КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АДВАЙТА АШРАМА: центр веданты и йоги, основанный Свами Шиванандой.АДВАЙТА ВЕДАНТА: «недвойственная веданта», одно из главных направлений веданты, утверждающее, что существует лишь Брахман, и рассматривающее мир явлений как скрывающую Его иллюзию (майю). Её оформителем был философ Шанкара. АВИДЬЯ: «неведение», в веданте безначальная космическая сила, скрывающая Брахмана. АРАНЬЯКА ПАРВА: «Лесная книга» Махабхараты, повествующая о скитании добродетельных героев Пандавов в лесах. АТМАН: «Сам», душа или внутренний дух. Вселенский дух (параматма) проявляется отдельной, живой душой (дживатма). БРАХМАН: член высшей варны индийского общества, долгом которого являлось сохранение и передача священных знаний. БРАХМАНА: принадлежащие к Ведам прозаические тексты, описывающие и толкующие жертвенные обряды. БХАГАВАДГИТА: «Божественная песнь», один из священнейших и древних текстов индийской и мировой культуры, «новый завет» индуизма. БХАГАВАТА ПУРАНА: чтимый текст, рассказывающий о жизни Кришны и излагающий вишнуистское учение. БХАКТИ ЙОГА: «йога любви». ВАГБХАТА: Вагбхата-младший (VII в.), составитель «Аштанга хридайа самхиты» — аюрведийского текста, основанного на «Чарака самхите». ВАЙШВАНАРА: «присущий всем людям» огонь в теле, чаще сопоставляемый с пищеварительным огнём. ВАЙШЬЯ: представитель одной из трёх высших варн ведийского общества; её занятия — земледелие, ремесло, торговля. ВАРНА: букв, «окраска», «цвет». Одно из трёх (позже — четырёх) сословий ведийского общества. ВАРНАШРАМА: принцип сочетания нрава и жизненных состояний. ВАСАНА: побуждение, устремление, желание, скрывающееся за каждой мыслью. ВЕДА: древнейшие из записанных текстов, явленные мудрецам и святым и излагающие знание о всей Вселенной. Существуют четыре веды, подразделяющиеся на самхиты, брахманы, араньяки и упанишады. ВЕДАНТА: «конец Вед», одно из шести главных индийских мировоззрений (даршан), направленное, по собственному определению, на познание Брахмана. Основывается на «тройном знании»: упанишадах, Бхагавадгите и Брахма сутрах. Адвайта веданта (недвойственная веданта) Шанкары лишь Брахмана признаёт единственно Сущим, а весь мир явлений — порождением неведения и майи. ВИДЖНЯНАБХИКШУ: один из средневековых толкователей Йога сутры Патанджали. ВИШНУ: один их трёх главных богов в индуизме, бог-хранитель всего сущего, встречающийся ещё в Ригведе, значение которого выросло в эпическое время. ВРИТТИ: превращение, видоизменение. ГАНДИ, Мохандас Карамчанд, более известный как МАХАТМА ГАНДИ: индийский общественный и религиозный деятель, руководитель ненасильственной борьбы против английского колониализма.
|