КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимосвязь идей античной философии и медицины (Гиппократ, Демокрит Алкмеон, Эмпедокл, Аристотель, Лукреций Кар).Геродот в своих произведениях отмечал, что в Древней Греции врач имел высокое общественное положение, а врачебная профессия была одной из самых уважаемых. По его свидетельству, города Греции переманивали друг у друга лучших врачей. Античная медицина находилась в тесном соприкосновении с философией. Влияние философии на медицину началось под воздействием пифагорейских кружков, главным образом под влиянием известного в то время врача и философа Алкмеона (ок. 500 г. до н.э.). В центре интересов Алкмеона было человеческое тело, рассматриваемое им как микрокосм. Утверждают, что он был молод, когда Пифагор был уже стариком. Он учился у Пифагора мудрости жить и творить, культуре человеческого общения. У пифагорейцев философия здоровья была тесно увязана с проблемой гигиены, правилами содержания души и тела в чистоте. Фактически при Алкмеоне вошли в научный лексикон понятия «эмбриология», «физиология», «теория ощущений», «психология». Алкмеон впервые ввел в медицинскую практику вскрытие трупов, первым высказал мнение, что мозг человека является источником и основой мышления. Нервы он называл путеводными каналами органов чувств. Эти новые взгляды на взаимосвязь материальных, телесных структур человека с его духовной, психической жизнью, в то же время находились в единстве с теорией противопоставления мышления ощущениям, т.е. выявлены функции органов человека, обусловливающие духовную и психическую жизнь человека, но мышление противопоставлялось ощущениям. Алкмеон-философ много размышлял о принципиальном различии небесного, космического совершенства и земного несовершенства. Его привлекали объемные идеи и мысли пифагорейцев, придававшие большое значение оценкам человеческих поступков. У Алкмеона влияние пифагорейских взглядов выразилось в определении им «здоровья». Он считал, что «здоровье человека» - это гармония противоположных сил.Это, прежде всего, гармония основных жидкостей, их равномерное сочетание. Преобладание какой-либо одной из них, или недостаток другой влечет патологическое состояние организма. Врач и философ Эмпедокл(ок. 483 - 423 гг. до н.э.) первым ввел в обиход философско-медицинского знания теорию четырех элементов -огонь, воздух, вода и земля. Согласно его представлениям, эти четыре элемента наиболее равномерно смешаны в крови. Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов. Большой интерес представляют взгляды Эмпедокла в области биологии, в частности, на процесс эволюции всего живого. На первой стадии, согласно его точке зрения, возникли не животные, а одночленные органы будущих животных. Затем появились цельноприродные существа. В итоге появляются растения, животные, состоящие из элементов, но возникшие уже друг от друга путем размножения. Движущей силой этой эволюции Эмпедокл назвал Любовь и Вражду.Преобладание того или иного направления силы определяет различные стадии циклически происходящего развития в мире. Гиппократ - врач и философ (460 -377 гг. до н.э.) считается «отцом» современной медицины. Гиппократ впервые выделил медицину из философии как область знаний о человеке, требующую особого искусства осмысления. Он понимал медицину как искусство возвращать человеческому телу утраченную вследствие болезни красоту. Гиппократ ввел новый подход в лечение больных, отличный от господствовавшего в то время симпатического подхода врачей школы г. Книдоса. Гиппократ считал, что необходимо при помощи обширных и тщательных наблюдений определять причины болезней, т.е. выявлять эмпирические причины болезни. Отдавая должное эмпирическому опыту, первопричиной всего происходящего, включая болезни, он считал действие высшего, трансцендентного начала. Гиппократ в основном разделял мнение Алкмеона об особой роли и значении соотношения жидкостей в организме. Главным положением своей медицинской теории он сделал вопрос о смешении четырех основных жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. В медицинской школе Гиппократа существовала теория анатомии и физиологии человека. В анатомии отмечалась роль головного мозга и нервной системы, в физиологии было создано учение о прирожденном тепле. Именно в этом врожденном тепле организма Гиппократ видел причину жизни. Источником тепла он считал дух, двигающийся по жилам как воздухообразное вещество. Эта идея считается предвосхищением научных идей о роли кислорода для жизнедеятельности организма. Главный вклад Гиппократа в развитие философии и медицины - это придание медицине статуса науки. Это означало выделение врачевания в вид человеческой деятельности, основанной на точном опытном (эмпирическом) методе познания. Выбор этого метода познания как наиболее предпочтительного позволял: - дать естественное объяснение каждому феномену жизни; - понять поведение живого через нахождение причины его взаимодействия с внутренними и внешними факторами; - открыть универсальный и необходимый порядок вещей и явлений, вера в который, как и вера в возможность проникновения во все тайны мира, была безусловной и нерушимой. Научность стала принадлежностью профессионального мышления врача, основанного на базе философской методологии. Таким образом, Гиппократ придал медицине не просто статус науки, а статус теоретической науки. Впервые в медицинской практике была указана исключительная роль философии для медицины. Гиппократ и его последователи определили и свод морально-этических норм и принципов профессиональной деятельности медика. Труд врача определялся нравственным долженствованием, которое побуждало действовать в рамках жестких моральных норм врачевания, вытекающих из философии человеческого бытия. Врач должен был видеть в больном высшую социальную ценность. Гиппократ, говоря о взаимосвязи философии и медицины, отмечал: «...должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен Богу».
|