КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательные функции этикиЭтика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины. Этика как фактор воспитания вбирает в себя все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте предшествующих поколений. В соответствии с этим она призвана решать следующие воспитательные задачи: - действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека; - определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом; - взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом; - не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других (П. А. Кропоткин). Эти задачи восходят к истокам античности, вытекают из теории различных этических систем, которые должны восприниматься как воспитательная ориентация, но не сковывать самодеятельности личности, а побуждать ее к тому, чтобы думать и решать. Мы рассматриваем этику как неистощимый источник нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалог эпох и культур. В соответствии с этим предметом этики мы считаем нравственную жизнь людей во всей совокупности их убеждений и исканий, ценностных ориентации в окружающем мире. Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. В этом и заключена ее воспитательная значимость. Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни: последствия безнравственности революционного террора, раскулачивания, расказачивания, уничтожения религии и нескольких поколений интеллигенции. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх. Закономерно, что в нарушении морали — предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом. Нравственный прогресс требует нравственного мужества личности в ее следовании нравственному закону как свойству разума (И. Кант). Этическое воспитание направлено на поворот личности к данному ориентиру. Исторически сложилось, что человек жил и действовал в ценностно-ориентированном мире, поэтому молодому поколению, вступающему в жизнь, важно понять и осознать значимость нравственных ценностей для развития общества и самореализации. Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений. Воспитательный потенциал этики может быть реализован через синтез непосредственного учебного процесса и опосредованных воспитательных действий по отношению к личности: гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений, активизации чувства собственного достоинства. Действенность воспитания должна быть обеспечена приоритетностью гуманистического содержания системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщенностью, выраженной направленностью на субъективный подход и самоопределение личности. На уроках этики очень важно добиться погружения школьников в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические технологии направлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребенка в классе, школе, социуме, на становление личностной позиции, стимулирование и утверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологии позволяют предупредить и сгладить негативные влияния внутриколлективных отношений в детской среде через создание ситуаций успеха каждому ребенку, разнообразие приемов, актуализирующих нравственный потенциал личности. При этом сам ребенок как субъект этического воспитания может интенсифицировать процесс нравственного развития и тормозить его, что вызывает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в логической канве воспитания основ этической культуры школьников. Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающей развивающейся личности видеть истинный контекст человеческого поведения. Этика как фактор воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях. Изучая этику, индивид способен преломить моральные законы человеческого бытия в своем жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствия для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.
|