КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика респондентовИсследование проводилось на репрезентативной выборке из 702 детей и взрослых из разных регионов Российской Федерации, а также из Эстонии. Для большей репрезентативности группы она включала испытуемых как из крупных городов (таких, как Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Таллинн, Новокузнецк, Екатеринбург), так и сравнительно небольших населенных пунктов и поселков Ленинградской, Московской и Новгородской областей. Сведения о количестве испытуемых, их возрасте и распределении по разным городам и регионам представлены в табл. 3. Как видно из табл. 3, выборку детей и подростков составили испытуемые, посещающие детский сад, а также учащиеся общеобразовательных школ, школы с Таблица 3 Сведения об испытуемых и их распределение по разным городам и регионам
инновационной программой обучения и коррекционной школы-интерната для лиц с речевыми нарушениями. Результаты тестирования учащихся коррекционной школы однако, в нормативные показатели не включались и подсчитывались отдельно. То же самое относится и к результатам тестирования детей и подростков из Таллинна. В группе детей и подростков мальчиков и девочек было примерно поровну (280 испытуемых женского и 254 — мужского пола). Группу взрослых составили 58 лиц мужского и женского пола от 19 до 48 лет (средний возраст составил 30,79 лет, т = 6,72), из них 36 женщин и 22 мужчины. Распределение взрослых испытуемых по возрасту показано на рис. 22. Группа взрослых испытуемых состояла в основном из лиц с высшим (38 человек) и средним образованием (20 человек), проживающих в разных регионах Российской Федерации. Дифференцированный подсчет результатов тестирования в подгруппах взрослых с разным уровнем образования не проводился. Рабочей группой руководил автор книги. Она состояла из психологов, большинство которых прошли программу базовой подготовки по арт-терапии. В рамках этой программы были проведены методические семинары по использованию РТС, и те специалисты, которые проявили особую заинтересованность в последующем использовании теста, были включены в рабочую группу на добровольных началах. В их задачу входило предъявление теста испытуемым после предварительного согласования их контингента с руководителем рабочей группы с последующей отправкой рисунков в Санкт-Петербург для подсчета балльных оценок и статистического анализа данных. 297
Возраст, лет Рис.22. Распределение взрослых испытуемых по возрасту Тестирование проводилось в соответствии со стандартной инструкцией (Silver, 1983а, 1990, 1996). Испытуемым предлагалось выполнить три основных задания теста. При выполнении задания на воображение применялся набор стимульных рисунков А. Тестирование проводилось индивидуально или в малых группах. В тех случаях, когда испытуемые при выполнении задания на воображение не могли самостоятельно написать историю, специалисты записывали историю с их слов. С целью проверки межтестовой валидности теста и определения его корреляции с другими рисуночными методиками, используемыми для оценки пространственного мышления, применялся тест, заключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, в сочетании с арт-терапевтическими шкалами формальных элементов (Gantt & Tabone, 1998). При предъявлении теста испытуемым давалась следующая инструкция: «Нарисуйте человека, срывающего яблоко с дерева» При этом им давался стандартный лист бумаги формата А4 и набор карандашей или фломастеров из 12 цветов, включая серый и черный. Для анализа рисунков использовались 14 формальных признаков изображения, соответствующих 14 шкалам: · 1-я шкала — «Значимость цвета» — позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении. · 2-я шкала — «Адекватность цвета» — позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения. · 3-я шкала — «Энергия» — показатели по этой шкале указывают на общее количество затраченных на создание рисунка сил. · 4-я шкала — «Пространство» — позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение. · 5-я шкала — «Интеграция» — позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения. · 6-я шкала — «Логика» — оценивает наличие случайных, не связанных с заданной темой элементов изображения. · 7-я шкала — «Реализм» — оценивает степень правдоподобия изображения. · 8-я шкала — «Решение проблемы» — оценивает, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще. · 9-я шкала — «Уровень развития» — свидетельствует о степени зрелости изобразительного языка испытуемого в соответствии с критериями М Ловенфельд. · 10-я шкала — «Детали объектов и окружающего пространства» — указывает на степень детализированности изображения. · 11-я шкала — «Качество линии» — указывает на степень владения испытуемым процессом рисования линий. · 12-я шкала — «Человек» — позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры. · 13-я шкала — «Ротация» — оценивает степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси. · 14-я шкала — «Персеверация» — позволяет оценить наличие неадекватно многократной реакции на стимул.
Каждый из 14 формальных параметров изображения оценивался от 0 до 5 Применение арт-терапевтических шкал формальных элементов в сочетании с тестом, заключавшимся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, по имеющимся публикациям (Gantt & Tabone, 1998, Gantt, 1998) свидетельствует о высокой чувствительности данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых, связанным с состоянием их познавательной и эмоциональной сферы, возрастом, клиническим статусом и другими переменными. При включении этой методики в наше исследование мы исходили из того, что некоторые входящие в нее шкалы (такие, например, как 5-я шкала «Интеграция», 9-я шкала «Уровень развития», 10-я шкала «Детали объектов и окружающего пространства», 12-я шкала «Человек» и некоторые другие) должны отличаться особенно высокой чувствительностью к степени зрелости изобразительного языка и иным особенностям графической продукции испытуемых и быть связанными с тем же диагностическим конструктом, что и РТС.
|