Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений 1 страница




Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. Hand-outs 1 страница

 

«Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не си­нонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматур­гия, - утверждает О.Марков. - Нельзя считать драматургию теат­рализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родос­ловной» (39,98). Вместе с тем, между драмой и драматургией есть много общего.

Поэтому сейчас мы и проследим общие и особенные черты драматургии театральной с драматургией сценариев театрализо­ванных представлений.

Итак, что же роднит эти два вида искусств?

Прежде всего, это то, что 1.театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется при­родой театра.

В словаре по эстетике понятие «сценическое искусство» ха­рактеризуется следующим образом: «Любой театральный спек­такль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности - творчества режиссё­ра, игры актёров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.» (81, 337). И далее, в словаре внимание акценти­руется на том, что современные сценические искусства сохрани­ли в своём значении «ценностные критерии»: глубину постиже­ния жизненной правды; содержательность; гуманизм; силу образ­ной выразительности; эмоционального накала и т.д.

«Представление - это театральное зрелище, спектакль» - чи­таем мы в словаре русского языка СИ. Ожегова. Таким образом, можно сделать вывод о том, что театрализованным представ­лениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Здесь, как и в драматургии театральной, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, дос­тигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спек­такля, создаётся усилиями творческого коллектива под руковод­ством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности. 207 группа



Однако, говоря о драматургии театрализованных представле­ний и праздников, мы должны понимать, что, несмотря на её род­ство с театральной драматургией, имеем дело с особой, специфич­ной драматургией.

Каковы же особенности драматургии сценариев театрали­зованных представлений и праздников?

Один из крупнейших мастеров этого вида искусства народный артист СССР Туманов И.М. утверждал; «Здесь мы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического дей­ствия» (62, 8).

В драматургии театрализованных представлений и праздни­ков своя система драматического действа, свои, присущие только ей выразительные средства. По характеру они более обобщённые, более условные, нежели в искусстве театра.

«И компоненты спектакля, и его мизансцены, и психологичес­кая мотивация поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, вырази­тельными, то есть должны создаваться как драматургом, так и ре­жиссёром иными методами и приёмами» (41, 6), предупреждает нас И.М. Туманов.

Форма и характер выразительных средств определяются здесь задачами, стоящими перед жанром театрализованного действа.



Раскрывая духовную сущность режиссуры массовых театра­лизованных представлений и праздников, И. Шароев указывает на то, что в процессе работы по созданию масштабного сценичес­кого произведения режиссёр «создаёт особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценичес­кого пространства, на котором действуют громадные массы — ты­сячи, десятки тысяч исполнителей» (73, 19).

Представление, по мнению А.Д. Силина, «ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь больше уместен широкий и грубый мазок настенной росписи, нежели филигрань восточной миниатюры» (57,37). И объясняется это тем, что на массовых представлениях и празднествах присутствует боль­шое количество людей, представляющих самые широкие слои на­селения, поэтому они призваны быть демократичными, понятны­ми и общедоступными. В них должны сочетаться «лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и яс­ность» (57, 37).

А.Д. Жарков даёт следующее определение драматургии теат­рализованных программ: «Это сюжетно-образная концепция мас­сового действа, где само драматургическое действие создаётся через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы» (34, 257).

Таким образом, драматургия театрализованных представлений и праздников - сложное специфическое явление, которое в корне отличается от драматургии театральной, так как предполагает осо­бую структуру развития действия, только ей присущие средства выразительности и приёмы общения с аудиторией.



Среди характерных особенностей драматургии театрализован­ных представлений и праздников, прежде всего, необходимо вы­делить его событийность, на что, в первую очередь, обращают наше внимание Д.М. Генкин, А.А. Конович, О.Л. Орлов и другие видные теоретики и практики режиссуры театрализованных пред­ставлений и праздников. Необходимо помнить о том, что в основе драматургии театрализованных действ лежит событие, требующее художественной организации, а значит, глубокого художественного осмысления. Это событие может быть связано с жизнью конкретного человека, коллектива, города, области, страны, а возможно это событие имеет международный характер, но каким бы по значимости и по масштабности оно ни было, празднуемое событие должно волновать аудиторию театрализованного действа. Событие должно вызывать потребность в празднике со стороны аудитории, а также потребность и необходимость в его художествен­ном осмыслении со стороны его организаторов.

Зачастую потребность людей в коллективной эмоциональной жизни стимулирует спонтанную, неорганизованную художествен­ную самодеятельность по поводу данного события, рождает особое художественное действо, не созданное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной реакцией аудитории на происходящее. Творческая активность аудитории в ходе праздни­ка может вылиться в церемониально-обрядовое действо, карна­вальное шествие, митинг, коллективный танец, пантомимическое действие, исполнение песен, частушек и другие формы. Это необ­ходимо предусмотреть организатору будущего праздничного дей­ства ещё на этапе работы над сценарием и, выявив возможную реакцию аудитории на конкретное событие, запрограммировать предполагаемые формы выражения активности аудитории в сце­нарии, при этом сделать так, чтобы они органично вплетались в общую канву разрабатываемого праздничного действа.

Событийность праздничного действа проявляется в его об­разном решении, когда праздничное событие ложится в основу сценарно-режиссёрского замысла и сценарно-режиссёрский ход представления рождается на основе данного события. В практи­ке организации и проведения театрализованных программ есть достаточно примеров образного решения события. Так, интерес­ный пример того, как сценаристу удалось объединить информа­цию и художественные выразительные средства и создать зримый эквивалент событию, дают нам Д.М. Генкин и А.А. Конович (17, 18), когда в основу эпизода «Дня молодого рабочего» (в г. Ленин­граде) легло событие, связанное с досрочным выполнением годо­вого плана. И несмотря на то, что празднование данного события происходило осенью, сценарно-режиссёрским ходом эпизода че­ствования трудового коллектива явилась встреча Нового года со всеми новогодними атрибутами: ёлкой, игрушками, подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой, что позволило интересно выстро­ить действие и придало вечеру особую праздничную атмосферу, торжественность и зрелищность.

Рассмотрим ещё несколько примеров событийной образнос­ти в практике режиссуры театрализованных действ в г. Орле, не­посредственным организатором которого являлся автор данного пособия. Празднование 5-летнего юбилея Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры было заду­мано и организовано как День рождения в буквальном смысле. Здесь были и воздушные шары, и праздничный пирог со свечами, и гости, и поздравления, и подарки. Были и 5-летние воспомина­ния с криком «новорождённого младенца», детскими колясками, игрушками, детскими нагрудниками, пустышками. Затем появи­лись «названные родители», «няни», «воспитатели», «друзья», «спонсоры» и т.д. Перед аудиторией прошла вся пятилетняя твор­ческая жизнь Орловского отделения творческого союза. На глазах собравшихся «новорожденный» сделал свои «первые шаги», ко­торые остались в памяти города, далее в ходе праздника был оце­нен каждый «шаг», значимый для членов творческого Союза и работников культуры города и области. Так праздничное событие - 5-летие организации Орловского отделения Российского творчес­кого Союза работников культуры - легло в основу сценарно-режиссёрского замысла юбилейного вечера, который вылился в яр­кий, весёлый и вместе с тем торжественный и радостный празд­ник - День рождения. Такое сценарно-режиссёрское решение по­зволило всем желающим выразить своё отношение к происхо­дящему.

Ещё один пример: юбилей одного из орловских заводов - 75-летия - нам довелось проводить в преддверии Нового года. Дата создания завода выпадает на последние дни декабря, поэтому праз­днование юбилея совпадало с Новогодними праздниками. Уже за­долго до Юбилейного вечера в городе повсюду праздновали встре­чу Нового года, вокруг была предновогодняя атмосфера: зелёные ели, новогодние игрушки, карнавальные маски, подарки, выстре­лы петард и, конечно же, новогодние персонажи, которых можно было встретить повсюду. Одни величаво расхаживали вокруг ус­тановленных на улицах нарядно украшенных новогодних ёлок. Другие торопились успеть с одного утренника на другой, третьи называли народ в торговые точки, рекламируя новогодние товары.

Вся эта предпраздничная атмосфера, которая никого не могла ос­тавить равнодушным, повлияла и на замысел нашего Юбилейно­го вечера. Не каждое предприятие отмечает Юбилейную дату в предновогоднюю ночь, а значит и праздник должен быть необыч­ным. Этому способствовал и документальный материал, который был изучен в процессе знакомства с деятельностью данного пред­приятия. Многогранность деятельности коллектива завода вызва­ла восторг и удивление. Здесь мы убедились, что деяния разума и рук человеческих не ограничены. Продукция, которую выпускает завод, пользуется спросом во многих странах мира, она была на­столько разнообразна и несовместима, что мы сначала засомнева­лись в возможности найти что-то единое, что бы могло объеди­нить этот разноплановый документальный материал. Однако дол­го думать не пришлось. Рождению замысла помогла вера в Ново­годние чудеса.

Праздничное представление так и называлось «Волшебство предновогодней ночи». Задник сцены был оформлен под панно с огромной ёлкой, выложенной из зелёных гирлянд, на верхушке которой разместилась эмблема завода со светящейся цифрой 75. На сценической площадке, слева и справа, расположились малень­кие зелёные красавицы-ёлочки, которые при помощи света и му­зыки помогали нам переносить зрителя с одного места действия на другое. Куца только не попадают зрители вместе с различными персонажами в ходе развития действия! То они «блуждают» по лесной чаще, вместе с заблудившимися Дедом Морозом и Снегу­рочкой, то вдруг перед ними открывается лесная поляна, где со­брались Красные шапочки, чтобы подготовить поздравление для заводчан в благодарность за их заботу о бабушках. Далее действие разворачивается на проходной завода, где несёт свою вахту завод­ской Домовой, затем переходит на праздничную сценическую пло­щадку, где в торжественной атмосфере проходило чествование ветеранов предприятия и тех, кто сегодня своим трудом прослав­ляет коллектив. В ходе театрализованного представления Деду Морозу со Снегурочкой, которые в предновогодней суете взяли не тот мешок с подарками и поздравлениями, поздравить и повесе­лить коллектив помогали неожиданные «гости». Они, как по взмаху волшебной палочки, один за другим появлялись перед зрителя­ми чтобы выразить свою благодарность коллективу и восхище­ние им. Гостив в непринуждённой, шутливой форме подавали информационный материал о делах юбиляра. Здесь были и делега­ция иностранцев, и цыганский табор, и Бабки-ёжки, и Домовой, и Красные шапочки, и клоуны-уборщицы. Все персонажи органич­но вписались в канву сценария и помогли в эмоционально-образ­ном решении разнопланового документального материала. Алле­горические и персонифицированные образы театрализованного представления, использованные в сценарии, дали возможность создать должное впечатление о коллективе предприятия, раскрыть масштабность его дел и направлений, почествовать лучших из лучших работников предприятия. Таким образом, праздничное событие - предновогодний юбилей одного из ведущих предприя­тий города Орла - легло в основу сценарно-режиссёрского замыс­ла театрализованного праздничного действа - театрализованного вечера-чествования «Волшебство предновогодней ночи».

Характерной особенностью драматургии театрализованных представлений и праздников является её документальность, пуб­лицистичность. Действие здесь выстраивается на основе жиз­ненных фактов, историческом, местном материале. В связи с этим Д.М. Генкин обращает наше внимание на различие в понятиях «фант» и «документ», так как это чрезвычайно важно в работе сценариста. Слово «факт» (лат. faktum - сделанное, совершив­шееся) имеет несколько значений. Так, в обычном понимании «факт» - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. В логике и методологии науки «факт» - предположение, фиксирующее эмпирические знания.

Документ (лат. documentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п., вторые могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким об­разом, документ - это свидетельство о факте, которое «суще­ствует реально и может быть использовано». Причём такое свиде­тельство, как подчёркивает Д.Н. Аль, фиксирует и отражает лишь какую-то одну сторону конкретного факта. «Такой фиксацией мо­гут быть письменные свидетельства о сути происходящего - про­токол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, свидетельство о рождении и т.п. Фиксащ1ей факта являются сред­ства запечатления внешнего «зримого» ряда происходящего - за­рисовка, фотография, кинокадр» (4,43). Как видим, документаль­ное - это значит не содержащее вымысла.

Таким образом, документальным материалом сценариев теат­рализованных представлений и праздников могут быть:

- документально-исторические источники - постановления, указы, решения, договоры, декларации, биографии конкретных людей и т.п.;

- литературно-документальные источники - мемуары, очер­ки, публицистические статьи;

- эпистолярные материалы: дневники, письма, непосредствен­ные и зафиксированные на плёнку выступления известных лю­дей; фоно-, фото- и кино-документы;

- подлинные вещи: личные документы, оружие, каска, гильза, знамя, сумка, косынка, зонтик, книга, газета, награда, орудие тру­да, цветок и т п.

Использование историко-документального и местного матери­ала в сценарии придаёт ему достоверность, эмоциональность, со­держательность, вызывает интерес аудитории, превращает её в участника праздничного действа. Вместе с тем, режиссёр театра­лизованных представлений и праздников А.Д.Силин обращает наше внимание на то, что в массовом представлении используют­ся не только документальные кино- и видеоматериалы, реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, но также в действие включаются подлинные герои, непосредствен­ные участники тех событий, которым посвящено представление. Так, например, «реальная вещь, о которой рассказывается залу, при этом, предъявляя её, демонстрируя её подлинность, реальный участник событий во много раз усиливает эмоциональное воздействие эпизода».

Далее А.Д. Силин обращает наше внимание также на то, что документализм театрализованных представлений и праздников тесно связан и с выбором места действия. «Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованно­го представления. Помимо природных и архитектурных особен­ностей игровой площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играют вызываемые данным местом исторические ас­социации» (58, 38). В связи с этим перечень документального ма­териала по праву дополнят реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места, являющиеся прямыми свидетелями происходящих событий.

Таким образом, поле творческой деятельности автора театра­лизованных представлений и праздников не имеет границ. Но не нужно далеко ходить: сценарный жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного празд­ничного действа, находится рядом с нами и ждёт своего часа. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент. Следовательно, несмотря на то, что драматургия теат­рализованных массовых действ основана на конкретных фактах, это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, массового представления не может быть обоб­щенных образов героев прошлого, настоящего или будущего. На­против. Д.М. Генкин пишет: «Именно сочетание двух линий - до­кументальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать» (16, 6). В одних случаях линия художественных образов не соединя­йся с линией документальной, а проходит вторым планом, ассо­циацией, в других - художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Документальный, местный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист и режиссер создают новый образ.

Таким образом, сценарии театрализованных массовых действ представляют собой драматургическую обработку жизненного материала и театрализацию реального действия. Это означает организацию жизненного материала по законам драма­тургии. «Это не есть включение в сценарий массового праздника отдельных фактов из жизни, не механическое объединение лите­ратурно-музыкального монтажа с выступлениями реальных лиц, не инсценировка того или иного произведения литературы, при­уроченная к праздничному событию, а именно драматургическая обработка жизненного материала, - поясняет Д.М. Генкин. - Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документаль­но-художественное действие» (16, 91).

Суть театрализации заключается в образном решении жиз­ненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показам жизни в образах.

Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных геро­ев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворче­ства» с происходящим, делает более полноценным само эстети­ческое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания ауди­торией героя театрализованного действа! Это может быть ваш со­служивец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько прият­ных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты че­ловеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жиз­ненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем са­мым активизирует, вызывает потребность к действию» (16, 91).

Практика организации и проведения театрализованных вече­ров, массовых праздников, театрализованных представлений, це­ремониально-обрядовых действ показывает, что их драматургия в художественно-образной форме отражает жизнь и труд конкрет­ных людей, превращая их в героев праздничных событий. Героя­ми сценариев современных театрализованных действ являются конкретные люди: студенты, рабочие, ветераны, учёные, спортсмены, воины, матери, строители, учителя и т.д. При этом доку­ментальный, местный материал сценарист театрализованного дей­ства использует не как самоцель, а для того, чтобы через него рас­крыть актуальную на сегодняшний день тему, поднять волную­щую всех проблему, выразить к ней своё отношение, сделать до­ходчивее и понятнее задачи, которые нужно сегодня решить. Так, героями вышеупомянутого Юбилея являлись члены Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры, члены президиума Союза и его председатель. Сценарий театрали­зованного вечера быть выстроен на основе деятельности творчес­кого коллектива, так как в процессе работы над сценарием быть изучен большой объём документального материала. Среди этого материала быть следующие:

- документы, связанные с созданием Орловского отделения творческого союза работников культуры: постановления, указы, положения, договоры и т.п.;

- документация, отражающая деятельность коллектива: про­токолы заседаний президиума союза, решения и постановления собраний коллектива, планы работы отделения, отчёты;

- информация средств массовой информации, фото-, аудио- и видео- материалы;

- интервью и рассказы членов коллектива о деятельности их организации, информация о руководителях секций отделения, а также наиболее активных его членах;

- афиши, буклеты, проспекты, свидетельствующие о творчес­кой деятельности союза;

В результате анализа и художественной обработки этого доку­ментального материала и быть разработан сценарий праздничного вечера, отражающий деятельность конкретного коллектива. Документальный материал явился основой сценарно-режиссёрского замысла данного театрализованного вечера, что вызвало большой интерес и помогло создать образ тогда ещё юного, но достаточно Деятельного творческого коллектива, обратить внимание обще­ственности на значимость и реальные дела творческого коллектива вызвать деятельный интерес к судьбам ветеранов работников культуры.

В основу сценариев театрализованных вечеров-чествований, посвященных 25 и 30-летию Орловского государственного инсти­тута искусств и культуры, проводимых автором, также был поло­жен документальный местный материал об учебной, научной и творческой деятельности преподавателей и студентов института, о конкретных людях каждого подразделения вуза, их делах и дос­тижениях. В ходе работы над созданием сценариев изучался и ана­лизировался не только материал, связанный с настоящим коллек­тива, но и архивные материалы. Большим подспорьем в работе над сценариями явилась Книга Летописи, которая ведётся в ин­ституте, а также материалы, хранящиеся в музее Орловского госу­дарственного института искусств и культуры. Документальные материалы о ветеранах института, о ветеранах Великой Отечествен­ной войны, о первых выпускниках института, о преподавателях и сотрудниках, которых сегодня уже нет с нами, о тех, кто в настоя­щее время прославляет творческий коллектив, о скромных труже­никах хозяйственных подразделений легли в основу сценариев Юбилейных вечеров. Вместе с тем, форма, содержание и атмос­фера этих двух праздничных торжеств в корне отличались друг от друга. Так, сценарно-режиссёрским ходом сценария, посвященного 25-летию Орловского государственного института искусств и куль­туры «Нам 25», стал Юбилейный «Бал», на который съехалось множество гостей. Под бравурную мелодию Полонеза двадцать пять молодых, красивых, в вечерних костюмах юношей и деву­шек - студентов института - создали атмосферу праздника, в не­принуждённой форме познакомив всех присутствующих с гостя­ми предстоящего «Бала». «Бал» открыл ректор института, профес­сор Н.А. Парщиков, который завершил свою приветственную речь туром Вальса. Далее «Бал» продолжил его Распорядитель, кото­рый никого не оставил незамеченным. Один за другим сменялись танцы, фигуры, один эпизод следовал за другим, раскрывая перед собравшимися конкретные дела конкретных людей, создавая об­щий портрет дружного творческого коллектива единомышленни­ков, имеющего много друзей и соратников... Сценарный ход по­зволил всем желающим принять участие в чествовании коллекти­ва. В кульминации Юбилейного «Бала» вывезли праздничный пирог дружбы с 25-ю горящими свечами. Ректор произнёс тост за творческий коллектив института. В честь коллектива на сцене и в зале, был дан «салют» - открыли «шампанское». Образное ре­шение документального местного материала позволило не только создать праздничную атмосферу Юбилейного вечера, но и образ талантливого, творческого, перспективного коллектива, которому по плечу любые задачи.

Сценарно-режиссёрским ходом вечера-чествования, посвящен­ного 30-летию Орловского государственного института искусств и культуры, явился «Торжественный марш-парад коллектива по главной площади города». Коллектив вуза «рапортовал городу» о своих успехах и достижениях за 30 лет. Уже в прологе вечера была задана атмосфера праздника. Сценическая площадка превратилась в праздничную площадь, где один за другим собирались взволно­ванные студенты, которые делились друг с другом предпразднич­ными хлопотами и своими впечатлениями от встречи с гостями, друзьями и преподавателями. Праздничный ритм задавали «жур­налисты», «теле- и радиорепортёры», которые наперебой коммен­тировали происходящее. И вот наступила торжественная минута: «обойдя подравнявшиеся колонны», ректор института «доложил о готовности коллектива к торжественному маршу», посвященно­му 30-летнему юбилею. Коллектив приветствовали представите­ли администрации области. Дальше действие разворачивалось та­ким образом, что создавалось впечатление движения колонн - ос­новных структур вуза. В «первой колонне шли» ветераны инсти­тута, которых приветствовали представители администрации го­рода, выпускники и студенты. Вдруг «колонны замедлили свой шаг и остановились», чтобы почтить минутой памяти тех членов кол­лектива, кого уже нет в живых. Звучат имена, музыка, одна за дру­гой на сценическую площадку выходят девушки с горящими све­чами. Весь зал встал. Но вот опять движение возобновилось. Марш-парад продолжается. «Уверенной поступью шагают» коллективы факультетов, коллективы обслуживающих подразделений вуза. Так сменялся один эпизод другим, в эмоционально-образной форме раскрывая трудовую жизнь коллектива, создавая образ каждого подразделения, каждой структуры и в целом всего коллектива. Приветствия гостей, друзей сменялись разножанровыми номерами. На вечере царила праздничная атмосфера, которая приобре­тала оттенки то торжественности, то лиризма, то грусти, то веселья, то ностальгии, то радости. Такое решение Юбилейного вече­ра помогло организаторам охватить большой объём документаль­ного материала, никого не оставить не замеченным, так как каж­дый является частичкой большого творческого коллектива и сво­им трудом вносит вклад в подготовку специалистов сферы куль­туры.

Практика показывает, что жизненные факты, события, конк­ретные исторические места, реальные люди становятся основой сценарно-режиссёрских замыслов, а затем и сценариев различных театрализованных представлений и праздников.

Без жизненного материала немыслим ни один праздник, ни одно массовое театрализованное действо. Степень документаль­ности в различных массовых формах может быть разной: от теат­рализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующего­ся с реальным событием. Отражение общих жизненных процес­сов в реальных делах конкретных людей на конкретном предпри­ятии, в селе, городе, районе, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа.

Вместе с тем, чтобы определённые жизненные факты легли в основу сценария театрализованного действа прежде всего необхо­димо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь кон­кретной человеческой общности, весь документальный материал, связанный с жизнью и деятельностью данного коллектива, и толь­ко затем уже из собранного и изученного материала черпать темы и сюжеты для разработки сценарной драматургии.

В настоящее время известно немало примеров использования подлинных документов и в театральной драматургии. Так, широ­кую известность и признание получили «документальные драмы» Д. Аля, М. Шатрова, П. Вайса и других авторов, в которых орга­нично вмонтированные в ткань художественного произведения документы оказывают сильное эмоциональное воздействие на зри­теля. Известны также примеры использования документального материала в кино, на телевидении. Однако, несмотря на это, доку­ментальность наиболее присуща именно массовым театрализован­ным действам, происходящим на улицах, площадях, в парках куль­туры и отдыха и других нетрадиционных площадках, утверждает Д.М. Генкин, так как они ближе всего стоят к конкретной общно­сти людей, к конкретному коллективу.

Следовательно, документальность, реальная образность являются особенностью именно сценарной драматургии те­атрализованных представлений и праздников, что позволяет ей отражать жизнь во всех её проявлениях, раскрывать близ­кие конкретной аудитории темы, поднимать волнующие дан­ную категорию людей проблемы.

Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной дра­матургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus -«общественный») представляет собой вид литературы и журна­листики (к публицистике относятся газетные или журнальные жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.), публицистичность является специфической чертой сценариев театрализованных представлений. Известно, что главное в пуб­лицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на са­мые живые потребности общества, обращающегося к наиболее насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сцена­рий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его акту­альным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: полити­ке, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные факты, установить связи между ними, исследовать их причины и последствия, истолковать и оценить происходящее.


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 54; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.034 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты