КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НеоплатонизмНеоплатонизм– религиозно-философское направление, античной философии, в котором развивались и синтезировались идеи Платона, Аристотеля, восточных религиозно-философских учений. Неоплатонизм возник в III в. в Александрии. В нем соединились древнегреческие рационалистические учения пифагорейцев и Платона, древнеиндийские и древнееврейские мистические учения. Выдающимся представителем неоплатонизма является Плотин. Его учение оказало большое влияние на средневековую философию (христианская патристика). Плотин создал теорию Слова Божия, духовного понимания, для которого нужен не только и столько разум, сколько душевное участие, а также теорию человеческой воли как желания блага и теорию «Единого по ту сторону бытия». В неоплатонизме была предложена следующая иерархическая схема бытия: 1) Единое - высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение; 2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание Единого; 3) Душа или Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса, а в ее мышлении - источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) Космос - сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. У последователей Платона (неоплатоников – Плотин, Порфирий и др.) понятие Единого приобретает центральное значение и характеризуется ими как божественное начало, первопричина всего сущего, высшая истина, высшее благо и высшая красота. Бытие целиком зависит от божественного первоначала. Плотин устанавливает целую лестницу постепенного снижения первоначала: божественное первоначало, божественный ум, божественная душа и, наконец, природа. Природа создается из материи путем проникновения в нее обожествленного первоначала. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобляет материю тьме. На вершине лестницы стоит божественное первоначало, наиболее яркий свет, внутри материи – тьма. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света, излучаемого божеством. Единое первоначало в божественном уме дробится, теряет свое единство, переходит в множественность умов. Эти умы Плотин истолковывает как идеи, формы. Следующей стадией продуцирования божественного света является мировая душа, подразделяющаяся, в свою очередь, на отдельные души. И последняя стадия дробления света – это природа. Эта схема очень сходна с излагаемой в христианской философии. Неоплатонизм оказал большое влияние на раннехристианскую мысль, философию эпохи Возрождения и русскую религиозную философию.
|