Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Санкт-Петербургский университет




Санкт-Петербургский университет

МВД России

 

 

ФИЛОСОФИЯ: ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

 

Кафедра философии и социологии

 

Санкт-Петербург

 

 

Балахонский В.В., Артемов А.А. Философия: Хрестоматия для юридических вузов.- Спб.:Санкт-Петербургский университет МВД России,2012.

 

 

Краткая аннотация: Хрестоматия содержит фрагменты текстов

философов Античности, Средневековья и Нового времени по основным

темам и разделам курса; в ней представлена вся панорама мировой философской мысли и весь спектр основных философских направлений.

 

 

Рецензенты:

Стрельченко В.И., доктор философских наук, профессор

( Российский педагогический университет им. А.И. Герцена)

Никулин А.Г., кандидат философских наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

Раздел 1. Основные этапы развития философии

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Античная философия существовала в течение более чем тысячи лет, с 6 в. до н.э. до 5 в. н.э. Ее возникновение связано с постановкой вопроса о первооснове, первопричине (“архе”) мира, который формулировался и решался вне рамок мифологического мышления. По мнению древних авторов, слово “философия” впервые употребил Пифагор, а в качестве названия особой науки оно было использовано Платоном. Выдающиеся древнегреческие, а затем и римские мыслители создали и разработали все основные типы философского мышления, в своих произведениях они сформулировали и исследовали важнейшие теоретические проблемы, не потерявшие своей актуальности и поныне.

Историю античной философии можно условно подразделить на 4 периода:

Досократовский период (VII - V вв. до н.э.), включающий в себя философские идеи Милетской школы, Гераклита Эфесского, Элейской школы, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита.

Классический период (сер. V - кон. IV вв. до н.э.), представленный Сократом, Платоном, Аристотелем, а также школой софистов.

Эллинистический период (кон. IV - II вв. до н.э.), охватывающий деятельность Эпикура, Теофраста, Карнеада, Хрисиппа, Пиррона, Тимона и ряда других мыслителей.

Римский период (I в. до н.э. - V в. н.э.), связанный с работами Сенеки, Марка Аврелия, Лукреция Кара, Секста Эмпирика, Плотина, Цицерона и других представителей неоплатонизма, эпикуреизма, скептицизма, стоицизма и эклектицизма.

 

ПИФАГÓР (2-я пол. VI в. - нач. V в. до н.э.)

Родился на острове Самос, учился у философов милетской школы, а также у египетских и вавилонских жрецов, древние предания приписывали ему сверхъестественные способности. Основатель Пифагорейского союза, своеобразной религиозно-философской и политической организации со строгим уставом и общностью имущества. Философское учение Пифагора оказало большое влияние на всю античную философию. Главное в его учении - субстанциальность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой мира. Пифагор внес существенный вклад в развитие астрономии и математики. Подлинных его сочинений до нас не дошло, существует лишь разрозненное изложение отдельных идей в работах более поздних авторов.

 

Сосикрат[1] в “Преемствах” говорит, что на вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: “Философ”, что значит “любомудр”. Жизнь, говорит он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.

(Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. С.309)

 

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ: Пифагор называл свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов[2] (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремиться к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

(Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. - М.: Наука, 1989. С.148)

ГЕРАКЛИТ (ок. 520 - ок. 460 до н.э.)

Гераклúт из Эфеса - один из основоположников диалектики. Современники называли его “темным” из-за трудности понимания его текстов. Главная работа Гераклита - трактат “О природе”, состоящий из трех частей: о Вселенной, о государстве и о боге. До нас дошло лишь около 150 небольших фрагментов этого сочинения.

Фрагменты сочинений Гераклита даются по книге: Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Политиздат, 1955.

 

 

1. Секст adv. math. VII 132.

Хотя этот логос[3] существует вечно, люди не понимают его - ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают.

(С.41)

2. [92] Секст VII 133.

Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание.

(С.41)

 

17. [5] _____ Strom II 8.

Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим кажется, [что понимают][4].

(С.43)

 

35. [49] ____ ____ 141.

Очень много должны знать мужи-философы.

(С.44)

 

40. [16] ___ IX 1.

41. [19] ___ ___ (примык. к 40).

Многознание не научает быть умным...

Мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего.

(С.45)

 

112. [107] ___ ___ 178.

Мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

(С.51)

 

113. [91] ___ ___ 179.

114. [91 b] ___ ___ 179.

Мышление обще всем.

Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх.

(С.51)

 

СОКРАТ (ок. 470-399 до н.э.)

Родился и жил в Афинах. Совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, в его отношении к миру, обществу, морали, законам, богу. Его философский метод был направлен на поиск точных определений и понятий. В конце жизни был привлечен к суду за высказываемые им философские идеи. Сократ мог избежать самой процедуры суда или бежать после вынесения ему смертного приговора, но он добровольно принял этот приговор и своей жертвенной смертью доказал искренность и правоту своих убеждений. Сократ не создал систематического изложения какой-либо области философского знания, он излагал свои учения только устно, в форме беседы или спора, поэтому все наши знания о его философии дошли до нас через работы его учеников - Платона и Ксенофонта.

АПОЛОГИЯ СОКРАТА[5]

...Если бы вы меня отпустили и при этом сказали мне: на этот раз, Сократ, мы... отпустим тебя, с тем, однако, чтобы ты больше не занимался этим исследованием и оставил философию, а если еще раз будешь в этом уличен, то должен будешь умереть,... то я бы вам сказал: “Желать вам всякого добра - я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин... не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?” И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего.

(Платон. Собр. соч.: В 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1990. С.83-84)

 

ЕВТИДЕМ[6]



Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты