КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовно-нравственное значение догмата о единстве Божием.Вся область нравственных отношений человека разделяется на три тесно взаимосвязанных сферы: сферу отношений к Богу, отношений к самому себе и отношений к окружающему миру, которые, в свою очередь, подразделяются на отношения к себе подобным, т.е. к ближним, и на отношения к безличному миру, к безличному творению. Соответственно каждой сфере нравственных отношений, человечество в течение своей истории выработало три так же тесно взаимосвязанных типа нравственного идеала. 1. В отношении к Богу таким идеалом является идеал служения. Этот идеал имеет основание в Св. Писании. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи...» (Второзак. 6:13). Вполне понятно, что многобожие, т.е. почитание многих богов, создает весьма существенные затруднения для служения Богу, т.к. невозможно найти никакого объективного критерия, по которому можно было бы определить, какому Богу нужно служить, а какому не нужно, и как распределить свое служение между различными богами. Господь прекрасно об этом говорит: «Никто не может служить двум господам...». Тем более затруднительно служить одновременно трем, четырем или большему числу господ. Поэтому вполне очевидно, что исполнить нашу жизнь как разумное служение, по слову ап. Павла, возможно только при условии веры в единого Бога. 2 .Характер нравственных отношений между Богом и человеком таков, что Божество практически всегда в той или иной степени является для человека нравственным идеалом. Тем более это очевидно для тех, кто верует в то, что человек сотворен по образу и подобию Божию и, следовательно, признает, что цель нашей жизни состоит в Богоуподоблении. В этом отношении живой идеал Божества, совершенного в своем внутреннем единстве, является той реальной нравственной силой, которая позволяет нам воссоздавать единство своей личности, преодолевая разрыв между внешним и внутренним, телесным и духовным, ветхим и новым и т.д. Что же касается многобожия, то естественным следствием почитания многих богов является дробность сознания, в том числе и сознания нравственного. В этом отношении многобожие, несомненно, является препятствием на пути к воссозданию целостной личности. 3. В отношении с ближним устойчивым идеалом является идеал братской любви или идеал братства. Но идея братства автоматически предполагает и идею общего отцовства. То есть можно говорить о людях как о братьях только в том случае, если, согласно ап. Павлу «..один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф,4:6). Можно быть совершенно уверенным, что если мы где-нибудь сталкиваемся с рассуждением о человеческом братстве, безотносительно общего отцовства, то перед нами либо элементарное недомыслие, что бывает реже, либо обыкновенная демагогия, что бывает значительно чаще. 4. В нравственном отношении к окружающему нас безличному миру идеалом является признание личной ответственности за судьбы мира. Признание того, что мы имеем перед этим безличным миром некоторые обязанности: забота о мире, а если речь идет о существах одушевленных, то и сострадание к ним. Нравственно относиться к миру - значит признавать, что сам по себе безличный мир может быть для нас источником нравственных ценностей. Например: если мы полагаем, что одним из свойств мира является красота и в природе мы можем созерцать объективно прекрасное, то тем самым мы уже признаем, что окружающий мир является источником нравственных качеств, поскольку эстетическое восприятие почти всегда так или иначе нравственно окрашено. Естественно, что если мы признаем существование мира от века в силу некой неведомой для нас самодовлеющей необходимости или если признаем, что мир возник случайно, то о каком-то нравственном отношении к миру говорить не приходится. Такое отношение возможно только в том случае, если мы признаем, что в мире заложен некоторый смысл, что мир имеет некоторую цель, что в основе мира лежит нравственная реальность, что у истоков его стоит совершенное и безусловно нравственное начало - то есть в том случае, если мы признаем, что мир имеет Творца.
|