КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений 6 страницаИтак, выстроив «смысловой каркас» будущего сценария, можно говорить о том, что всеми своими действиями мы подготовили почву для рождения драматургического замысла. И чем лучше подготовлена эта почва, тем реальнее надежды на появление ожидаемых всходов - рождение сценарно-режиссерского замысла предполагаемого театрализованного действа. «Когда я точно знаю, ради чего ставится то или иное произведение сегодня, когда мне ясен его непосредственный посыл, который меня граждански волнует в данный момент, тогда я могу всё образное построение спектакля нацелить на решение конкретных идейно-художественных задач. И в результате спектакль стреляет в ту цель, в которую он был направлен», -делится своим творческим опытом Г. А. Товстоногов (65). Подобно театральному режиссёру, режиссёр театрализованных представлений, определив для себя, чего он хочет добиться своей работой, на какую сторону человеческого сознания или человеческих чувств будет влиять, ради чего создаёт именно это произведение, а не другое, должен создать замысел своего будущего действа. Или, как говорил в своей книге «Рождение спектакля Ю. Завадский, «сочинить спектакль так же, как композитор сочиняет музыку, найти средства сценической выразительности, Которые бы высекали искру зрительского восприятия» (30, 12). И хотя эти слова обращены к театральному режиссёру, будущие режиссёры театрализованных представлений и праздников могут Принять их на свой счёт, так как в процессе организации праздничного события им придётся выступать в двоякой роли: сценариста и режиссёра. Сложность, а возможно, и преимущество здесь состоит в том, что режиссёры театрализованных представлений и праздников сами являются авторами своего будущего спектакля. «Творить, создавать - это значит, самому искать и находить» (53, 445), пишет известный эстрадный режиссёр А. Рубб. Поэтому именно сейчас, определив идейно-тематическую направленность своего будущего действа, мы должны создать его сценарно-режиссёрский замысел, или, если говорить на музыкальном языке, «найти точную тональность, темпоритмический строй» предполагаемого действа. Главенствующая роль в создании сценарно-режиссёрского замысла любого художественного произведения отводится авторской мысли в отношении изображаемой действительности. Вместе с тем известно, что искусство отражает жизнь по-своему, через особую художественную условность, которая возникает не случайно. Условность художественного произведения подчёркивает его принадлежность к особой форме отражения действительности. Она позволяет в одном произведении передать огромное жизненное содержание. Необходимо помнить, что без этой условной формы отражения жизни нет искусства. При этом у каждого вида искусства своя особая условность, а внутри него — свои у каждого произведения и автора. Так, если представить себе, что «художественное произведение, пьеса - это зеркало, которое отражает кусок жизни, то, вероятно, угол отражения этого зеркала должен быть у каждого автора своим. И то, под каким углом поставлено это зеркало, и есть, по-видимому, особенность данного автора, его манера и стиль», - рассуждает Г. Товстоногов. Это позволяет авторам воспроизводить жизнь, не повторяя её и не копируя. И будучи, принятой авторская условность уже не вызывает никаких сомнений. Так, например, по-своему условен сценический язык А.П. Чехова, условен сценический язык Бертольда Брехта. Условны приёмы Театра на Таганке, по-своему условны приёмы театра Паневежиса (литовского города). И вообще в театре всё условно, и каждый спектакль условен по-своему. Именно поэтому, как утверждает театральный режиссёр П.М. Ершов, «идея, мысль в искусстве вне средств выразительности есть голая и пустая абстракция, фикция, и потому она не может никак быть названа «замыслом». «Замыслом произведения искусства, в собственном смысле слова (и в любом роде искусства), можно считать лишь такое умозрительное построение, в котором идея художника слита в одно целое с представлениями о средствах её воплощения» (28,230). В свою очередь, совокупность средств, приёмов, использованных автором в произведении, будет отражать жизненные противоречия, раскрывать его содержание. Создать замысел - это значит «увидеть» своё будущее произведение. И здесь не обойтись без глубокого анализа темы, проблемы, жизненного и художественного материала, накопленных эмоциональных впечатлений, жизненного опыта, волнующей авторской мысли, творческого мышления и интуиции. А возможно, и некой случайности, которая даст толчок нашему творческому воображению. В дальнейшем сценарно-режиссёрский замысел определит решение театрализованного действа и всю дальнейшую работу над сценарием. Однако не нужно останавливаться на первом пришедшем решении. Поиск точного, наиболее эффективного решения замысла театрализованного действа - это сложный творческий процесс. На данном этапе необходимо заложить фундамент формы предполагаемого театрализованного действа, выявить его стилистические и жанровые особенности, наметить выразительные средства, определить характер дальнейшей сценической реализации его решения. Творческий подход к осмыслению этих факторов поможет автору найти ту индивидуальность театрализованного действа, которая придаст празднику ощущение свежести и оригинальности, сделает его, по словам И.М. Туманова, «современным, сегодняшним, сиюминутным». Автору предстоящего театрализованного действа, прежде всего, необходимо определить, что он будет создавать: театрализованное представление или массовый праздник, обряд или театрализованный вечер, митинг-концерт или сатирическое представление, карнавал или вечер-рассказ, эстрадное шоу или сказочное представление и т.п. Таким образом, на данном этапе сценарист определяет разновидность художественного зрелища, форму будущего театрализованного действа, его жанр. Последовательно решая эти задачи, сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализованного действа будет обретать свои зримые очертания. При этом форма должна вылиться из содержания, она не может быть привнесена извне, со стороны. В свою очередь, форма никогда не безразлична к содержанию, она всегда активна по отношению к нему, она может ярко выявить его, может его исказить. Следует помнить, что форма художественного произведения сама по себе содержательна. «Равнодушие к изображаемой жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни, или формалистическое кривляние и всевозможные выверты», - утверждает Б.Е. Захава. Поэтому «только органически рождённая, а не надуманная форма оказывается по-настоящему новой и оригинальной, единственной и неповторимой» (31). В «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин всю историю государства Российского, историю русского самодержавия раскрывает в аллегорически-условной форме. Эта условность позволяет автору глубже, шире и неожиданно раскрыть и показать людям такие стороны жизни, которые в иных формах не были очевидны. Свою мечту о красоте, энергии, сдерживаемой силой воли, об устремлённости и неукротимости движения вперёд художник К.С. Петров-Водкин воссоздаёт в картине «Купание красного коня», изобразив красного коня и мальчика на нем. Этот сказочный образ красного, красивого коня ассоциируется с русскими былинами и древней живописью. Это иносказание, образ-символ. Это та условность, которую автор использует для выражения своего отношения к жизни, своего видения происходящего, своей мечты. А вот ещё один пример, теперь из практического опыта Московского Художественного театра, который поставил спектакль «Сон разума» (драматург А. Вальхо). Этот спектакль об известном испанском художнике конца XVIII века Франсиско Гойе, который в последние годы жизни был поражён глухотой. Здесь режиссёр использовал своеобразный приём. Все действующие лица в отсутствии Гойи говорят между собой, как это обычно и бывает. Однако когда на сцене появляется Гойя, все начинают объясняться с ним жестами, а говорит только он один, не слыша ни себя, ни других. Он слышит лишь кажущиеся голоса, которые рождает его мозг Зритель также слышит эти голоса и вместе с героем ощущает это страшное, противоестественное состояние. Так, благодаря найденному режиссёрскому приёму мы проникаем в сложный внутренний мир человека, художника, творца. Познав и ощутив состояние художника, мы уже не удивляемся его серии офортов «Капричос», созданных на причудливые сюжеты, которые время от времени возникают на стенах в ходе спектакля — ещё один художественный прием. Всё это и есть условность, которую предложил нам режиссёр с целью наиболее полно и образно выразить своё отношение, свою авторскую позицию к изображаемому содержанию, к великой творческой личности Франсиско Гойи. Это и есть искусство. Возвращаясь к рассмотрению творческого процесса создания сценариев театрализованных действ, следует обратить внимание на то, что уже на этапе создания сценарно-режиссёрского замысла сценаристам необходимо научиться находить ту меру необходимой условности, ту форму сценического выражения жизненного материала, которая наиболее полно и ярко выразит авторскую мысль, так как основа этой условности уже должна быть заложена в его сценарии. И лишь глубоко переживаемое автором отношение к празднуемому событию, к проблемам, которые автор поднимает в театрализованном действе, способно обеспечить остроту, яркость и выразительность его формы, «непременно подскажет или даже продиктует ему необходимые, в данном случае, приёмы внешней выразительности и нужные сценические краски, а они в своей совокупности и определяют жанровое лицо спектакля» (31). Жанр (фр. «женр») - род, вид. Жанр - это угол зрения художника на то или иное явление действительности. Жанр - это исторически сложившийся вид произведения с соответствующей системой выразительных средств. Именно жанр определяет и язык, и характер будущего произведения. Посредством жанра сценарист передаёт зрителю свой эмоциональный настрой, может смеяться и плакать, грустить и восхищаться, возмущаться и страдать, кричать и молить. Только жанр способен передать аудитории эти чувства автора. И какой бы жанр ни выбрал сценарист, главное для него - убедительно и оригинально донести свою мысль до зрителя. Для чего автор как бы предлагает условия, при которых произведение откроется нам. Своеобразные «условия игры», как любил говорить Г.А. Товстоногов. «Условимся как бы говорит театр, что у нас будет всё как на самом деле. Всё похоже, и сидящих в зале мы не видим, и ничего не знаем о вас. Смотрите жизнь, как она есть» (80, 180). Так и сценарист должен выявить, решить для себя и предложить аудитории такие «условия игры», которые помогут ему создать необходимую атмосферу праздничного действа, заинтересовать его содержанием и в яркой образной форме раскрыть авторскую концепцию в отношении поднимаемых проблем. Этими условиями игры в сценариях театрализованных действ являются сценарно-режиссёрский ход и приём, которые и необходимо найти сценаристу на данном этапе творческого процесса. Найти сценарно-режиссёрский ход - значит, найти образное решение авторской мысли театрализованного действа, найти ту действенную основу, которая способна всё расставить по своим местам, оправдать наличие каждой единички сценической информации в будущем сценарии, соединить в единое целое тот сценарный материал, который на первый взгляд кажется далёким и несовместимым. Найти сценарно-режиссёрский ход -значит, определить предлагаемые обстоятельства, выявить главные действующие силы и характер их взаимодействия, выявить конфликт театрализованного действа и решить его развитие. «Без конфликта, без борьбы, без активной действенной линии массовое представление превращается в набор более или менее удачных иллюстраций. И в худшем случае становится попросту скучным», - утверждает А.Д. Силин. В свою очередь, сценарный ход образует определённый смысловой ряд, несмотря на то, что сценарный материал сам по себе также создаёт основной смысловой ряд. Таким образом, при их пересечении и рождаются интересные режиссёрские решения. Каждый из них (имеются в виду смысловые ряды) по мере развития тянет за собой определённый «лексический шлейф» (75,12). Вместе с тем, сценарист должен найти не только сценарно-режиссёрский ход и приём всего сценария, но и сценарно-режиссёрский ход и приём каждого блока (если сценарий выстраивается по блокам) и каждого эпизода сценария. Каждый жизненный факт также требует своего образного решения. Таким образом, лишь определив для себя образное решение каждой структурной единицы будущего сценария театрализованного действа, можно говорить о создании сценарно-режиссёрского замысла. Проанализируем примеры из собственной практики создания сценарно-режиссёрского замысла. Получив заказ от Орловского городского управления культуры на проведение Юбилейного мероприятия, посвященного 75-легию со дня рождения П. Проскурина, студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИИК сразу же приступили к изучению документального материала, связанного с жизнью и творчеством писателя. Многие материалы были предоставлены вдовой писателя, Л.Р. Проскуриной, проживающей в г. Москве. Интересные сведения о жизни нашего земляка были почерпнуты в библиотеках института и города. Параллельно с поиском и изучением документального материала о жизни писателя студенты расширяли знания о творчестве земляка. Его стихи, проза, экранизация его трилогии произвели неоднозначное впечатление на студентов и вызвали много споров, так как П. Проскурин писатель непростой и не всё подаёт гладко и красиво. Некоторые его стихи шокировали студентов своими прямыми оборотами и сленгом. Другие перечитывались по несколько раз, вызывая восхищение своим слогом и образной подачей философской мысли. Так, постепенно изучая жизненный путь писателя, студенты проникались его творчеством, многое становилось понятным, и в спорах начали рождаться истины. В результате был разработан сценарно-режиссёрский замысел театрализованного вечера, посвященного 75-летию со дня рождения писателя Петра Проскурина. Тема вечера: о любви русского человека, гражданина, писателя Петра Проскурина к родине. Проблема: в чём и как проявляется любовь к родине Писателем, Человеком и Гражданином Петром Проскуриным? Цель вечера: заинтересовать аудиторию личностью Петра Проскурина, его творческим наследием, вызвать уважение к нему как к гражданину, человеку и творцу. Идея вечера: Петр Проскурин - истинный сын земли русской! Сценарно-режиссёрским ходом вечера явится борьба творческой личности за право быть нужным людям. Начало этой борьбе положила страсть к познанию мира, борьба молодого человека с самим собой за право быть тем, кем он стал, борьба за лучшую жизнь своих земляков, борьба за права человека, за справедливость за человечность в человеке. Активная гражданская и творческая деятельность Петра Проскурина выступит лейтмотивом всего вечера. Художественным приёмом вечера мы избрали своеобразную экскурсию-возвращение, экскурсию - путешествие в Мир художника, человека и гражданина, в жизненный и творческий Мир Петра Проскурина. Художественный приём найдёт своё выражение в документальном видеоряде, сопровождающемся музыкой, поэтическим, художественным и документальным материалом. Центральное место здесь отведено «живому слову» его коллег, друзей, соратников и исследователей его творчества. Используя ретроспективный, последовательный, одновременный и ассоциативный приёмы творческого монтажа сценарно-режиссёрский ход поведет аудиторию от одного эпизода к другому, раскрывая перед ней сложный, но интересный и богатый мир Петра Проскурина. Завязкой юбилейного вечера явится воспоминание о памятном и важном для Петра Лукича Проскурина и жителей города Орла событии, когда ему присвоили звание «Почётный гражданин города Орла». Эпизод 1 - «Богатырь земли русской». В этом эпизоде предполагается показать становление Петра Проскурина как личности, показать его тесную связь с русской землёй, её традициями, рассказать о его большой любви к матери, раскрыть источники богатства его русской души. Центральным образом эпизода станет русская колыбель, в которой маленький Пётр слушал русскую речь, колыбельные песни, постигал ещё неведомый ему огромный мир, который олицетворяла для него в детстве его мать. Эпизод должен быть наполнен лиризмом и решён посредством русской песни, хореографии и музыки, что органично будет переплетаться с документальным видеорядом о детских и юношеских годах Петра Проскурина, которые тесно связаны с образом матери, с его открытием мира, с его первой влюблённостью и настоящей любовью. Кульминацией эпизода должно явиться выступление вдовы Петра Проскурина - Лилианы Рустамовны Проскуриной, которая расскажет о его человеческих качествах, о его любви к матери, о его связи с малой родиной. Эпизод 2 - «Певец земли русской». Этот эпизод о любви Петра Проскурина к России, русским людям, русскому национальному характеру, об уважении к русской женщине, его восхищении мужеством русских людей, их умением любить. Центральным образом данного эпизода явится военное время - Великая Отечественная война. Основу эпизода составит видеоряд, состоящий из отрывков художественного фильма «Судьба», созданного по одноименной трилогии П. Проскурина, а также поэтический, художественный и публицистический материал. Лейтмотивом эпизода выступят поэтические строки: И кто слабым был Сильным стал тогда, А кто сильным был Стал ещё сильней. В кульминации эпизода предполагается выступление актрисы Зинаиды Кириенко, которая расскажет о своих впечатлениях от встречи с творчеством Петра Проскурина, об отношении к образу Ефросиньи, который актриса сыграла в кинофильме «Любовь земная» и другим женским характерам, созданных П. Проскуриным в его произведениях. Эпизод 3 - «Борец за Россию». Этот эпизод о гражданской активности Петра Проскурина. О его неравнодушном отношении к жизненным проблемам, о его обеспокоенности будущим России. Эпизод будет выстроен на основе публицистического, поэтического и песенного материала, сопровождающегося видеорядом Из отрывков кинофильмов по трилогии Петра Проскурина. Центральный образ эпизода - Российский флаг. В кульминации данного эпизода, а значит и всего вечера, предполагается выступление губернатора Орловской области Егора Семёновича Строева о заслугах перед Орловщиной, перед Россини почётного гражданина города Орла, писателя, земляка - Петра Проскурина. Органичным выражением основной мысли вечера должны стать следующие строки: Но не умолк его могучий глас. Остался неподкупным и мятежным. Завещанной молитвою за нас, Огромным сердцем, Пламенным и нежным. В финале театрализованного вечера - на фоне видеоряда (Российский флаг. Кремль, русская природа. Храм Христа Спасителя, кадры священных мест России, портрет П. Проскурина) звучат поэтические строки Петра Проскурина - обращение к России: Отринь иное бытие, -Пусть путь тернист и долог, О Русь, в значение своё Вернись под звёздный полог. Завершает вечер песня «Русь державная» в исполнении оркестра и хора. Впоследствии на основе данного замысла был разработан сценарий театрализованного вечера и его постановочный план, что позволило силами студентов Орловского государственного института искусств и культуры, а также творческих коллективов города Орла воплотить данный сценарно-режиссёрский замысел перед аудиторией. Вечер, посвященный 75-летию П.И. Проскурина, состоялся в городе Орле. На вечере присутствовало много гостей: из Москвы, Брянска, Курска, Тулы и др. городов региона. В Орёл съехались представители писательских организаций, почитатели и исследователи творчества П.И. Проскурина, его родные и близкие. И, конечно же, в вечере принимала участие вдова П.И. Проскурина, писатель Лилиана Рустамовна Проскурина. Вечер прошёл в тёплой доброжелательной атмосфере. Несмотря на то, что в ходе дальнейшей работы над сценарием замысел претерпел некоторые, на наш взгляд, несущественные изменения, основные творческие задачи удалось реализовать, в результате мы получили самое дорогое: общение с интересными людьми, интерес аудитории к происходящему на вечере, благодарности от друзей и родных писателя, слова признательности гостей и почитателей творчества П.И. Проскурина. А вот как проходил творческий процесс создания сценарно-режиссёрского замысла театрализованного вечера, посвященного 185-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, который отмечался на Орловщине 11 ноября 2003 года. С целью определения темы сценария был изучен материал, связанный с этим событием, его оказалось более чем достаточно. В городе Орле есть Государственный музей им И.С. Тургенева, Государственный академический драматический театр им И.С. Тургенева, памятные тургеневские места, связанные с именем писателя, а также библиотеки, которые содержат не только произведения Ивана Сергеевича, но и достаточное количество художественной, документальной, популярной литературы о великом писателе. В нескольких десятках километров от города расположено село Спасское-Лутовиново, где находится родовое поместье. Музей-усадьба И.С. Тургенева. Поэтому сложностей в подборе материала и поиске темы, которая бы подошла к данному вечеру, не существовало. Их оказалось множество. Здесь и темы Родины, и темы, связанные со становлением личности Тургенева, и темы, отражающие жизнь Тургенева-гражданина, и темы его любви, дружбы, темы, связанные с творческим наследием И.С. Тургенева, темы, которые бы раскрывали страницы его жизни и творчества, связанные с Орлом, - темы разные, но важно уметь выбрать ту, мимо которой в настоящее время автор будущего театрализованного действа не может пройти, выбрать ту, которая его волнует, не даёт покоя, ту, которая ему близка и интересна. Однако этих аргументов для выбора темы недостаточно, так как тема вечера должна быть интересна не только автору, она должна быть интересна аудитории. Должна быть актуальна, а это значит, должна волновать современников, тех, для кого создаётся сценарий. Поэтому лишь изучив аудиторию, её потребности, её отношение к данному событию, Можно сформулировать тему вечера. Сделать это было непросто. Исследовать отношение орловцев к приближающемуся юбилею И.С. Тургенева мы начали с твёрдым убеждением в том, что имя Ивана Сергеевича Тургенева известно каждому человеку не только в России, но и во всех цивилизованных странах. На Орловщине, где родился, провёл своё детство, вырос Иван Сергеевич Тургенев его знают все, знают о нём как о человеке, о выдающейся личности, об известном всему миру писателе. Мы были уверены, что Тургенева читают, из школьной программы знают его произведения или хотя бы знакомы с одним или несколькими его произведениями. Однако мы столкнулись с ужасающими, на наш взгляд, фактами. Среди нашей современной, одетой по последней моде, молодёжи есть парни и девушки, которые не прочитали ни одного произведения И.С. Тургенева, не знают, кто такая Лиза Калитина, не знают, что Дворянское гнездо, которое для них является местом времяпрепровождения, связано с именем И.С. Тургенева. Что-то, где-то, когда-то читали о Тургеневе, но в подробности, как они говорят, не вдавались. И это мы услышали от молодых людей, которые живут на земле, взрастившей этого великого человека, писателя с мировым именем, где всё «пропитано духом» Тургенева, где бережно хранят память о нём, где уважают и почитают его творчество, где по крупицам собирают всё, что связано с этим выдающимся, дорогим землякам именем. К нашему счастью, таких молодых людей оказалось немного. Но всё-таки они есть, и это нас насторожило. Сразу возникло множество вопросов. Почему так случилось? Неужели пропадает интерес к этой незаурядной личности? Кто виноват? Неужели орловцы стали забывать о своём именитом земляке? Неужели можно забыть такое богатое литературное наследие, которое оставил нам великий писатель? Неужели будут потеряны духовные и нравственные нити, которые связывают нас с прошлым, чтобы быть будущему? Неужели наша молодёжь позволит себе забыть то духовное богатство, которое накапливалось веками? Неужели так коротка человеческая память? Что делается в нашем городе и области, чтобы сохранить память о великом русском писателе? Из каких источников молодые люди черпают знания о своём земляке? В результате изучения и анализа материала, связанного с поставленными вопросами, мы решили на Юбилейном вечере рассказать о живой памяти орловцев - Иване Сергеевиче Тургеневе. Так мы и определили тему нашего будущего сценария: о тех, кто в настоящее время посвящает свою жизнь И. С. Тургеневу, о тех, кто несёт знания о Тургеневе современникам, о тех, кто не даёт погаснуть памяти о великом русском писателе с мировым именем. Раскрытие данной темы и поможет выявить волнующую проблему; как долго будет жить память о великом русском писателе? Кто и как способствует тому, чтобы эта память продолжала жить в сердцах людей и что движет этими людьми? А чтобы число молодых людей, «не помнящих своего родства», не увеличивалось, а уменьшалось, мы решили, что своим вечером должны вызвать интерес орловцев к этой неординарной личности—И. С. Тургеневу, желание открыть для себя его духовный мир, вызвать уважение и благодарность к тем, кто посвятил свою жизнь сохранению памяти об И. С. Тургеневе, к тем, кто продолжает литературные традиции, заложенные КС. Тургеневым, к тем, кто своим творчеством помогает сохранять память о Тургеневе-человеке, Тургеневе-писателе, Тургеневе-гражданине. Вызвать у орловцев потребность знать и помнить о своих выдающихся земляках, вызвать у них стремление к самосовершенствованию. Это и явилось педагогической целью сценария вечера. После определения темы, проблемы и педагогической цели сценария стала понятна основная мысль, которая должна пройти через весь сценарий: познавать мир таких великих людей как, КС Тургенев, -значит жить и духовно расти! Дальнейшее изучение и осмысление собранного по избранной теме материала помогло выявлению эпизодов сценария. Ими явились: 1-ый эпизод - «Слово о Тургеневе». Этот эпизод о тех, кто пером выражает своё отношение к личности и творчеству И.С. Тургенева. Об учёных и исследователях, о писателях и журналистах, о людях, работающих в издательстве журнала «Вешние воды», которое популяризирует наследие И.С. Тургенева. Эпизод выстраивается посредством приёма «схода с чёрно-белого экрана» мальчишек-газетчиков, сообщающих о публикациях, связанных с жизнью и творчеством писателя, которые переносят нас в Тургеневе-Кие времена, а затем передают эстафету современным газетчикам. Рекламирующим сегодняшние публикации, касающиеся событий, связанных с именем писателя. Образом эпизода должен стать своеобразный «Тургеневский мост», соединяющий прошлое и настоящее. Кульминащ1ей эпизода является чествование учёных и исследователей творчества писателя. 2-ой эпизод - «Хранители великого наследия». Данный эпизод о деятельности музеев Орловщины, о музейных работниках, которые с большим уважением к наследию великого писателя исследуют, коллекционируют, хранят и популяризируют материалы о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Местом действия в эпизоде является музей И.С. Тургенева, экспозиции которого, сменяя друг друга, «вводят» нас в мир великого писателя. Старинные часы, сохранившиеся в музее со времён И.С. Тургенева и до сих пор отсчитывающие время, помогают прослед1ггь основные события его жизни, давая возможность аудитории ощутить «сиюминутность» происходящего, почувствовать и понять его мысли и поступки. Старинные часы, указывающие время, и являются образом эпизода, напоминая нам о том, что любовь и память способны не только вернуть желанные мгновения, но и продлить жизнь человека на Земле, только нужно не упустить время. Кульминацией эпизода является чествование музейных работников, которые своим трудом помогают нам хранить память об И.С. Тургеневе. 3-ий эпизод - «В свете рампы». Этот эпизод посвящен творческой деятельности театров г. Орла, мастерам сцены, которые своим творчеством способствуют познанию тургеневского наследия. В основу сценарно-режиссёрского замысла эпизода положен вальс Штрауса в исполнении коллектива бального танца, который поможет Хранителю театра не только заинтересовать зрителя волшебством театра, но и передать атмосферу бурной театральной жизни, представить целую галерею театральных постановок по произведениям И.С. Тургенева, представить лучших мастеров сцены. Сценарно-режиссёрским ходом всего вечера является стремление студенческой молодёжи города открыть для себя мир И.С.Тургенева. Соприкасаясь с различными источниками, открывающими перед ними богатство души этой незаурядной личности, каждый пытается определить для себя, где и когда впервые по-настоящему его взволновало это имя и возникло желание и потребность в дальнейшем не упустить ничего, что связано с именем этого великим человека. Художественным приёмом является «сход с экрана» студенческой молодёжи, которая только что, побывав в литературном музее И.С. Тургенева, уводит зрителя в свои размышления, видения и чувства, связанные с познанием мира И.С. Тургенева. Приём «теневого театра», выступающий лейтмотивом всего вечера, позволит зрителю не только воочию увидеть красоту и проникнуться атмосферой тургеневской эпохи, но и как бы приблизить её к нам, сказать о том, что она рядом с нами и её можно и нужно понять и постичь. На основе данного замысла был разработан сценарий и осуществлена организация и постановка вечера в Государственном Академическом театре им. И.С. Тургенева. Так, постепенно насыщаясь материалом, проникая в его глубины, анализируя окружающую действительность в отношении к конкретному событию, выявляя волнующие проблемы аудитории предполагаемого действа, определяя своё личностное отношение к изученному документальному и художественному материалу, рождается сценарно-режиссёрский замысел будущего театрализованного действа.
|