КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Время происхождения ангеловВ святоотеческой литературе по вопросу о времени сотворения Ангелов чаще других встречаются следующие два мнения. Согласно первому, ангелы были созданы не только прежде человека, но и прежде образования видимого или чувственного мира. Бытописатель упоминает об искусителе первых людей в образе змия. Этим искусителем мог быть не кто иной как один из падших духов. Это показывает, что ко времени создания первых людей не только уже существовал мир бесплотных духов, но в этом мире произошел нравственный переворот, окончившийся отпадением от Бога некоторых духов. Мир духовный был создан изначально, прежде образования мира вещественного. Моисей дает твердое основание для такого утверждения: «В начале сотворил Бог небо и землю». Под землей нужно понимать не нынешнюю землю, но весь вещественный мир в его первоначальном состоянии и под небом необходимо понимать не видимое небо, которое было создано впоследствии, а небо невидимое или жилище горних сил. Некоторое основание для такого мнения можно находить в словах Бога к Иову: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38. 6-7). Василий Великий, толкуя слова книги Бытия В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1,1), говорит: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но это, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование... Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, соответствующее премирным силам, превысшее времени, вечное, всегда продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано все... видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли (Кол 1, 16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия». Согласно второму мнению, Ангелы сотворены одновременно с вещественным миром или позже его. Ведь Ангелы, будучи существами тварными и, следовательно, ограниченными, зависят от времени и пространства как категорий тварного бытия. Для своего существования они нуждаются в месте, так как не обладают свойством вездеприсутствия. Например, когда они находятся на земле, их нет на небе, и наоборот. В определенной степени Ангелы зависят и от времени, так как в ангельском мире возможны изменения, например падение части Ангелов. Значит, если Ангелы обладают некоторыми пространственно-временными формами, то их сотворение должно было происходить, по крайней мере, не ранее сотворения самих этих форм. Однако мнение ο сотворении ангелов прежде мира вещественного является наиболее распространенным среди восточных отцов Церкви.
|