КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Введение в предметСтр 1 из 60Следующая ⇒ Смоленская Православная Духовная Семинария Введение в специальность: теология (Православное богословие) Раздел I. Введение в предмет
Богословие (греч. θεoλoγια, от θεoς — Бог и λoγoς — слово) существовало и до появления христианства. Теологами в древней античности называли тех поэтов, которые занимались происхождением мира (космогония) или богов (мифология), в отличие от философов, которые рассматривали вещи сами по себе. В более поздние времена Платон богословием называл мифологию, как учение о богах и их происхождении. Только с появлением стоицизма, понятие «богословие» получило тот смысл, который оно имеет и теперь: учение о природе и сущности Божества. В Римской империи глагол «богословствовать» означал «обожествлять императора, признавать его богом». В христианстве термин «богословие» появился не сразу. Вначале он имел для христиан слишком языческий, мифологический привкус. Еще в III в., то есть через двести лет после Рождества Христова, Климент Александрийский и Ориген по-прежнему называли богословами греческих поэтов. Однако у них уже появляется предчувствие, что подлинное богословие принадлежит христианству: у христиан оно должно означать провозглашение Богом Христа. Только в IV в. это слово вошло в христианский обиход. Евсевий Кесарийский называет богословом евангелиста Иоанна и сам богословствует, развивая учение о Христе как Боге. У греческих Отцов богословие постепенно стало определяться как учение о правильном Боге, и с тех пор слово это прочно вошло в христианский словарь. В раннехристианской православной традиции само понятие «богословия» менее всего было связано с рациональным познанием, и богословие не воспринималось как наука, как отвлеченное теоретизирование. Авторы аскетических произведений (Евагрий, Максим Исповедник) называют богословие третьей ступенью совершенства, богопознанием через молитву, ибо только так и возможно истинное познание Божества. Богослов древней Церкви не был человеком, сидевшим за письменным столом в окружении книг, словарей, справочников, учебных пособий. Отцы Церкви в подавляющем большинстве своем были епископами или монахами: они либо занимались активной церковной деятельностью, либо подвизались в монастырях. Их богословие рождалось из внутреннего мистического опыта, обогащенного ежедневным соприкосновением с Преданием Церкви через богослужение, молитву, чтение Писания и общение с народом Божиим. Классическая формула Евагрия Понтийского (IV век) гласит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты — богослов». Таким образом, богословие есть не что иное, как опыт мистической встречи с Богом в молитве, опыт богообщения. О богословии как опыте встречи с Богом Живым говорит в своем «Догматическом богословии» В.Н. Лосский: «Бог — не предмет науки, и богословие радикальным образом отличается от философского мышления: богослов не ишет Бога, как ишут какой-либо предмет, но Бог Сам овладевает богословом, как может овладевать нами чья-то личность. И именно потому, что Бог первый нашел его, именно потому, что Бог, так сказать, вышел ему навстречу в Своем откровении, для богослова оказывается возможным искать Бога, как ишем мы всем своим существом, следовательно, и своим умом, чьего-либо присутствия. Бог богословия — это «Ты», это живой Бог Библии. Конечно, это Абсолют, но Абсолют личностный, Которому мы говорим «Ты» в молитве». Отцы Восточной Церкви предупреждали против профанирования и десакрализации богословия, превращения его в предмет пререканий, объект страстных споров. По словам святителя Григория Богослова, «философствовать о Боге», то есть богословствовать может только тот, кто ведет созерцательный образ жизни и очищает себя для Бога; участвовать в богословских дискуссиях могут не все, а лишь те, кто занимается им «усердно». Что является объектом богословия? Для того чтобы ответить на это, нужно задать себе вопрос, что такое христианство. Именно отсюда надо начинать изучение богословия. Христианство — не просто утверждение, что Бог есть, а проповедь того, что пришел Христос Сын Божий и спас людей, что это событие совершилось в нашей человеческой истории. Когда мы говорим: «Иисус Христос», мы исповедуем нечто. Если взять слово, которое можно найти в катакомбах, всего лишь слово или даже только знак, то оно одно уже было целым богословием. Слово это — IXΘYS , а знак — рыба, ибо по-гречески оно значит «рыба». Древние христиане расшифровывали его так: I — Иисус, X — Христос, Θ — Божий, Υ — Сын, S — Спаситель. В этом знаке заключено все последующее христианское богословие. В Первом послании к коринфянам апостол Павел напоминает: «Евангелие, которое я благовествовал вам, есть то, которым и спасаетесь» (1 Кор. 15:1— 2). В Евангелии заключена весть о жизни, смерти и Воскресении Христа. Поэтому все христианское богословие основано на Откровении. Таким образом богословие есть раскрытие Откровения на основании самого Откровения — Евангелия, Благой Вести о жизни и смерти Христовой. Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука — богословие. В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. Богосло́вие, или теоло́гия — комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, Его деятельности в мире и его Откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания. Отрасли (дисциплины) богословия: Фундаментальное (теоретическое) или систематическое богословие: триадология — учение о Святой Троице ангелология — учение об ангелах антропология — учение о человеке амартология — учение о грехе понерология — учение о зле христология — учение о природах и лице Иисуса Христа сотериология — учение о спасении экклезиология — учение о Церкви иконология — учение об иконе сакраментология — учение о таинствах эсхатология — учение о последних судьбах мира Догматическое богословие (догматика) — системная интерпретация догматов вероучения Апологетическое богословие (апологетика) — обоснование вероучения с помощью рациональных средств Сравнительное богословие — анализ базового вероучения с основоположениями других религий Пастырское богословие: литургика — теория и практика богослужения гомилетика — теория и практика проповеднической деятельности катехитика — первоначальное учение о вере каноника — теория церковного права Нравственное богословие — учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека Библейское богословие библейская текстология — экзегетика, герменевтика, исагогика — методология истолкования библейских текстов Историческое богословие: церковная археология — история церкви, история Библии и ее истолкований и др. библейская история история Древней Церкви византология история поместных церквей история РПЦ
Богословие есть продукт сложного развития, связанного частью с историей Церкви, частью — с патрологией. В развитии богословия имеется несколько периодов: 1. Церковь живет первохристианской общиной без научного богословия. Этот период заканчивается Оригеном, который есть первый из больших богословов отеческого стиля. Ориген не удержался в православии, и некоторые составные части его учения осуждены Церковью. 2. Золотой век Православия, век святых отцов (IV—VIII вв.). В этот период жили великие отцы Церкви: свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, создавшие золотой фонд православного богословия. 3. Византийский период. В нем выделяется имя патриарха Фотия. Этот период приходится на IХ век; относительно него можно говорить о фотиевском богословии, идеи которого были впоследствии разработаны Церковью. 4. XV—XVII вв.. В XV в. пала Византия, но до своего падения она успела передать свое наследие славянам. Болгария разделила судьбу Византии — турецкое иго. Судьба России тоже была тяжелой в эту эпоху (см. книгу о. Г. Флоровского «Пути русского богословия»). 5. Новая история, XVIII в. Школа русского богословия зарождается в Киеве под сильным влиянием Запада, которое шло через Польшу. Это новое, «школьное» богословие, куда входит догматика, Новый и Ветхий Завет, другие разделы, выработано на Западе и находится под влиянием западной школьной традиции.
|