КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всеблаженство
Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство. “… блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15, 11). “Блаженным” называет Бога и ап. Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).
Благость
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией. Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия: “благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс. 144, 9). Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как любовь и милость. Любовь есть благость в отношении к личностным существам: людям и ангелам. Милость есть проявление благости к падшему человечеству, к грешникам. Иначе говоря, милость — это любовь по снисхождению к тем, кто любви не заслуживает. Таким образом, милость сближается со свойством долготерпения.
Правда
“Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника” (Пс. 10, 7). Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения. “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” (Мф. 5, 48). Для достижения этой цели Бог дает человеку нравственный закон, ведущий исполняющих его к совершенству. При этом исполнение закона Богом награждается, а нарушение наказывается. Таким образом, в правде Божией различают две составляющие: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог является одновременно и Законодателем, и Судией: “Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить” (Иак. 4, 12). Однако окружающая действительность порой заставляет усомниться в том, что Бог есть существо, которому присуща абсолютная правда. В частности, это проявляется в том, что грешники нередко благоденствуют, в то время как люди праведные терпят различного рода лишения. На такого рода недоразумения можно возразить следующее: нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни; человек есть существо, обладающее свободной волей, поэтому счастье и бедствия людей в значительной степени зависят от них самих; с христианской точки зрения страдания не являются абсолютным злом; будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям (покаянию, исправлению жизни и очищению души); сравнение благоденствующих грешников и страдающих праведников обычно производится по каким-либо внешним проявлениям, внутреннее состояние людей при этом игнорируется. Люди праведные, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться Царством Божиим, которое внутри нас есть (Лк. 17, 21). И напротив, человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив: “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое” (Рим. 2, 9). Всякий грех уже заключает в самом себе и наказание. В основании мира лежит непреложный нравственный закон: “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6, 7). Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением будущего блаженства, а жизнь греховная — с предвкушением будущих мучений.
|