КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение зла
На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако, уже после создания ангелов, в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Люцифер – «светоносный» - само имя которого показывает, что изначально он был добрым; но затем по своей собственной воле и «по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгорелся против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему и первый, отпав от блага, оказался во зле» (Иоанн Дамаскин). Люцифер, которого также называют диаволом или сатаной (“сатан” по-еврейски — противящийся) (Мф. 12, 26), диавол (греч. diaboloV — клеветник), принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии. Вместе с ним отпали и другие ангелы. О чем иносказательно повествуется в Апокалипсисе: «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику… и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их…» (Откр. 8, 10-14). Некоторые толкователи видят в этих словах указание на то, что вместе с Денницей отпала треть ангелов. О падении злых духов говорится в Священном Писании: “И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним” (Откр. 12, 9). “Господь … ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня” (Иуд. 5-6). Господь Иисус Христос говорит, что Он “видел сатану, спадшего с неба, как молния” (Лк. 10, 18). Господь Иисус Христос, указывая на власть, которую диавол имеет над грешниками, называет его “князем мира сего” (Ин. 12. 31), а ап. Павел даже “богом мира сего” (2 Кор. 4, 4). Сущность падения ангелов есть гордость: “начало греха — гордость” (Сир. 10, 15). Суть его состоит в своекорыстном повороте внимания на себя самого. В результате собственное “я” ставится в центр мироздания, делается кумиром для самого себя, а все остальное становится средством к его ублажению, теряет свою самоценность. Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет монархическое устройство. Господь называет его “царством” (Мф. 12, 26). Единоличным главой этого царства является диавол, или сатана. Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное существо наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом. Если бы благо было дано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. Через непрестанное возрастание в добре ангелы должны были восходить к полноте совершенства. Часть из них, однако, сделало выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу. И судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух начал: доброго-Божественного и злого-демонического. Проблема зла — проблема по существу христианская, которая серьезно не может быть поставлена в контексте небиблейского мировоззрения. Для материалистических учений добро и зло сами по себе не существуют, но обусловлены человеческим восприятием, сам же мир нравственно нейтрален. В дуалистических учениях зло — необходимый элемент в структуре мироздания, одно из условий мировой гармонии. Пантеистические учения монистичны, реальность зла здесь вообще не признается, оно понимается как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло понимается как недостаток природы, то есть не как природа, а как то, чего природе в силу тех или иных причин недостает. Действительно, с христианской точки зрения зло не может иметь место среди тварных сущностей, ибо Бог не создавал зла. Тем не менее опыт человечества свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток природы. Зло имеет свою собственную активность.
|