КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ТРАНСКРИПЦИИ⇐ ПредыдущаяСтр 67 из 67
Санскритские буквы в транскрипции имеют примерно такие соответствия русским буквам и звукам. Гласные делятся на краткие (как в словах «сам», «кит») и долгие, отмечаемые чертой над ними ( , , ). Как правило, они произносятся открыто, например, е в словах veda или deva произносится ближе к «э», нежели к «е». Надстрочная запятая перед буквой ставится на месте аили , выпавшего по правилам санд-хи (сочетания). Согласные b,v,g, d, sи др. произносятся, как в русском языке. Исключения:j — дж, — нь, с — ч, — щ, — ш. В других случаях соединение согласной со строчной h означает придыхательную согласную, а не соединение двух согласных (например, cha, и т. п.). Точкой над буквами или передаются различные степени мягкости или назализации звуков — носовой резонанс ( ) или гуттуральный носовой (как английское ng),точкой же под и ( ) — церебральный носовой, как бы с призвуком русского л. Точка под согласными ( , , , ) отмечает церебральные звуки, или — сонанты, т. е. слогообразующие согласные (как, например, в русском «бодрствование» или чешском vlk), а под — глухое придыхание (visarga).
Приложение 6
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Артхашастра. — М., 1993. Борислав. Вечная йога для современного человека. Очистительные приёмы. — М., 1997. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). — М., 1995. Ван-Лизебет. Тантра. — Новочеркасск, 1999. Ватсьяяна Малланага. Камасутра. — М., 1993. Вивекананда Свами. Практическая веданта. — М., 1993. Вигасин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. — М., 1984. Ганди М. Насилие и неотмщение // Насилие: философия, этика, политика. — М., 1993. Ганди М.К. Моя жизнь. — М., 1969. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993. Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995. Гусева Н.Р. Индуизм. — М., 1977. Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии. — 1999. — №8. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986. Законы Ману. — М., 1992. Ильин И. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. — М., 1998. Индийская жена. — М., 1996. Кессиди Ф.Х. Философские и этические проблемы генетики человека. — М., 1994. Классическая йога. — М., 1992. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. — СПб., 2000. Колесов В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. — СПб., 1991. Кон И.С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль. — М., 1990. Короленко Ц.П, Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. — Новосибирск, 1979. Кренек Л. В Индии. — М., 1956. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. — М., 1996. Лем С. Этика технологии и технология этики. — Пермь, 1993. Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение. — М., 2000. Миролюбов Ю. Риг-веда и язычество. — Мюнхен, 1981. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. — М., 1991. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. — М., 1990. Раджа-йога. — СПб., 1911. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. — М., 1956. Розанов В.В. Во дворе язычников. — М., 1999. Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнявалкьи. — М., 1994. Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. — Горький, 1989. Сварнкар М.С. Философские истоки концепции ненасилия в древних культурах Индии и Китая. — М., 1994. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М., 1996. Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы антологии. — Барнаул, 1998. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990. Фромм Э. Человек для себя. — М., 1992. Чопра Д. Сотвори своё здоровье. — М., 1996. Чудо, которым была Индия. — М., 1977. Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. — М., 1995. Этика и ритуал в традиционном Китае. — М., 1988. Alexander, R. The biology of moral systems. — New York, 1987. Chunder, P.C. Kautilya on love and morals. — Delhi, 1987. Creel, A.B. Dharma in hindu ethics. — Calcutta, 1977. Danto, A.C. Mysticism and morality. — New York, 1987. Dasgupta, S.N. A History of Indian philosophy... V. 1 — 2. — Cambridge, 1968, 1969. Dasgupta, S.N. Development of moral philosophy. — New York, 1965. Dasgupta, S.N. Yoga as philosophy and religion. — Delhi, 1978. Dasgupta, S.N. Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. — Calcutta, 1930. Douglas, M. Purity and danger. — London, 1976. Eliade, M. Patanjali et yoga. — Paris, 1968. Kumari, Prem. Comparative ethics of Gandhi and Kant — New Delhi, 1996. Lacombe, O. Indianite. — Paris, 1979. Man, meaning and morality. — New Delhi, 1995. Monier-Willlyams. M.A. Indian wisdom or examples of the religions philosophy and ethical doctrines of the Hindu. — Delhi, 1974. Sharma, T.R. Studies in the sectarian upanisads (Metaphysics, ethics and rituals). — Varanasi, 1972. Varma, M.N. Principles of Hinduism. — Catre Bornes, 1981.
[1] Ильин И. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. — М., 1998 — С. 382-383. [2] Например, до сих пор нет соответствующего ее месту в мировой культуре академического издания Бхагавадгиты, куда можно было бы включить как варианты ее переводы Б.Л. Смирнова и В. Семенцова. Поэтому ею торгуют прабхупадовцы, выдавая ее за Бхагавадгиту «как она есть». [3] Свами Вивекананда. Практическая веданта. — М., 1993; Классическая йога / Пер Е.П. Островской и В.И. Рудого — М., 1992. (Последняя написана столь наукомудреным языком, что создается впечатление, что переводчики мало чувствуют древний текст. Чего стоит, например, такой перевод: «(Ментальное) конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания», — хотя можно было бы перевести проще и яснее: «Различие, лишенное содержания, происходит из словесного знания».)
[4] И поставили диагнозы: Будде — абулия (неспособность желать), а Христу — мазохизм. [5] А человек, как давно заметили кибернетики, как раз и отличается от компьютера тем, что умеет оперировать нечетко очерченными понятиями. [6] Витгенштейн. Логико-философский трактат // Философские работы. Ч. 1. — М., 1994 — С. 70. [7] Даже ньяя,которую называют индийской логикой и в которой, действительно, огромное место занимают вопросы логики, представляет собой признанное религиозно-философское учение. [8] Показательно в этом смысле название работы В. Соловьева «Оправдание добра». [9] Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. Посев. — М., 1957 —С. 85. [10] Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М, 1996 — С. 455-456. [11] Это показал видный русский юрист Чудновский, исследовав обычно-правовые понятия народа, в частности на примере русского старообрядческого населения на Алтае [12] Слово puma близко к русским словам «ряд», «порядок» (в том смысле, в котором его употребляли на Руси в старину — «управление», «правило», «согласие») В Авесте то же понятие выражается словом арта. [13] Брахман (м. р.), Бог-творец. [14] Акшара, также слог ОМ [15] Брахман (ср. р.), Абсолютное Бытие [16] Но, столь желающий «морального совершенства», он не мог, например, удержаться от смотрения гнусных телевизионных передач или от того, чтобы время от времени не поругаться с кем-нибудь или не «надраться» (уставая, что ли, от борьбы с грехами?) [17] Однако есть мнение (Карамбелкара), что довольство (самтоша)нийамы и непринятие даров (апариграха)йамы следует поменять местами, ибо рядом с четырьмя другими требованиями нийамы, представляющими собой телесные действия, довольство как состояние ума выглядит несколько чужеродным. Но это предположение не может поколебать бытующего много сотен лет традиционного текста [18] Пер. Иннокентия Анненского. 68 [19] В свое время наши индологи пытались переводить ахамкара словами «яйность», «яйство», что очень близко этимологически. Но не привилось — из-за приниженного положения нашего языка, непонимания его творческой роли и боязни показаться «ненаучным». Слова ячество (В. Даль), собьство удачны по смыслу и строению (первое созвучием еще и намекает на ячейку, которой становится в мире осознающее себя отдельным существо), но выглядят иногда (и пока) несколько искусственно и безвкусно. В зависимости от контекста вместо слов эго и ахамкара мы иногда будем использовать их русские синонимы, чтобы не лишаться многих слышимых оттенков этих слов на русском [20] Удивительное совпадение с выражением Канта «Только то, что я делаю сам, по собственной своей воле, есть благо подлинное». [21] Цит. по: Гроф С. Путешествие в поисках себя. — М., 1994 — С. 278. Подход и словарь Ф. Бэкона вполне в духе одной из его должностей — королевского генерального прокурора. Что показательно: наука и юриспруденция — две главные составляющие западной культуры. [22] «Распределение» живых существ по гунам в аюрведе, следующей санкхье, читатель может найти в нашей книге: Мартынов Б В Аюрведа: мировоззрение и применение. — М., 2000 — С 354-356 [23] Отметим, что точно так же подразделяются эмоции в современной науке. [24] Пер. Б В Мартынова. [25] Более того, страх смерти имеет уже четырехмесячный зародыш, как показали съемки, сделанные учеными во время аборта [26] См. Раннее христианство и переселение душ. — М., 1996 Хотя теософские доводы с точки зрения православного богословия разбиваются достаточно убедительно, думается, до закрытия темы еще далеко. Канон, естественно, складывался не сразу и подвергался редактированию. И, возможно, в раннем христианстве, еще не разделенном на каноническое и гностическое, были общины, которые придерживались веры в перевоплощение, довольно широко распространенной в позднем эллинизме [27] Текучести sansаrа
[28] Дхарма. [29] Поэтому мы часто будем использовать это понятие применительно к традиционному индийскому мировоззрению. [30] Соответственно Śruti, smrti, sadācāra, svasya priyamātmanuh [31] Формула, выведенная А Гусейновым. Примерно в таких же словах это правило можно найти в индийских текстах, по крайней мере, с IV века до н э. [32] Бородай Ю М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности) — М , 1995 — С 283 [33] Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнявалкьи. — М , 1994. — С 11. [34] Слово каста происходит от португальского. Это затемняющая замена индийского понятиями jāti — «род», «семья»,»происхождение». [35] Слова «знать», «знатность», видимо, указывают на то, что некогда высокое общественное положение определялось знанием [36] Кстати о смерти. В народе есть выражение «своя смерть» — то есть смерть по старости. Но для воинского сословия своей смертью может быть и преждевременная. С точки зрения сословных обязанностей посмотрим на убитых наших поэтов — Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гумилева, которых представляют как несчастных жертв царского или советского режимов. Они были дворянами и, следовательно, воинами. И умерли как подобает воинам — в бою. Трудно представить себе их дряхлыми менторами. [37] Каутилья, например, считал, что «главное польза, ибо закон и любовь основаны на пользе» (Артхашастра, 3.7). [38] Чандала — неприкасаемый, сын брахманки и шудры; паулкаса — сын кшатрийки и шудры [39] Эта дважды повторенная в Бхагавадгите мысль есть также в «Законах Ману» (10.97): «Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий исполнением чужой дхармы немедленно делается изгоем» [40] Мы позволили себе чуть подправить перевод, данный в книге: Карма Агван Йондан Джамцо. Светоч уверенности. — СПб, 1993 —С 166. [41] См. напр. Ван-Лизебет. Тантра. — Новочеркасск, 1999. Зная достаточно неплохие и рассудительные книги этого автора о начальной йоге и пранайаме, написанные в традиции Бихарской школы йоги, удивляешься столь резкому повороту к неумно-неуемному гневу против ариев и брахманов, якобы уничтоживших великую тантрийскую цивилизацию дравидов. Тем более что дравидский характер хараппскои культуры, возможно, тупиковое предположение: слишком много фактов этому противоречит. [42] Впрочем, первыми здесь были англичане, которые создали их во время англо-бурской войны 1902 года [43] Ганди М.К. Моя жизнь — М., 1969 — С 389 Насколько это естественнее и глубже, чем толстовские обвинения часового, застрелившего убегавшего преступника: «подлость и низость» и т. д. [44] Кстати, не знаю, есть ли среди этих действий такое своеобразно российское, как саморазрушение своей личности пьянством? Однако пьянство по дхармашастрам считается неискупимым грехом. [45] «Всечеловеческий», «присущий всем людям» — огонь, который поддерживает жизнь и проявляется, в частности, пищеварительным огнем [46] Кажется, это древнейшая книга по тому предмету, который нынче считается экономикой и политикой [47] Показательны примеры Раджниша и того же Ван-Лизебета. [48] Из: Бэшем А. Чудо, которым была Индия — М , 1977 — С. 487-488, с незначительным стилистическими изменениями [49] Так же понимал это слово и П.А. Флоренский: «Целомудрие — это простота, то есть органическое единство или целостность личности» [50] В современной Индии лишь десятая часть аскетов женщины, и из них подавляющее большинство — вдовы [51] Подобные обычаи сохранялись в исконном славянском мироустройстве Жена должна была быть беззаветно предана мужу, смерть которого была в какой-то мере и ее смертью. Еще в XIX веке Даль отмечал, что на русском Севере вдова «никогда замуж не пойдет и навек от нарядов отказывается», а «в отсутствие мужа добрые жены сымают с себя серьги, перстни и щегольскую одежду» [52] Академик Ф. Углов считал, что со времени отмены сухого закона в 1925 г. до наших дней народы СССР потеряли от пьянства 50 млн. чел. [53] См. Борислав. Вечная йога для современного человека. Очистительные приемы. — М., 1997 [54] Позднейшие комментаторы понимают это место исходя из представления о цикличности мира: после конца цикла мир создается по прежнему образцу [55] Примерно такими же словами говорил средневековый индийский поэт Нишкуланд. [56] Из понимания этой трудности или даже невозможности возникли, по-видимому, иудейская суббота и русские народные представления, что работать в праздники грех. Ничегонеделанье становилось подвижничеством! [57] Примечательное языковое отличие: у нас действительное — настоящее. [58] Здесь словами «йога действия» переведено другое понятие крийа йога. [59] Буддхи [60] Джняна йога [61] Карма йога [62] Праджапати. [63] Камадхук, корова желаний. [64] Санта. [65] Карма [66] Брахман (м. р.), Бог-творец [67] Акшара, также слог ОМ [68] Брахман (ср. р.), Безусловное Бытие. [69] Пуруша, другое значение — Дух. [70] Царь Видехи, прославившийся своей праведностью. [71] Буддхи. [72] Четаса. [73] Адхьятма. [74] Возможен вариант: «делами». [75] Дхарма. [76] Пуруша. [77] Раджас. [78] Буддхи [79] Здесь возможны два понимания: или желание, или Высшее. [80] Саньяса [81] Йога. [82] Карма йога [83] Санкхья и йога. [84] Согласно Шанкаре [85] Дехи. [86] Прабху. [87] Свабхава. [88] Вибху. [89] Буддхи [90] Брахма йога [91] Ушей, носа, глаз, мочеиспускательного канала и заднего прохода. [92] Хранимые внутри ладанок и амулетов. [93] В обоих смыслах: встречного и неприятного. [94] В словарь не включены те понятия, имена или названия, которые в той или иной мере объяснены в тексте.
|