Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Природа зла




В Новом Завете диавол и бесы (демоны) упоминаются многократно. Синоптические Евангелия содержат рассказ об искушении Иисуса в пустыне от диавола (см.: Мф 4,1-11; Мк 1,13; Лк 4,1-13). Иисус упоминает о диаволе в притчах и в беседах с иудеями. В одной из притч диавол сравнивается с сеятелем, который посеял плевелы (см.: Мф 13, 39). В другом месте Иисус говорит о том, что диавол уносит из сердца человека посеянное в нем слово Божие (см.: Лк 8,12). Иудеям Иисус говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8, 44). Говоря о Страшном Суде, Иисус упоминает о вечном огне, уготованном диаволу и ангелам его (Мф 25,41)

В апостольских Посланиях содержатся увещания противостоять диаволу (см.: Иак 4, 7), противостоять ему твердою верою (1 Пет 5, 9), не давать ему места (см.: Еф 4, 27), стоять против козней диавольских (Еф 6, 11), не впадать в сеть диавольскую (1 Тим 3, 7). Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин з, 8). Апостол Павел говорит о том, что Господь принял на Себя плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр 2,14).

Зло не есть природа, а состояние природы, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. Оно есть отпадение от добра, противление добру. Оно не существует само по себе.

«Зло не живая, одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее через отпадение от добра. Поэтому, не ищи зла во вне, не представляй себе, что есть некая первородная злая природа, но каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия (Василий Великий).

В. Н. Лосский предлагает следующее определение зла:

“Зло — это состояние, в котором пребывает природа личностных существ, отвернувшихся от Бога”.

На основании Священного Писания можно дать следующее определение злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, однако зависимый в своем бытии от Бога мир.

Гордость обрекает личность на тотальное одиночество.

“У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении”(Александр (Семенов-Тянь-Шанский).

Таким образом, в отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть:

“завистью диавола вошла в мир смерть” (Прем. 2, 2).

По толкованию свт. Григория Великого,

“завистию диавола смерть вошла в мир земной: когда злый дух … позавидовал человеку, созданному для неба”.

Поэтому главная цель деятельности злых духов — погубление человеков. Ап. Петр говорит, что

“диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить” (1 Пт. 5, 8).

Господь Иисус Христос называет диавола “человекоубийцей от начала” (Ин. 8, 44).

Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир – все это по природе является добрым и прекрасным. По сравнению с божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не попускает ему действовать. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное орудие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могущество и власть.

Бог является абсолютно непричинным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет:

Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. <…> Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу”.

По неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда попускает зло в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло: так, например, Бог ожесточил сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3; 14:4); Бог послал злого духа на Саула (1 Цар. 16:14; 19:9); Бог дал народу "недобрые заповеди" (Иез. 20:25, по еврейскому тексту и переводу LXX); Бог предал людей "нечистоте", "постыдным страстям" и "превратному уму" (Рим. 1:24-32). Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.

Естественно возникает вопрос: зачем вообще Бог позволяет злу и диаволу действовать, зачем Он допускает зло? Блаженный Августин признается, что он не в состоянии ответить на этот вопрос:

«Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы»

Ответив на вопрос о происхождении зла, богословие не дает однозначного ответа на вопрос о том, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать? Говоря об этом, богословствующий ум в очередной раз замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину божественных судеб.

Диавол и демоны (бесы) — постоянные действующие лица восточнохристианской аскетической литературы, которая наполнена описаниями бесовских искушений, демонских «стреляний» и «страхований». Описание бесовских искушений занимает значительную часть «Жития Антония Великого», написанного Афанасием Александрийским. В сочинениях Евагрия Понтийского и других египетских отшельников IV века, в творениях Марка Подвижника, аввы Исаии, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и иных авторов большое внимание уделяется действию диавола и бесов на монаха. В классическом сочинении Евагрия «О молитве» описываются ухищрения, употребляемые демоном, чтобы воспрепятствовать внимательной молитве:

«Бес весьма завидует молящемуся человеку и использует все средства, чтобы сбить его с цели. Поэтому он не перестает с помощью памяти вызывать мысли о вещах, а с помощью плоти опрокидывает его на землю страстями, дабы только помешать его шествию благим путем подвижничества и вознесению к Богу».

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты