Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Задача 6 4 страница




· 4. Психологические подходы к старости

· Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм признает, что человеческое существование имеет основание - судьбу, но люди свободны создавать на этом основании многое, соответственно своему выбору. Так, один из основоположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого. Поэтому старости не нужно боятся, у нее есть свои преимущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик скован телесно, но в то же время свободен от телесности, более духовен. Если человек в старости достиг мудрости - он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Ясперс подчеркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисом старости. Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгляда», о котором писал Ясунари Кавабата: накануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, позволяющую видеть земную жизнь в печальном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным.

· Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятия старости внес психоаналитический подход.

· Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными.

· Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание сопричастность, формирование и развитие «социального интереса».

· Теория А. Адлера могла бы стать чрезвычайно плодотворной для разработки психологической проблемы старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологический закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою очередь создает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами - социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном протезе», который должен заменить работу реальных физиологических систем (3). Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.

· Наибольший вклад в развитие геронтопсихологии, собственно психологической концепции старости внесла теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (4).

·

· Восьмая стадия жизненного пути - старость - характеризуется достижением новой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отношении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляются через осуждение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти.

·

· Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком. Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

· Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться. Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом -- измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

·

· И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго -- измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении - наследие, которое их переживет.

·

· Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости.

·

· СТАДИИ УМИРАНИЯ
В 1960-х Элизабет Кублер-Росс, работая со смертельно больными в больнице возле Чикаго, выделила несколько очевидных состояний сознания и сформулировала общие стадии, через которые проходят люди в процессе умирания. Эти стадии стали широко известны, - фактически, они стали моделью, которую приняли за основу те, кто работает с умирающими, чтобы иметь представление о переживаниях своих подопечных.
Представление о стадиях умирания изменило традиционные воззрения на этот процесс. Возможно, самое широкое распространение получило представление о пяти стадиях: отрицание, раздражение, торговля, депрессия и то, что обычно называют принятием. По такому сценарию развивается отношение к любой утрате. Утратой может быть не только потеря тела, ребенка, супруга или родителя в результате смерти, но и развод или уход ребенка из отчего дома с началом его самостоятельной жизни. Так же происходит и потеря положения человека в обществе, потеря работы или потеря привычной способности водить машину, ходить или общаться, например, в результате старения. С таким же успехом речь может идти о потере руки или о потере уверенности в себе.
Стадии начинаются с отрицания, раздражения и торговли ума с тьмой, которая наступает, когда вещи оказываются не такими, какими бы мы хотели их видеть. И наконец, просветление наступает, когда мы отдаемся текущему мгновению. Капитуляция оказывается не поражением, которого мы так боимся, а силой и способностью сердца открываться даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Это и есть стадии перехода с земли на небо, от сопротивления к принятию.
Однако в действительности нет никаких стадий, а есть только непрекращающиеся изменения в сознании. Мгновение отрицания или раздражения переходит в принятие, пока в следующее мгновение ум не замыкается на себе в депрессии и страхе, в негодовании или в замешательстве. Ведь наш ум постоянно меняется, открывается, закрывается, трепещет перед лицом реальности. Эти стадии не происходят с кем-то другим. Они присутствуют в нашей жизни каждый день. Это стадии умирания, которое имеет место всякий раз, когда мы осознаем то, что блокирует нашу подлинную природу, открываемся ему и отпускаем его.
Это стадии преображения нашей участи из трагедии в милость, из замешательства в осознание и мудрость, из смятения в ясность. Они являются нашим путешествием к истине. В процессе, через который мы проходим, сталкиваясь с потерей безопасности, нам не приходится больше искать уверенности в себе. Это может быть распад нашего устоявшегося представления о себе, отчаянная привязанность к старому, прежде чем появится новое. Фактически, стадии потери, стадии умирания, имеют свои явные параллели со стадиями духовного роста, с хаотическими, зачастую болезненными изменениями, которым подвергается наше "я", когда мы устремляемся к целостности. Это мгновения отрицания, сопротивления текущему положению вещей и страх перед тем, что они не оказываются такими, какими, как нам кажется, они должны быть. Это мгновения отчаяния, мгновения раскрытия перед реальным положением вещей и появлением новых привязанностей.
Стадии умирания не напоминают перечень от "А" до "Я" или числовой ряд -один, два, три, четыре, пять. Все здесь не так просто.
И даже теория о стадиях - это карикатура на истину, потому что она придает форму тому, что в действительности непрерывно течет и меняется. Эти стадии не должны восприниматься в целом как абсолютная реальность. Скорее, они должны использоваться как средство фокусировки внимания, как способ осознания непостоянства вещей, чтобы человек мог перейти от видения потока непрерывных изменений к пониманию их природы. Чтобы прикоснуться к живой истине других существ, чтобы разделить реальность того, что находится за пределами смерти.
Для некоторых людей стадии умирания оказываются не способом прикоснуться к живой истине смерти, а средством завуалировать ее с помощью идей и моделей. Для этих людей такие представления не способствуют углублению понимания внутреннего мира других, а еще больше удаляют от них этот мир. Как часто я слышал от персонала медицинских заведений: "Он - в отрицании", "Он на стадии раздражения" или "Сейчас он уже подходит к депрессии". Люди не являются стадиями. Они заведомо не удовлетворяют никаким моделям. Каждое существо является процессом непрерывного движения к свершению. Каждый состоит из той же самой вечно меняющейся младенческой плоти и безмятежности бытия. Отрицание важно понять, потому что на этой стадии находится каждый. Это убежище, сопротивление жизни, привязанность к старому. Когда человек созерцает отрицание в себе и в других, он видит все свои незаконченные дела этой жизни. "О, это я еще успею сделать!" - говорите вы, хотя у вас нет никаких гарантий того, что вы снова встретите того, кого любите, или, что вы доживете до завтрашнего дня.
Позже ничего не будет. Вы уже умерли.

· Депривация личности. Типы депривации личности.
Дети с различными вариантами развития
В развитии можно выделить 2 компонента: личностное и психическое.
К личностным вариантам развития можно отнести: замкнутость, страхи, агрессивность; тревожность, отклоняющееся поведение. К психическим вариантам можно отнести психологическую депривацию, ЗПР, одаренность, педагогическую запущенность и аномальность развития.
Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не проявиться во всех остальных сферах личности, а именно - в нарушениях интеллекта, способностей, творчества, самосознания и т.д.
Подобные отклонения можно определить по следующим параметрам:
1. нарушения проявляются в поведении очень часто;
2. сужается круг общения;
3. нарушение психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
Нарушение в развитии личности может диагностировать через эмоциональные нарушения. Деформация личности часто приводит к отставанию познавательных процессов и наоборот.
Причины деформации личности могут быть «внешними» и «внутренними».
Внешние - негативные воздействия и негативные отношения с окружающими людьми (негативные отношения с родителями могут привести к отставанию в развитии, формированию у ребенка эмоциональных нарушений: страхов, агрессии).
Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую (повышенная тревожность может отрицательно повлиять на развитие произвольности мышления).
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможности эмоционального контакта с окружающими, трудности в установлении новых социальных отношений. Замкнутый ребенок вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников, он приспосабливается жить в одиночестве, что деформирует его личность.
Коррекция идет по пути установления и поддержки эмоциональных контактов. Причины: развод родителей, длительное пребывание вдалеке от родителей; инертность психических процессов.
Тревожность - это постоянное наличие переживаний человека, даже без особого на то повода. При работе с подростками можно выделить 2 типа учащихся: испытывающие открытую тревогу и скрывающие это.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться по 3 направлениям:
1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением;
2) формирование у него необходимых навыков, умений и знаний, ведущих к повышению результативности деятельности;
3) перестройка особенностей личности школьника, его самооценки и мотивации.
Проблема отклоняющегося поведения, как правило, связывается с подростковым и юношеским изменениям. Это обусловлено следующими причинами: нереализованное чувство «взрослости»; неустойчивость самооценки; высокий уровень развития примитивных потребностей, их доминирование, или несформированность мотивов нравственного поведения; самоутверждение среди сверстников; группирование со сверстниками, особенно в ассоциативных группах.
Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения его основных психических потребностей длительное время. ЗПР (задержка психического развития), - как правило, констатируется в дошкольном возрасте. Дети с ЗПР характеризуются отставанием тех или иных психических функций (речь, мышление, саморегуляция и т.д.).
Педагогически запущенные дети - это не дети с ЗПР, у них достаточно развиты все функции, просто им не уделялось должного внимания со стороны взрослых. Аномальное развитие - это умственная отсталость, скорее всего, как вариант развития рассматриваться не может.
Типы депривации личности
Различают 3 типа депривации личности:
1) психическая депривация- психическое состояние, возникшее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения его основных психических потребностей;
2) изоляция- оторванность от родителей;
3) сепарация- нарушение контактов; появление чувства тревоги, страха.
Типы депривации личности:
1. Социальная гиперактивность - люди вступают в контакт в любой ситуации, очень активны; вынужденное стремление показать себя. Знания и интересы поверхностные, обучаются с трудом.
2. Социальная провокация- провоцируют внимание к себе, желание рассмешить. Агрессивны и ревнивы по отношению к другим детям. В школьные годы агрессия увеличивается. Желание попасть в компанию (в роли шута); ревнивы.
3. Подавленный тип – пассивные, апатичные, с заметным регрессом развития. Отсутствие интереса к учебе и мотивации; приобретенная олегофрения.
4. «Любимчики» - хорошо приспособленные, ласковые и покорные. Хорошо контактируют с детьми и взрослыми. Они этим пользуются (« в моей смерти прошу винить Клаву К. » - пример.)
5. Дети – «ябедники» - стремятся привлечь к себе внимание; трусливы, с низким интеллектом. Если им уделять много внимания - этим мы их поощряем. Это нужно пресекать.
Последствия депривации:
- ассоциальное поведение
- невротические реакции
- приобретенная олигофрения.
Невротические реакции
1.Заикание- это нарушение речедвигательных актов. Если заикание возникает в 2 – 3 года – это связано с органическими нарушениями и остается на всю жизнь. В 4-5 лет связано с логоневрозом. Это влияет на личность ребенка. Он переживает за свое заикание, это становится барьером для установления связей, общения. Такие дети драчливы, замкнуты. Может возникнуть нервозоподобный речевой синдром (ребенок не замечает своего заикания, личностных нарушений не происходит. Напр.: в тесной связи работать с логопедом.
Коррекционная работа по адаптации заикающегося ребенка: нужно показать и доказать ребенку, что несмотря на недостатки у всех детей равные возможности, нужно дать такому ребенку показать себя, повысить самооценку.
2.Недержание мочи и кала: 2 причины - невротическая и органическая. При органических нарушениях необходимо лечение у психиатра и невропатолога. Невротической причиной энуреза может послужить неправильная реакция взрослого, акцентирование внимания.
Энкопрез - недержание кала, может быть реакцией протеста; органические причины - неполноценность головного мозга, заболевание толстой кишки.

   
 
   

ОРаздел 12. Практикум

Практическая работа № 1

Тема:Особенности познавательной способности в старости. Когнитивные изменения.

Цель практической работы:Научить студентов дифференцировать признаки познавательной способности в старости.

Ожидаемый результат:Навык дифференциации признаков познавательной способности в старости.

Задание 1. Приведите примеры и заполните таблицу. Модель нормального психического развития в позднем возрасте.

 

 

Задание 2.Интерпретируйте полярные представления (пословицы) о старости.

1 группа пословиц:

- «Голова седая, да душа молодая»;

- «Учат добру не дураки, а старики»;

- «Стар дуб, да корень свеж»;

- «Седина бобра не портит»;

- «Старое дерево скрипит, да не ломается».

2 группа пословиц:

- «Молодость - пташка, а старость черепашка»;

- «Молодость - не грех, старость – не смех»;

- « Молодому – все дороги, старому – одна тропа».

Определите, к какой стратегии старения относятся пословицы?

А. Возможность дальнейшего прогрессивного развития личности человека;

Б. Распадающаяся структура смысла жизни.

Задание 3.Приведите примеры и заполните таблицу. Позитивные и негативные стереотипы старости.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты