КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтология, грамматика, логикаВ центре фрески Рафаэля «Афинская школа» изображены Платон и Аристотель. Жест Платона означает – настоящий мир «там». Наш мир, по Платону, это лишь «тень» и подобие того мира. Аристотель показывает перед собой – настоящий мир «здесь» и это мир многих единичных вещей (на это указывают разомкнутые пальцы). Аристотель строил свою логику исходя из своего представления о мире - онтологии. Раз в мире существуют отдельные вещи, то и основой его логической конструкции являются отдельные вещи (индивиды) – он называет их «первые сущности». В «Метафизике» Аристотеля говорится, что сущность это ὑποκείμενον [хипокэйменон], а ὑποκείμενον – это «то, о чем сказывается все остальное, тогда как само оно уже не сказывается о другом». Что такое ὑποκείμενον? Это слово образовано от греч. ὑπό [хипо] – «под» и κεῖμαι [кэймай] – «лежать». То есть если перевести на русский, то получится хорошо известное нам «подлежащее», которое может быть истолковано как «лежащее в основе». Если ὑποκείμενον – это «то, о чем сказывается все остальное», то то, что «сказывается» - это сказуемое (греч. κατηγορούμενον [катэгорумэнон]). Мы видим, как онтология Аристотеля через грамматику переходит в логику. Сравним грамматическую/логическую структуру предложения на разных языках:
|