КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозно-этические теории.Представители данной точки зрения считают, что нравственность имеет божественный источник и основные ее требования существуют как абсолютные и непререкаемые. Вне зависимости от времени они остаются неизменными и совершенными. Один из аргументов сторонников этой теории состоит в том, что если бы люди сами были творцами морали, то они сделали бы ее значительно проще, чтобы легче было выполнять. Поэтому автор моральных требований не земной человек, в Высший абсолют – Бог. Это говорит о том, что изменчивость обстоятельств и социокультурные перемены не могут быть оправданием для отступления от божественных указаний. Биологическая (натуралистическая) версия поиска истоков морали, по которой последняя выводится из человеческой природы и является следствием биологической эволюции человека. Например, Ч. Дарвин, разработав эволюционную картину живой природы, утверждал что привязанность, любовь, сострадание, ненависть и т.д. являются не только характеристикой человека, но присущи и животным (может быть не случайно стали нарицательными выражения «лебединая верность», «собачья преданность»). Только если у животных эти качества находятся в зачаточном состоянии, то у человека они более развиты. Итальянский ученый и криминалист Чезаре Ломброзо в этом же ключе разработал теорию «прирожденного преступника». Главной темой его исследований явились психофизические основания, определяющие поведение личности в норме и патологии. Одним из первых в своих наблюдениях он применил метод антропометрических измерений, исследуя внешний облик лиц, совершивших криминальные деяния. По мнению Ломброзо, психологическое, психиатрическое, физиологическое и патологоанатомическое изучение преступников способно в своей целостности объединяться в совокупность признаков, позволяющих однозначно различать «прирожденных» преступников (вплоть до специфических их профессиональных категорий) и нормальных людей. По Ломброзо, в преступном человеке (в силу закона наследственности) могут не только воспроизводиться, но даже и усиливаться негативные психофизические особенности его далеких биологических предков. Врожденными внешними характеристиками преступника Ломброзо считал «выпадение волос, неразвитость черепно-мозгового аппарата, покатый лоб, сплющенный нос, редкую бороду, непомерно большие нижнюю челюсть и скулы», а также неспособность к раскаянию, слабость рассудка, склонность к нанесению на тело татуировок, пригашенную чувствительность, деградацию почерка – приобретение последним облика примитивного иероглифического письма. Социально-историческая природа морали. Согласно этой концепции мораль является следствием развития человеческого общества, а следовательно его изменение влечет за собой и изменение нравственных норм. Как же происходило зарождение морали согласно этой концепции? Первоначально, на ранней ступени человеческого существования были разного рода табу (жесткие запреты) на приближение к святым местам, на убийство определенных животных, на произношение имен покойников, духов, Богов и т.д. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил в виде порчи, болезни или смерти разнообразные социальные санкции со стороны своего племени. Возможно, первыми моральными табу явились запрет на каннибализм и инцест. Британский антрополог Б.Малиновский считал табу формой социального контроля. Позже на основе табу сформировались обычаи и традиции, которые затем послужили основой современной морали. -3-
Что касается последнего вопроса нашей лекции – функции морали, то наверное стоит начать с той, которая была изначально выделена как главная, а именно: - регулятивная, то есть мораль регулирует поведение и отношение людей в обществе. Причем следует подчеркнуть, что регулятивная функция морали, прежде всего, обеспечивается через саморегуляцию. Ведь в основе следования моральным нормам лежит, как Вы помните, не внешнее принуждение, а свобода индивидуального выбора каждого человека; - гуманизирующая, которая делает человека соответствующим своего высокого предназначения и возвышает человеческое общество над миром животных; - воспитательная проявляется в том, что мораль участвует в формировании человеческой личности. В процессе социализации господствующие в обществе моральные нормы и принципы вносятся в сознание человека. Мораль формирует потребность относиться к другим как к самому себе, возвышаясь над своим «Я»; - познавательная функция морали состоит в том, что дает человеку необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях. Т.В. Мишаткина рассматривает данную функцию и одновременно как ценностно-ориентирующую, так как «моральные знания в отличие от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности». - коммуникативная, так как мораль выступает исходным пунктом человеческого общения и взаимоотношений. Людям легче общаться, а следовательно, и понимать друг друга если они стоят на одинаковых позициях по вопросу добра и зла, долга и совести, чести и достоинства… Рассмотренные выше функции, конечно же, не исчерпывают роль морали в человеческом обществе. Подводя итог лекции, мораль можно, по мнению философа А. Гусейнова, кратко определить как: - руководство разума над аффектами; - стремление к высшему благу; - добрую волю, бескорыстие мотивов; - способность жить в человеческом общежитии; - человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; - автономию воли; -взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
Литература: Основная - [1, 4]; Дополнительная - [14, 18, 19].
|