КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ветхий Завет. В Ветхом завете указания на троичность являются сокрытыми под покровом таинственных и загадочных оборотов выражения речиВ Ветхом завете указания на троичность являются сокрытыми под покровом таинственных и загадочных оборотов выражения речи. Премудрость Божия щадила человеческую немощь: иудеи при своей склонности к многобожию и при недостатке духовной зрелости не могли надлежавшим образом уразуметь высочайшую тайну веры. Почему и было необходимо осторожно указывать на тайну Божества и постепенно готовить ее к усвоению в ясном свете. Свт. Григорий Богослов писал: “Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно проповедывать Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищею, принятою не в меру… надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями…” Все указания Ветхого Завета на эту тайну Св. Троицы можно разделить на три класса.
I. Указания на множественность лиц в едином Боге без определения их числа. а) Начальные слова Бытописателя: в начале сотвори Бог (bara Elohim) небо и землю. (Быт 1, В этом месте еврейского текста слово Элогим, (Боги), выражает некоторую множественность, между тем как речение «сотворил» показывает единство Творца. Этот образ указывает на тайну Св. Троицы. Свт. Василий Великий так комментирует эти слова Священного Писания: “Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно” Такие же прикровенные указания даются в тех изречениях книги Бытия, в которых Бог представляется беседующим и совещающимся с лицами равными Ему по божеству. Таковы слова Божии: перед сотворением человека, — «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт 1, 26); перед изгнанием падших прародителей из рая: «вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло» (Быт 3, 22); перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11, 7). II. Указания на то, что в Боге именно три лица, но без наименования и различения их. Некоторые из древних учителей видели такое указание в описании Моисеем явления Божия в виде трех странников Аврааму: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт 18, 1–3). «Авраам встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал единого Бога в трех лицах» (блаж. Августин). Древнейшим изображением Св. Троицы было изображение явления Аврааму Бога в виде трех странников. Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и ветхозаветное священническое благословение: “Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!” (Числ. 6, 24–25). Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц. Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф”. При этом пророк услышал глас Божий: “кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?”. Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис. 6, 3, 8). III. Указания на личность и божество каждого из лиц Св. Троицы, с упоминанием Их имен.
Указания на ипостась Сына можно отчетливо видеть в обетованиях и пророчествах ο Мессии. «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2,7). Давид исповедует: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс 109, 1, 3). Указания на бытие Св. Духа, как особой ипостаси Божией, не многочисленны и прикровенны. «Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 1. «и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48.16).
|