Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Поэтика трагедий Сенеки.




Трагедия избрана Сенекой как писателем "нового" стиля, противопоставленного строгости творчества Цицерона. Надо отметить, что трагедии Сенеки уже не предназначались для постановки на сцене, а писались именно для чтения. В них остается традиционно хор, монологи, диалоги, деление не пять актов, заимствуются традиционные греческие сюжеты (например, Медея). Как отмечают исследователи, Сенека уже рассчитывает на знание читателями мифа: Еврипид представляет нам в монологах героини развитие идеи о детоубийстве, постепенное нарастание эмоциональной напряженности и психологическое правдоподобие. Сенека с самого начала представляет героиню мстительной фурией на пике эмоционального напряжения, что имеет сильный эффект, но теряет в правдоподобии. Более того, Медея знает, какая ей участь уготовлена: кроме раного рода намеков на ужаный "грех" в диалоге с кормилицей проскакивает фраза: "Медея!" - "Стану ею". То есть героиня уже знает, что произошло с Медеей Еврипида. На раскрытие образа Медеи "работают" и монологи Кормилицы. Вообще мы видим здесь совссем иную трактовку трагедии. Еврипид вызывал жесткие споры: бедная женщина все время плачет от горя, обманута единственным для нее человеком, предана и брошена в чужой стране, не имея возможности вернуться на родину. Ясон же безвольный эгоист и предатель. Конечно, детоубийство несколько меняет картину, но сказать, чья вина в этом больше, сложно. Здесь же Медея - фигура демоническая, злобная, она готова принять смерть мужа (на меч он должен был броситься - говорит она), но не унижение. Ясон же Сенеки пытается как-то исправить ситуацию для обеих своих семей, он робок и труслив, но не эгоистичен. Сенека, конечно, не исключает полностью метания героини: она не убивает детей хладнокровно, а мучается и убийство происходит в некотором состоянии бреда. Однако трагедия не ставилась на сцене, а читатлась, а потому выносить убийство детей за сцену (вспомним Горция, "Науку поэзии"): Медея убивает сына во время монолога, что, конечно, кажется более жестоким. Мы видим, что с психологических и нравственных проблем Сенека переносит свое внимание на эффектность трагедии, ее страстность и эмоциональность, и достигает своей цели. Для этого он дает характер сразу, во всей его полноте, убирая традициооное развитие персонажа и появление в нем новых граней. "Время" движется очень порывисто: длинные монологи, в которых герои рассказывют о своих чувствах, сменяются короткими репликами, некими сентенциями: "Гнетет фортуна робких, - храбрый страшен ей", "Фортуна все отнимет - но не мужество", "Но прочной не бывает власть неправая" ит.п. Мнения исследователей о трагедиях Сенеки порой бывают совершенно полярны: Дилите замечает, что Сенека использует мифы как их всегда использовали древние - как универсальное средство для выражения своих идей и мыслей, что он говорит о власти судьбы, о пагубности страстей, о смерти, о тирании. Тронский же обращает внимание на самих персонажей и говорит о том, что основной целью Сенеки была страстноть и сильный эмоциональный эффект (нельзя не признать его доводов). Кажется, что необходимо учитывать обе стороны произведения: с одной стороны, автор всегда несет что-то, интересующее именно его, что-то новое, часто связанное с его временем - таковы вопросы и основные темы произведений; с другой стороны, заимствование сюжетов всегда влечет за собой подобное сравнение, сравнение методов изображения, трактовок и идей. "Медея" Сенеки не вызвала такого напряжения чувств, как произведение Еврипида. Это не является упрощением характера, как пишут некоторые исследователи, это просто другой взгяд на произведение, другое его понимание.
В этой связи, чтобы "очистить" труды Сенеки от греческих сюжетов и перестать его сравнивать, интересно обратиться к трагедии "Октавия" - ее особенность в том, что она написани на тему истории Рима. Итак, здесь все же надо согласиться с Тронским: если в Медее мы еще может увидеть какое сметение души, какой-то вопрос, какое-то варианты действий, то "Октавия" нам демонстрирует, что это - не основной объект изображения. Характеры хдесь очень яркие, насыщенные эмоциональные, но они между собой не сталкиваются, оказываются представленными лишь одной своей гранью. Дилите отмечала эту особенность: даже в диалогах реплики героев направлены внутрь себя (в этом исследователь видит истоки внутренних монологов поздней литературы), герои не слышат друг друга. В этой трагедии мы видим основные идеи Сенеки, о которых говорилось выше: направленность против тирана, признание силы судьбы, необходимость смирения своих страстей (о чем говорит появляющий в трагедии Сенека; его появление заставляет исследователей считать, что трагедия Сенеке не принадлежала).

46. «Сатирикон» Петрония. Художественное своеобразие романа.

Петроний был аристократом времен Нерона (60- годы), но презирал разврат императора, его преступные деяния. Сатирикон или книга сатир дошла до нас не полностью (15-я и 16-я книги, а предположительно было 20).

Главными героями являются бродяги-люмпены, юноши Энколпий (довольно образованный), Аскилт, мальчик Гитон, бывший ритор-учитель, старик Евмолп (тоже разбирается в литературе, пишет стихи). Бродяги скитаются по Италии, живут подачками или уварованным.

Герои не видят цели в жизни, сами говорят о падении нравов, у них нет уважения ни к себе, ни к людям. Считают, что жить надо только ради удовольствий под девизом: лови момент!

Герои романа опираются на Эпикура в самом примитивном упрощенном аспекте.

 

Взгляды Петрония

Но автор ценит красоту, так бродяга Энколпий брезгливо относится ко всем проявлениям безвкусицы. Автор смеется над поэтом-ритором Евмолпом и над всеми поэтами архаистами, которые создают произведения, далекие от жизни. Вообще, изображены люди разных социальных групп, но нет цельного представления об этих героях. Лишь один образ в романе изображен полностью—вольноотпущенник Тримальхион (яркий, жизненный образ), показал как умные проворные рабы из низов поднимаются до вершины социальной лестницы. Противопоставляет дряблости и лени аристократии, но и зло смеется над ним, над тем как он кичится своим богатством. Произведений представляет сатирико-бытовой приключенческий роман.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты