КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа человекаСогласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Сотворив тело человека «из праха земного», Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Святитель Григорий Богослов называет душу «дыханием Бога». Должно ли различать эти два акта сотворения хронологически или же только логически? Анастасий Синаит: «Сотворив Адама по образу и по подобию Своему, Бог через вдуновение вложил в него благодать, просвещение и луч Всесвятого Духа». Прп. Серафим Саровский учил: “Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было Души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна <…> Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: "Всесовершен ваш дух и душа и тело сохранится" (1 Фес. 5, 23). И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом…”. По учению Церкви, душа и тело в человеке возникают одновременно, это справедливо и в отношении первого человека. Святые отцы говорят, что “дыхание жизни” есть нечто большее, чем просто духовная субстанция. Так, свт. Афанасий Александрийский различал в сотворении человека два момента: собственно сотворение человеческой природы и запечатление, помазание ее Духом Святым. “Изведенный из небытия человек в самом творении помазуется Духом, –" дыхание жизни", которое вдунул Бог в Адама, было не душа, но Дух святый и животворящий, — пишет прот. Г. Флоровский. Свт. Григорий Богослов говорит, что человек имеет в себе “частицу Божества”, говорит о “струе неведомого Божества”, о “свете…. Божественном и неугасимом” в человеке. В. Н. Лосский пишет: “Нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать — это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого”. Таким образом, нетварная Божественная сила укоренена в самом акте сотворения человеческой природы, которая, по замыслу Творца, изначально заключает в себе Божественную благодать. Поэтому для человека естественно пребывать в облагодатствованном состоянии и, напротив, состояние безблагодатное противоестественно для человека.
Священное Писание говорит, что собственно сотворением духовно-телесной природы творение человека не ограничивается. В Быт. 1, 26 сказано: “И сотворил Бог человека (ед. число), мужчину и женщину сотворил их (мн. число)". Во второй главе книги Бытия это событие рассматривается более подробно. Не следует полагать, что бытописатель, описывая создание Евы из ребра Адама, пытался объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Прежде всего, это символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества. Согласно Быт. 1, 26, человек изначально представлял собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Все творение Божие “весьма хорошо”. Но после того как Бог создает высшее существо, венец творения — человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал: “Нехорошо быть человеку одному‚ сотворим ему помощника‚ соответственного ему” (Быт. 2, 18). Таким образом, мнение некоторых отцов Церкви (свт. Григорий Нисский и др.), согласно которому разделение людей на два пола было произведено исключительно в предвидении грехопадения, чтобы обеспечить выживание человеческого рода в условиях индивидуальной смертности, не имеет основания в Священном Писании. Разделение людей на два пола совершается с целью удовлетворить потребность человека в общении, ведь среди прочих тварей “для человека не нашлось помощника, подобного ему” (Быт. 2, 20). Следует отметить, что слово “помощник” недостаточно точно передает смысл древнееврейского текста, правильнее было бы перевести так: “сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним”. Проф. С. В. Троицкий пишет: “здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego, второе «я»”. Тем самым библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены. Жизнь Бога Троицы не есть просто единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга Ипостасей. Бог есть три Лица, существующие в единстве природы, и люди, мужчина и женщина, призваны Богом в благословенном браке (Быт. 1, 28) явить единство жизни по образу Лиц Пресвятой Троицы. Таким образом, разделение людей на два пола и обусловленный этим разделением институт брака входят в замысел Божий о человеке и являются средством достижения людьми заповеданного Богом совершенства. По словам Х. Яннараса, “различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного”. “Как Бог един, как Его лица — Отец, Сын и Святой Дух — одно, так и мужчина и женщина… призваны стать одним, единым во взаимной любви друг к другу". Христианство восстанавливает и обосновывает онтологическое достоинство женщины, чего не наблюдается в языческих религиях. Климент Александрийский учит, что любовь “должна составлять дело в равной мере как мужей, так и жен, потому что если у них обоих Бог один и тот же, значит оба они имеют <…> и церковь единую; значит один и тот же существует для них закон <…>. Но если все условия жизни для них общи, то они участвуют в равной степени <…> в благодати, один и тот же для них путь спасения <…>. Награда за святую жизнь обещана не мужу или жене, а человеку вообще…”. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что весь человеческий род происходит от Адама и Евы. Так, непосредственно перед описанием создания Адама говорится, что “Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли” (Быт. 2, 5). Следовательно, до Адама людей на земле не было. Праматерь Ева прямо названа "матерью всех живущих" (Быт. 3, 20). Ап. Павел говорит, что Бог “от одной крови произвел весь род человеческий…” (Деян. 17, 26). Истина происхождения всего человеческого рода от единой четы имеет в христианстве особое догматическое значение, поскольку на ней основывается учение о первородном грехе и об Искуплении.
Первозданный человек, по учению Церкви, пребывал в гармонии с самим собой, с природой и с сотворившим его Богом. По словам Макария Египетского, Адам был другом Божиим, пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал. В Адаме пребывало Слово, и он имел в себе Духа Божия: «Пребывавшее в нем Слово было для него всем — и знанием, и ощущением, и наследием, и научением». Близость Адама к Богу была очень велика: «Ангелы трепетали, Херувимы и Серафимы не дерзали прямо взглянуть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы с другом». В то же время первозданный человек не был настолько утвержден в добре, чтобы не иметь возможности впасть в грех. Поэтому Бог насаждает в раю древо познания добра и зла (Быт 2, 9), «как некое испытание и пробу» (Иоанн Златоуст), и дает человеку заповедь, исполняя которую, он должен упражняться в добре. Ибо человеку «не было полезно, чтобы он, будучи еще неискушенным и неиспытанным, получил нетление» (Златоуст), так как в этом случае оставался риск, что он впадет в гордость и подвергнется осуждению диавола. Отцы Церкви говорят о человеке как о наивысшем создании Божием, как об увенчании творческого процесса Создателя. По словам Иринея Лионского, «слава Божия есть живой человек». Иринею вторит Григорий Богослов: «Твоя слава — человек, которого Ты поставил здесь Ангелом, певцом Твоего сияния!» В другом месте Григорий говорит о человеке как о храме Божием и «сотворенном боге»: Если будешь низко о себе думать, (то напомню), что ты — Христово творение И дыхание, досточтимая частица (Его), а потому и небесный, И земной; ты — сотворенный бог, незабываемое произведение (Творца), Через страдания Христа идуший к нетленной славе... Ибо человек есть храм великого Бога; и тот делает себя таким (храмом), Кто отрешается от земли и непрестанно идет к небу. Этот храм я повелеваю тебе сохранять благоухающим От твоих дел и слов, всегда имеющим внутри себя Бога... Интересную мысль о природе человека высказывает епископ Диоклийский Каллист: «Согласно православному мировоззрению, Бог создал два уровня тварных вещей: во-первых, "ноэтический", духовный или умственный уровень, и во-вторых, материальный или телесный. На первом уровне Бог создал ангелов, которые не имеют материального тела. На втором уровне Он создал физический мир - галактики, звезды и планеты, с различными видами минералов, растительной и животной жизни. Человек, и только человек, существует одновременно на двух уровнях. Благодаря своему духу или духовному уму он причастен ноэтической области и является "общником ангелов"; благодаря своему телу и душе он движется, чувствует и мыслит, ест и пьет... Наша человеческая природа, таким образом, более сложна, чем ангельская, и наделена большим потенциалом. Рассматриваемый в этой перспективе, человек не ниже, но выше ангелов... Человек стоит в сердцевине Божьего творения. Будучи причастным как духовной, так и материальной области, он есть образ или зеркало всего творения, imago mundi, "малая вселенная" или микрокосмос. Все сотворенное имеет в нем место встречи... Святой Ириней сказал: "Слава Божия есть живой человек". Человеческая личность составляет центр и венец Божьего творения).
|