КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исповедание верыПроизнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. Вера — всегда личностна. В Православной Церкви Символ веры всегда произносится от первого лица единственного числа, даже во время Божественной литургии, когда его произносят одновременно сотни и даже тысячи людей. Первое слово этого священного текста — "Верую" — связано с каждым последующим членом Символа и дает этому изъявлению общей веры христианского народа ценность персонального участия и ответственности каждого члена Церкви. Ап. Павел свидетельствует, что исповедание веры необходимо для спасения, “потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим. 10, 10). Действительно, открытое, бескомпромиссное исповедание укрепляет веру, тогда как стремление скрыть свою веру, напротив, отрицательно сказывается на духовной жизни, приводит к появлению сомнений. Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос “как веруешь?”. Ап. Петр наставляет: “будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Пт. 3, 15). Таким образом, исповедание веры необходимо не только для спасения своей души, но также и для научения и спасения ближнего. Отречение от веры всегда рассматривалось Церковью как тяжелейший, смертный грех. Ведь человек, по тем или иным причинам отрекающийся от веры, свидетельствует тем самым, что Бог не является для него главной жизненной ценностью, показывает, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. Не каждый христианин в силу уровня своего образования или других индивидуальных особенностей может быть проповедником, служителем слова, но каждый может и обязан миссионерствовать примером своей жизни. С древнейших времен исповедание веры понималось как единство слова и дела, убеждений и образа жизни. Так, во втором послании св. Климента Коринфянам говорится: “Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: это не спасет нас. Ибо Он говорит: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется, но делающий правду». Поэтому, братья, будем исповедывать Его делами, взаимной любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою; мы должны сострадать друг другу, а не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедывать Его, а не противными им …”. Так же и делами можно отрекаться от Него. По словам ап. Павла, “кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5, 8). Понятие веры в христианстве имеет долгую историю. В Ветхом завете ярко выраженного богословского учения о вере нет, хотя указания на характер религиозных переживаний, входящих в понятие веры, имеются. «Авраам поверил Господу и это вменилось ему в праведность» (Быт.15.6). То есть из того, что Авраам всецело положился на Бога, Бог усмотрел, что Авраам преданный и благочестивый раб его. В этом же смысле понятие веры встречается и в книге пророка Исаии: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепкоутвержденный. Верующий в него не постыдится» (Исаия 28.16). Большую и глубокую разработку понятия веры мы находим у иудеев эпохи вавилонского пленения (588-536). Это было естественно: если в Палестине национально замкнутое иудейство знало только закон и обетование, то на чужбине, в постоянном столкновении с язычниками, необходимо было установить точное исповедание своей веры. В Новом Завете мы встречаем глубокое и всестороннее раскрытие понятия веры. Христос признает веру необходимой для самой возможности оказания чудесной помощи: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2.5). Ученики, если хотят совершить чудеса, должны верить во всемогущество Божие. И если такая вера имеется, для них все возможно, даже невозможное: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17.6). Крестная смерть Учителя поколебала веру учеников, но воскресение Господа сделало эту веру пламенной и непоколебимой. Содержанием ее было убеждение, что Иисус есть Христос, что Он сидит одесную Бога Отца, что Он придет во славе для основания Своего Царства. Великим апостолом веры является апостол Павел. Центральным пунктом его воззрений состоит убеждение, что спасение подается Богом как дар, как милость, добытая Христом. Получение спасения от Бога как дар он называет оправданием верой: «Вера вменяется в праведность» (Рим.4.5). Но рядом с верой апостол Павел постоянно ставит деятельную любовь: «Слыша о любви твоей и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» (Филим.1.5). Классическое выражение Нового Завета о вере находится в послании к Евреям: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1). Вера в Новом и Ветхом Заветах одинакова. Она есть акт послушания и проявляется в уповании на Бога, Который «силен и из мертвых воскресить» (Евр.11.19). В последующей истории Христианства вопрос о вере подвергся основательной разработке со времен появления лютеранства. Спор заставил католиков и протестантов тщательно сформулировать все, что связано с верой. Главным предметом пререканий служило отношение между верой и добрыми делами. Католики допускали утверждение, которое волновало протестантов: «Бог дарует вечную жизнь за соответствующие усилия со стороны человека, действуя как воздающий». Отношение между Богом и человеком мыслится в виде договора. Отсюда велика роль понятия заслуги: человек, рассчитывающий на блаженство в вечной жизни, должен иметь дела, благодаря он заслужит вечную жизнь. Договор всегда обязывает обе стороны, то есть вечную жизнь Бог гарантированно дарует как воздаяние за добрые дела. Именно это и вызвало протест реформаторов. В своих символических книгах они часто и настойчиво выдвигают мысль об оправдании верой (solo fide). Аугсбургское исповедание: «Мы получаем прощение грехов и оправдание через веру во Христа, ни через дела, а только через веру, без заслуги». Исповедание Православной Церкви: «Веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельной и могут, по божественному обетованию, доставить каждому заслуженную награду: добрую или худую, смотря по тому, что он соделал со своим телом».
|