КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История догмата ο единстве БожиемВ первые времена истории человечества вера в единого Бога составляла достояние всего рода человеческого; все люди Ему одному служили и Ему одному поклонялись. Среди первых людей она была плодом непосредственного откровения Бога в первобытном невинном состоянии. Путем предания от них она перешла к следующим поколениям, но не сохранилась навсегда. Погружение людей в жизнь чувственную, помрачение ума и сердца под влиянием страстей и нечестия привели к тому, что они: «… познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:21-23) Так появилось в роде человеческом перед временем призвания Авраама многобожие или язычество, принявшее разнообразнейшие формы. Лучшие из языческих мудрецов сознавали неразумие языческого многобожия и возвышались до мысли ο единстве Божием; но восстановить в первобытной чистоте веру в единого Бога философия была не в состоянии. Чистой и неповрежденной вера в единого Бога сохранялась только в Церкви Ветхозаветной, устроенной Богом в потомстве Авраама. Веровать в единого Бога-Творца, Ему одному служить, не почитать языческих богов за действительных богов и не поклоняться им, составляло главнейшую обязанность древнего еврея, ο которой постоянно и настойчиво напоминали богоизбранному народу Моисей и пророки. Первой заповедью Моисеева закона была заповедь ο почитании единого Бога: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Исх.20:2-4) Ветхом Завете в силу вполне объективных причин учение о единстве Божием выражено более ярко, чем в Новом Завете, так как многобожие представляло собой вполне реальную угрозу. Именно поэтому учение о единстве Божием в Ветхом Завете сформулировано не просто четко, но даже резко. Высказывания о единстве Божием в Ветхом Завете можно разделить на два типа: первое - свидетельства о единстве Божием как бы из уст самого Бога, где Бог свидетельствует о Своем единстве от первого Лица; второй тип - свидетельства из уст различных персонажей Ветхого Завета. Примеры свидетельств первого типа. «Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня..» (Второзак. 32:39); (...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога...» (Исаия (44:6). Пророк Моисей так свидетельствует о единстве Божием: «Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь (Бог твой) есть Бог на небе вверху и на земле внизу, (и) нет еще (кроме Его)» (Второзак. 4:39). Много указаний на единство Божества и в Книге псалмов. Например, 85-й псалом, 10 стих: «...ибо Ты велик и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты». Истина единства Божия лежала в основании государственного, общественного и церковного строя жизни: еврейский народ был обществом Иеговы и никто не мог сделаться членом этого общества, не уверовавши в Иегову; царем в нем должен был быть Иегова (теократия); для всего народа был один только храм (первоначально одна скиния), и в нем совершалось служение одному только Иегове.
|