КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новоаттическая комедия Менандра.На рубеже V-IV вв. комедия аристофановского типа (которая носит название "древней") приходит к концу, с тем чтобы в дальнейшем - уже в эллинистическую эпоху - уступить место так называемой "средней" и так называемой "новой" аттической комедии (Менандр). Такие комедии были уже не комедиями отвлеченных типов и идей, но комедиями нравов и интриги. Комедия перестаёт быть сатирой на действительность. Менандр жил и творил в конце IV и начале III в. до н.э. Он был состоятельным афинянином, но участия в политической жизни своего города не принимал. От позднейшего Аристофана до начала деятельности Менандра прошло полстолетия. Но уже последний период творчества Аристофана характеризуется элементами бытовизма. Поэтому от Аристофана, как от представителя древней комедии, до Менандра, как представителя новой комедии, прошло еще гораздо больше времени. За эти 75 (приблизительно) лет произошли коренные перемены как в жизни греческого общества, так и в литературном стиле комедии. Менандр прославился тем, что стал принципиально избегать изображения условных характеров и стремился выводить действие из самих же характеров. Правда, даже и ему это не удалось, как это не могло удасться и вообще всей античной комедии. У него сравнительно небольшим числом типических характеров; и все его искусство заключается в наделении этих характеров разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют: молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или скупой, девица, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения и с благородными чувствами. За пределы этих типических характеров комедия Менандра почти не выходила. Менандр написал более 100 комедий. Главная тема – семья, быт 2 мотива: - освобождение девушки - подкинутый и найденный герой. «Брюзга» («Человеконенавистник») Единственная комедия, дошедшая целиком. Брюзга – Кнемон, который является мизантропом. В его дочь влюбляется богатый юноша Сострат, наряжается крестьянином и работает в поле, чтобы встретить Кнемона, проработал 1 день. Кнемон упал в колодец, Сострат его спас, они познакомились. Кнемон согласился выдать за него замуж свою дочь. Идея – согласие, равновесие в мире и человеке. «Третейский суд» Молодой афинянин Харисий изнасиловал девушку Памфилу. Потом его на ней женили. Она в его отсутствие родила ребёнка, испугалась и подкинула ребёнка в дом раба Дафа, тот отдал ребёнка рабу Суриску. Раб Олисим рассказал Харисию. Тот пошёл развлекаться с гетерой Габратонон. Отец Памфилы Смигрим решает поговорить с ним и видит, как рабы делят вещи подкинутого ребёнка – перстень Харисия. Гетера, увидев перстень, решает использовать улику против Харисия. Но потом она признаётся Харисию, что этот перстень тот подарил изнасилованной девушке. Открывается правда. ! В комедиях устанавливается равноправие полов. Изображение раба-пройдохи и благородного раба. Не злая, а благородная гетера. И счастье, и несчастье человека зависит от его нрава. 28. «Идиллии» Феокрита и «Буколики» Вергилия. «Буколика - жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III в. до н.э. – V в. н.э.): небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов…, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. Феокрит (около 305 - около 250 гг. до н.э.) - создатель буколической, или пастушеской, поэзии. Он родился в Сиракузах в Сицилии, потом переехал в Александрию. До нас дошли 30 его стихотворений, получивших название идиллий. Феокрит выступает против подражательной эпической поэзии. Идиллии Феокрита представляют собой картинки из городской или сельской жизни. Их герои - чаще всего городские обыватели или поселяне. "Буколики", или "Эклоги" Вергилия - пастушеская поэзия. Сборник содержит 10 эклог. Вергилий создает свой собственный стиль. То, что пастухи Вергилия переживают любовное томление и занимаются поэзией или музыкой, весьма похоже на Феокрита. Но само отношение Вергилия к изображенным у него пастухам совсем иное. Пастухи Феокрита мало индивидуализированы, все говорят по-городскому, а пастухи Вергилия представлены как самые настоящие пастухи, никакой иронии в отношении их характеров и занятий у Вергилия незаметно; хотя его пастухи тоже говорят высокопоэтичным языком и говорят учено, все же чувствуется, что для Вергилия это настоящий реализм, что именно таких людей он реально видел и сам разделял их чувства и надежды. Таким образом, с точки зрения сюжета эклоги Вергилия являются изображением пастушеской жизни, с точки же зрения идейного смысла - это пропаганда идеологии мелкого землевладения или идеализация сельских работ и простой деревенской поэзии. Из сочетания такого рода сюжета с таким идейным содержанием рождается и художественный стиль эклог. Среди идиллических настроений Вергилия появляются и мифологические мотивы. В эклоге IX подвыпивший Силен, которого сдерживают цветочные узы Сатиров, поет в пещере о возникновении мира из традиционных античных элементов - земли, воды, воздуха и огня, о появлении твердой земли, лесов, зверей в лесах, солнца и дождей. Особого упоминания заслуживает мифологическая утопия, развиваемая в эклоге IV. Здесь Вергилий говорит, что он хочет повествовать о более важных делах. Он изображает рождение некоего чудесного младенца, который принесет с собой мир на всю землю: земля будет сама доставлять все необходимое для человека, прекратятся все войны не только среди людей, но и взаимное пожирание среди зверей, погибнут все ядовитые змеи и ядовитые растения, и вообще возродится новый золотой век на Земле. Эта эклога вызвала много споров, так как всем хотелось установить, о каком младенце идет речь у Вергилия. Делались разные предположения о разных известных людях, появлявшихся на свет в момент создания "Буколик". С развитием христианства появилась мысль о том, что Вергилий пророчествовал о рождении Христа. Греческая литература эпохи Римской империи. Греческая литература периода Римской империи обширна, но по большей части лишена оригинальности, и ее значение для современного читателя невелико. С утратой греками независимости их литература словно лишилась прежней энергии. Почти ничего значительного не было создано и в поэзии. Помимо многочисленных эпиграмм, сохранившихся в Греческой антологии, более крупные произведения, такие, как «Послегомеровские события» Квинта Смирнского (4 в. н.э.) - компилятивное обобщение Троянского эпического цикла, - ныне вызывают только специальный интерес. Однако греческий литературный язык, с его многовековыми традициями, обладал огромной жизнеспособностью. Например, книга императора Марка Аврелия «К самому себе» написана по-гречески. В эту эпоху писалось много сочинений по истории и географии - Дионисий Галикарнасский писал о римских древностях; Страбон собрал в своей «Географии» богатейший фактический материал; Диодор создал «Всеобщую историю», представляющую большую ценность в связи с обилием обширных пересказов из более ранних и значительных историков; Арриан оставил достоверное и занимательное описание походов Александра Македонского. Крупнейший писатель этой эпохи - Плутарх, автор «Моралий» - собрания философских и этических сочинений - и знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» греков и римлян. Процветали риторика и литературная критика, до нас дошли риторические работы Дионисия Галикарнасского; трактат Деметрия Фалерского «О стиле»; трактат «О возвышенном» неизвестного автора, т.н. Псевдо-Лонгина, написанный, вероятно, в 1 в. н.э. и завоевавший успех уже в новое время. В конце 1 в. н.э. начался новый подъем риторики. Это движение получило название второй софистики. Сохранилось множество декламаций и популярно-философских сочинений таких авторов, как Элий Аристид, Дион Хризостом и др. К новой софистике примыкал замечательный писатель Лукиан (ок. 120 - ок. 180). Начав карьеру как оратор, он впоследствии перешел к сатире, где его блестящий талант и остроумие проявились в полную силу. В своих диалогах, лучшие из которых вошли в «Разговоры мертвых» и «Разговоры богов», Лукиан тонко и язвительно высмеивает религию, мифологию и философию своего времени. Во 2-3 вв. возник новый прозаический жанр, которому предстояло занять исключительно важное место в европейской литературе, - любовно-авантюрный роман. Лучший образец этого жанра – «Дафнис и Хлоя» Лонга (время написания неизвестно). В центре греческого романа история двух влюбленных, которые счастливо воссоединяются после ряда смертельно опасных испытаний и чудесных избавлений. Из авторов 3-5 вв. особого внимания заслуживают, с одной стороны, языческие философы (Плотин, Порфирий и др.), пытавшиеся сохранить традиции античного мира, с другой стороны - церковные писатели, защитники христианской веры. 30. Плутарх – создатель жанра античной биографии. Творчество Плутарха (46 – 120 гг.) разнообразно в жанровом отношении, многопланово и его философское мировоззрение. В творческом наследии Плутарха следует выделить “Нравственные сочинения” (“Моралии”) и “Сравнительные жизнеописания”, над которыми он работал во второй период своей жизни (105-115 гг. н.э.). Значение Плутарха для Нового времени основано не столько на «моральных» трактатах, сколько на биографиях. Плутарх является для нас крупнейшим представителем биографического жанра в греческой литературе, но самый жанр гораздо древнее: он восходит к IV в. и усиленно разрабатывался в эллинистическое время. Жанр этот имеет свои особенности, отличные от современных требований к биографии и связанные с античным пониманием индивидуальной личности. «Сравнительные жизнеописания» Биографии великих деятелей. 23 жизнеописания – 46 биографий (1 грек + 1 римлянин). Литературная биография: 1) На первом плане – биография статичного характера, характер как данность, не формировался дальше. 2) Нет описания социальной среды и исторических событий, повлиявших на характер. 3) Метод создания целостного, выпуклого характера с помощью мозаики, мелких штрихов. 4) Приводит шутки, анекдоты, рассказы. 5) Часто морализирует, наставляет, поучает. 6) Может приукрашивать и идеализировать характер. 31. Лукиан – мастер прозаической сатиры. Лукиан (120 – 180 гг.) - греческий писатель-сатирик родом из города Самосаты (Сирия). Отец его был мелкий ремесленник. Лукиан получил общее и риторическое образование, имел адвокатскую практику в Антиохии, много путешествовал (посетил Грецию, Италию, Галлию), изучал право в Афинах; под конец жизни получил почётную должность прокуратора в Египте. «Похвала мухе» носит пародийный характер на судебное красноречие. В форме энкомия – хвалебной речи. - юмористический тон - картинность описаний - любовь к диалогам «Прометей и Кавказ» Прометей говорит, что люди человечнее богов. «Разговоры богов» Доходит до абсурда идея антропоморфизма – человеческого в богах. Кризис мифологического сознания. Лукиан изображает Эрота как дряхлого старика и негодяя. Зевс гневается на него за то, что ему приходится принимать образ быка, лебедя, золотого дождя с женщинами. Зевс и Гера. Гера знает об изменах Зевса, терпит, но Зевс приводит виночерпия Ганимеда и у них складываются гомосексуальные отношения. !У Лукиана нет позитивной программы, он только вскрывает пороки общества. 32. Лонг «Дафнис и Хлоя». Рубеж II – I вв до нэ. история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока · первые герои романа - мифологические персонажи · основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе · приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен · неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти» · персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Видное место в позднеантичной повествовательной литературе занимает также тематика частной жизни и интимных чувств, бытовых и семейных отношений, любви и дружбы. Интерес к этим темам, развившийся в эллинистический период, сохраняется и в римское время. В результате этого процесса создается новая большая форма, кот развивается в двух направлениях, характерных для всей античной литературы. Это - или патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств, или сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменной-бытовой уклон. Персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Чаще всего, однако, особенно в более позднее время, когда жанр уже окончательно оформлен, действующие лица являются вымышленными. Античность не оставила специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией, его принято называть романом (жанр развернутого повествования с любовным или бытовым содержанием). Фабула романа соткана из приключений (герои ищут друг друга). «Дафнис и Хлоя» Лонга — одно из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Оно стоит одиноко среди софистических любовных романов, так как автор перенес место действия в буколическую обстановку. Оторванная от жизни любовь греческих романистов получает у Лонга оправдание в условной атмосфере буколики, где пастушеские божества приходят в трудные моменты на помощь героям. Дафнис и Хлоя — подростки, почти дети; полюбив друг друга, они должны еще пройти незнакомую им «науку любви», и последовательные этапы этого процесса, начиная от первого пробуждения неясных весенних томлений, составляют содержание романа, вместо привычных злоключений странствия. Похищение, плен, кораблекрушение, все эти обязательные приключения сохранены и у Лонга, но поданы как мимолетные опасности, возникающие благодаря вторжению в пастушескую сферу чуждых ей горожан. Римская литература (дописать). 1. Она более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые письменные памятники римской литературы относятся к III в. до н.э. Римская литература выступает на мировой арене по крайней мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и создать на этой основе свою собственную литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние. 2. Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории. Эллинизм характеризуется в области идеологии, с одной стороны, чертами универсализма, а с другой - чертами крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Из этих особенностей литературы - более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы - выступает еще третья особенность. 3. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах. Так, например, комедии Плавта и Теренция хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их «плакатность» и трезвая оценка жизни являются чертами именно римской литературы. 4. Писалась на латыни 5. Скорее бытовые, а не высокие жанры 6. Психологизм
Периодиз-я: Литература эпохи Республики (Плавт, Теренций – комедиографы, Катулл – поэт, Цицерон – латинская проза по риторике) Лит-ра эпохи Империи а) Золотой век (Вергилий, Гораций, Овидий) б) Серебряный век (Сенека - драматург, Ювенал – сатирик, Марциал – мастер малой формы, Апулей - романист)
Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический. а) Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н.э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию. С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в.- 80-е годы I в. до н.э.). б) Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 г. I в., до н.э.) и эпоха принципата Августа (до 14 г. I в. н.э.). в) Но уже в начале I столетия н.э. вполне отчетливо намечаются упадок классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н.э.) и литературу кризиса, падения империи (II- V в. н.э.).
|