КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комедийное искусство Плавта.Тит Макций Плавт - виднейший римский комедиограф. излюбленными жанрами - ателланой, фесценнинами, мимами. Плавту приписывали около 130 комедий, но в I в. до н.э. известный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас. Наиболее популярны из них "Клад" (или "Горшок"), "Менехмы" (или "Близнецы"), "Хвастливый воин", "Псевдол" (или "Раб-обманщик"), "Пленники". Действие комедий Плавта развертывается в греческих городах или на побережье Малой Азии, герои их - греки, но все же зрители чувствовали в этих комедиях биение римской жизни, созвучность поставленных в них проблем. Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Также Плавт исп-ет названий римских городов, имен римских богов, в изображении римских национальных обычаев. Но творческая самостоятельность Плавта сказывалась в основном не в этих разбросанных в комедиях чертах римской жизни, а в том, что он брал из греческих комедий сюжеты, созвучные с римской жизнью, и разрешал в них проблемы, актуальные для своего общества. Самые яркие образы в комедиях Плавта - это умные, ловкие, необыкновенно энергичные рабы. Они помогают своим молодым хозяевам устроить их личную жизнь. Они неистощимы в остроумии, от них так и пышет весельем, они на каждом шагу сыплют шутками. Вообще в комедиях Плавта царит дух веселья, оптимизма, жажда жизни, желания действовать, расчищать себе дорогу к счастью Его основные персонажи гротескны, их черты гиперболичны, в комедиях много буффонады, много комических обращений непосредственно к зрителям; язык героев поражает обилием острых шуток, игрой слов, массой просторечных выражений. Все это и придает необычайную живость комедии Плавта. «Псевдол» (Раб-обманщик) Набор традиционных действующих лиц. Псевдол – главный герой, хитрый раб. Симон - богатый афинянин. Баллион – сводник. Калидор – сын Симона. Горпаг – посланник македонского воина, который хочет купить Феникию. Феникия – возлюбленная Калидора. Калидор любит Феникию, но она в плену у Баллиона, который хочет её продать на свой день рождения. Калидор страдает, рассказывает Псевдолу. Тот спорит с Симоном, что выкрадет Феникию у Баллиона. Симон рассказывает Баллиону, чтобы Псевдол не выиграл спор. Псевдол встречает Горпага, который несёт оставшуюся сумму денег для Баллиона. Псевдол уговаривает Горпага, чтобы тот отдал ему печать македонского воина. Псевдол и Калидор находят молодого человека, который играет роль посланника. Псевдопосланник приходит к Баллиону, тот ему продаёт Феникию. Баллион хвастается, что провёл Псевдола. В конце выходит пьяный от вина Псевдол, выигравший спор, и получает от Симона выигрыш. ! Нет позитивных персонажей, у всех какие-то недостатки. «Хвастливый воин» Пиргополиник – «башнеграда победитель». Артотрог – парасит – малоимущий, пристроившийся к богатому, любящему лесть. Палестрион – раб. Плевсикл – главный герой. Филикомасия – девушка. Плевсикл любит Филокомасию, он потерял её. Артотрог говорит Пиргополинику, как он красив, льстит. Тот хвастается, что захватил Филикомасию и Палестриона, говорит, что их нужно охранять. 1) Мотив двойничества. Раб-охранник видит Филикомасию в другом доме целующейся. Палестрион говорит, что это её сестра. (А там был потайной ход). Пиргополиник ругает раба. 2) Мотив обмана хвастливого воина Пиргополинику рассказывают, что в него влюбилась знатная дама. Он решает избавиться от Филикомасии, отдает её Палестриону, чтобы тот отвёз её Плесиклу. Как только они уезжают, он идёт на свидание в соседний дом, а там – старый бородатый муж дамы. Он побил Пиргополиника, тот возвращается домой.
Римская литература периода гражданских воин. Этот период (80-30 гг. до н.э.) обостреннейшей классовой и социальной борьбы, сопутствовавший становлению Рима как мировой державы, нашел свое отражение в литературе, философии, красноречии. Так, историк Полибий считал, что есть три формы правления: монархия, аристократия и демократия, но что самой совершенной формой государственной власти является власть в Риме, где все три формы правления находятся в гармоническом сочетании. а) Претекстата. В римской литературе периода гражданских войн сказалось стремление писателей отказаться от мифологических сюжетов и приблизиться к изображению римской действительности. Драматург Акций (170 - ок. 85 г. до н.э.) ориентируется в своем творчестве только на греческих трагиков, но создает и трагедии с римскими историческими сюжетами (претекстаты): например, в трагедии "Брут" изображалось изгнание последнего римского царя Тарквиния Гордого и установление в Риме республики. Главный герой другой трагедии - консул Публий Деций Мус, пожертвовавший жизнью в битве с самнитами (312 г. до н.э.). б) Тогата. В бурный век острой социальной борьбы и гражданских войн особого развития достигли римская комедия и близкий к ней жанр - ателлана. Комедия с римским сюжетом называлась тогата, по названию национальной одежды тоги. В тогатах изображались крестьяне, ремесленники, их семейная жизнь, осмеивались порча нравов, крушение семейной морали. Это отвечало требованиям времени, так как в связи с оторванностью некоторой части общества от производительного труда (люмпен-пролетариат жил за счет государства), с поляризацией общества на богачей и бедноту, с неустойчивым положением многих социальных групп Рима рушились нормы традиционной нравственности и семейной морали. в) Ателлана. В Риме издавна существовал вид фольклорного драматического творчества - ателлана, комедия масок. В конце II в. до н.э. римская народная ателлана получила литературную обработку, превратилась в определенный театральный жанр и стала ставиться после трагедий в качестве заключительной веселой пьески. Ателланы были очень популярны среди широких народных масс, но верхушка Рима косо смотрела на них, и ученые мужи, близкие к аристократическим кругам, как, например, Цицерон (I в. до н.э.) и Квинтилиан (I в. н.э.), презрительно относились к этому жанру плебейской литературы. Впоследствии, в эпоху империи, ателланы были запрещены, но они все же ставились и в некоторых из них даже делались выпады против императоров. г) Сатира. В последний век Римской республики в связи с запросами времени окончательно оформился и стал особо актуальным жанр сатиры. Когда-то этот жанр был жанром фольклора, римляне называли его "сатура", то есть смесь. Сатура представляет собой синтез нескольких форм искусства. Отсюда и название этого вида фольклорного творчества. В ней был текст шуточного или сатирического характера. Она сопровождалась музыкой и танцами. Основной ритм сатир - дактилический гекзаметр, который и стал обязательным для жанра римской сатиры.
|