранившихся текстов йоги, она доныне является эталоном, с которым сравниваются или даже от которого отталкиваются и другие ответвления йоги — ведантистская и тантрийская. С помощью рассмотрения нравственности йоги и дхармы мы надеемся высветить такие стороны индийского наследия, которые часто не попадают в поле зрения его исследователей... и т.д. В нашем рассмотрении нравственности йоги будут присутствовать и взаимопроникать как бы три слоя. Первый — нравственность в идеале (по сутре и комментариям на неё). Второй — нравственность в установлениях дхармы. И третий — возможное применение её в наших условиях. Сама тема почти необъятна, и любого объёма издания хватит лишь на то, чтобы наметить её возможные разветвления. В книге даются не готовые ответы, рецепты или запреты, а поводы читателям лишний раз обдумать, оспорить, согласиться, уточнить, развернуть, отвергнуть... всё здесь сказанное. И если кого-нибудь имеющиеся в ней сведения, примеры и рассуждения побудят к собственным нравственным поискам, обретениям и решениям, помогут противостоять господству «унижающих ценностей»: льющихся с экранов, радиоприёмников, газетных полос наглости, цинизма, хамства, смакования грязного, гадкого, худшего в человеке, — я бы считал эту работу не напрасной. Ибо хороший разговор о нравственности — это не только знания о ней,а ключ к получению знания. По количеству и качеству изданных научных работ по йоге российская индологическая наука отстаёт от Запада примерно так же, как отстают технические науки в области, скажем, массовой электроники. За послевоенные годы Институт востоковедения издал всего несколько десятков книг, причём пробелы зияют на самых важных местах[2]. Йогу учёные старательно обходят — то ли по инерции от застойных времён, то ли от некой спеси, то ли из опаски не справиться с теми загадками и противоречиями, которые в ней есть. За последние годы изданы лишь пара стоящих внимания книг[3]. Конечно, наука не должна работать на потребу масс, но и не должна пренебрегать огромным интересом и широкой потребностью в таких книгах. А в эти пробелы хлынул серенький вал американского «духовного» ширпотреба. На книжные прилавки выброшено (вот именно!) огромное число подмоченных им отечественных изданий, из коих большинство и черпают знания о йоге. В Америке в 60-70-е годы был настоящий бум индийской культуры, в частности йоги. Издавалось огромное число книг и видеоматериалов, зачастую и неплохого качества, прилетали учителя, из которых далеко не все были так называемыми джет-гуру (реактивными гуру), возникло огромное число центров йоги (их и сейчас около 600), по телевидению шли передачи по оздоровительной йоге... Интерес есть и сейчас, хотя не такой воспалительно-восторженный, но стойкий. Мы подошли к этому состоянию умов гораздо быстрее. Всеядная пылкость конца 80-х — начала 90-х годов заметно притухла из-за халтурной эксплуатации и дискредитации этого интереса толпами невежд и шарлатанов и из-за низкого качества литературы и услуг по йоге. И можно было бы сейчас воспользоваться этим, чтобы без особой шумихи и помпы использовать йогу для телесного, психического и нравственного оздоровления народа. Тем более что среди увлекающихся йогой довольно многие имеют склонность к самоотверженности ради блага людей. Ан нет. Такое впечатление, что многих устраивает «глупая йога». Подтасовки в виде смешения йоги с оккультизмом, теософическими заскоками и выдавания за йогу самых худших её проявлений и представителей, видимо, являются главным приёмом, взятым на вооружение православной церковью. Популярную, а не популистскую книгу издать и продать труднее, чем безумную дребедень. Всё труднее получить хорошие книги по йоге в РГБ, куда и не всех допускают. Раньше не выдавали книги по йоге, запрятав в спецхран, требуя допуска даже на чтение книги Ромена Роллана о Рамакришне, то есть административно. Сейчас времена другие, и новых поступлений меньше, ремонты чаще, предлогов невыдачи больше: «книга ценная, не выдаётся», «дефектный корешок», «в переплёте», «заштабелировано» и т. д. Может, мне особо не везёт, но за последние годы я что-то не припомню в средствах массовой информации хотя бы одной серьёзной и уважительной статьи или передачи о йоге или, например, о буддизме или веданте, самом распространённом индийском философском мировоззрении. По телеку не видел даже предельно упрощённой телесно-оздоровительной йоги (асан). А вот шум по поводу «Белого Братства», Аум Синрикё, кришнаитов или развесистая и дурнопахнущая клюква в «Мегаполис-Экспресс» о том, как трёх московских йогов чуть не принесли в жертву индийскому водяному (!), почему-то попалась. Да, глупцов, одержимых и безумцев, выдающих себя за «йогов», кого восточные, а точнее, ложно-восточные учения увлекли в мутную трясину дурости, навредивших себе и другим неверно понимаемой и выполняемой йогой, немало. Но ведь извращения есть в любом учении и религии. Что, в христианстве не было скопцов? сектантов, совершающих массовые самоубийства в разных странах? Нет иудейских сект, которые запрещают своим членам выполнять обязанности перед государством и народом, в котором они живут? Не взрывают жилые дома террористы, ссылаясь на законы ислама? Видимо, идеологическая и религиозная борьба не кончается с установлением демократических государственных институтов и, превращаясь в конкуренцию за влияние на массовое сознание, принимает форму замалчиваний, оговоров, выпячивания глупостей и ошибок, очернений, запугиваний и т. п. Стращают, например, опасностями медитации, тем, что повторение мантры закабаляет сознание человека, что подчинение гуру делает человека рабом и т. д. Но чем это опаснее привычки к «наркотическим» средствам массовой информации, назойливого повтора кодирующих слов в политических или рекламных целях или навязчивой модной песенки? Чем подчинение гуру так уж разительно отличается от подчинения телевизору, начальнику, психотерапевту? Опасна не йога, а те искажения, халтуры, обманы, что за неё выдают невежды и шарлатаны. Если бы было достаточно переводов первоисточников и серьёзных изданий по йоге, наверное, дураков и дурителей было бы меньше. Может быть, многие извращения йоги и появляются на почве «книжного голода»? Но нельзя найти добра, если его не искать. И лучше искать лучшее и руководствоваться лучшим, чем стараться огульно опорочить «восточные учения» и йогу в том числе. И среди таких важных тем, которые могли бы оздоровить восприятие и понимание индийской культуры, — нравственность йоги.
|