Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Лекция 1. ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ

Конспект лекций

 

Составитель д.ф.н., доцент Швачкина Л.А.

 

 

Рассмотрен и рекомендован для использования в учебном процессе на 2014/2015 – 2018/2019 учебные годы на заседании кафедры Социальные технологии

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

ШАХТЫ 2014
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 1. ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ... 3

Лекция 2. нРавственно-нормативные образцы личности.. 8

Лекция 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА КАК АСПЕКТ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.. 14

Лекция 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ СЕРВИСА.. 23

Лекция 5. управленческая этика.. 33

Лекция 6. ЭТИКА ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОВЕДЕНИЕ ВЫСТАВОК, ЯРМАРОК 39

Лекция 7. этика деловых контактов: переговоры... 47

Лекция 8. этические особенности ведения деловой беседы... 58

Лекция 9. ЭТИКЕТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ... 63

Лекция 1о. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ЭТИКЕТА.. 69

Лекция 11. деловой этикет и аспекты его проявления.. 74

Лекция 12. Этикет в речевой деятельности.. 82

Лекция 13. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.. Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 14. этикет неофициальных мероприятий.. 90

Лекция 15. культура одежды делового человека.. 98

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. Ошибка! Закладка не определена.

 


Лекция 1. ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

План

1. Этика как философское учение о морали.

2. Гипотезы происхождения морали (нравственности).

3. Функции морали.

-1-

Профессиональная этика любого вида деятельности является одним из аспектов проявления этики вообще. Поэтому в данной лекции ставится цель выяснить, а что же такое этика как проблемная сфера философии, каков предмет ее изучения и особенности данной отрасли гуманитарного знания.

Для этого обратимся к истории философии.

В свое время известный немецкий философ И. Кант сформулировал вопросы, в поисках ответа на которые видел смысл философии и цель своей жизни. Звучат они следующим образом:

1. Что я могу знать (о мире, о бытии вообще)?

2. Что я должен делать, чтобы быть человеком?

3. На что я смею надеяться в этой жизни?

Пожалуй, второй и третий Кантовские вопросы составляют стержень этики как философского учения о морали.

Но у нас уже сформировалось стереотипное представление о том что, давая определение любой дисциплине мы говорим о ней как о науке. Тогда почему же этика это учение?

Дело в том, что научность всегда предполагает доказательность, проверяемость, истинность. Что касается этики, то здесь нельзя дать однозначного ответа, логически доказанного и экспериментально проверенного в научных лабораториях. Ведь проблемы этики - это добро и зло, долг и совесть, смысл жизни и счастье и др. Поэтому, сколько существует разумное человечество, столько лучшие его представители (да и каждый мыслящий человек вообще) пытаются найти ответы на этические проблемы. Но абсолютной истины до сих пор нет. В связи с этим об этике принято говорить не как о науке, а как об учении. Этике можно учить, но научить ей нельзя.

Вообще, термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно – философию морали.

Мораль – понятие историческое. Она возникла вместе с человеком и обществом и в зависимости от уровня развития последнего подразделяется на типы:

- первобытная;

- рабовладельческая;

- феодальная и т.д.

Что касается структуры морали, то можно выделить следующую:

1. Моральное сознание – это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, эмоции, чувства, переживания, убеждения. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции между людьми:

- рационально-теоретический уровень морального сознания – это система этических знаний, понятий, принципов и суждений о нормах поведения;

- эмоционально-чувственный уровень морального создания определяет отношение человека: а) к другим людям (симпатия или антипатия, доверие – недоверие, ревность, ненависть), к самому себе (скромность, требовательность, себялюбие), к обществу в целом (патриотизм, национальная гордость).

2. Моральная практика – реальное поведение человека.

Основная функция морали – регуляция человеческого поведения на основе системы норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.

Дело в том, что вся человеческая жизнь – система отношений в которую каждый должен вписаться и найти оптимальное соотношение «Я» и не – «Я». И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высоконравственное качество общения.

В этике правомерно выделить следующие основные блоки:

1. История этических учений, описывающих генезис и эволюцию морали с глубокой древности и до наших дней;

2. Теория морали– учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре и функциях, а также закономерностях, объясняющих эволюцию и механизм действия морали;

3. Нормативная этика – обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиции долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей;

4. Прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил в эмпирических сферах (профессиональной, деловой, гражданственной, ситуативной и др.).

Итак, подчеркнем еще раз, что главная функция морали – регулятивная. Но регуляторов в нашей жизни очень много: переходя дорогу, мы руководствуемся правилами дорожного движения; правила техники безопасности регулируют наше поведение на производстве. Примеры можно продолжать. Возникает проблема: так в чем же особенности морали как регулятора?

Особенности морали:

1. Мораль всегда представлена в императивах (жестких требованиях). Например: «Поступай по совести», «Делай добро», «Говори правду» и т.д.;

2. Мораль носит личностно-мировоззренческий характер. Хотя люди всегда пытались найти некое общее моральное правило приемлемое для всех. Еще в 1 тыс. до н.э. китайский мудрец Конфуций на вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом и получать от людей только добро?» ответил: «Это слово – взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуцием здесь сформулирован принцип, который значительно позже и в другой, европейской культурной традиции получил название золотого правила нравственности. Лучше этого правила человечество пока ничего не придумало.

3. Мораль проникает во все сферы человеческой жизни. Ни один шаг человека не может избежать моральной оценки. Мораль присутствует везде где есть человек и межличностные отношения. Она предъявляет требования даже к Робинзону на необитаемом острове, проникает во внутренний мир человека и мы ощущаем ее присутствие в нас в виде «голоса совести».

4. Внешние контролеры морали относительны. Регулятивные возможности юридического закона основываются на мощи государства. Нормы права контролируют суд, прокуратура. Мораль же регулирует человеческие отношения без опоры на власть и силу. Ее социальной опорой является общественное мнение, которое порой удерживает от серьезных проступков.

5. Свобода индивидуального выбора. Никто из нас не решит как мы поведем себя в той или иной ситуации. Мы сами ответственны за свои поступки какими бы они не были (моральными или нет).

Но далее возникает следующая проблема: когда мы хотим оценить свои действия с нравственной точки зрения, то сталкиваемся с противоречиями в морали.

Противоречия (антиномии) в морали:

1. Нет конкретного автора нравственных норм. Отсюда следует, что хотя мораль и представлена в повелительном наклонении (жестких требованиях) конкретного лица, стоящей за ней не существует.

2. С одной стороны общезначимость, а с другой – универсальность нравственных требований. Например, каждого ребенка с детства учат, что нужно говорить правду. Но иногда мы сознательно скрываем ее руководствуясь принципом «Ложь во имя спасения». Бессмысленно быть честным, говоря смертельно больному человеку его диагноз.

3. Бескорыстность, незаинтересованность нравственных поступков. Наверное альтруизм – важный моральный принцип лежащий в основе человеческой нравственности. Но возникает вопрос: что же заставляет человека поступать морально (альтруистически), когда все в этом мире его часто толкает к злу? Отсюда вытекает следующая антиномия морали:

4. Свобода индивидуального выбора.

 

-2-

 

Ранее речь шла о том, что мораль представлена в повелительном наклонении, но конкретного автора стоящего за ней не существует. Мыслители высказывали разные точки зрения по поводу истоков морали.

Итак, рассмотрим основные гипотезы исторического происхождения морали:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-09; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты