КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурные компоненты системы воспитания основ этической культуры школьниковСистема воспитания этической культуры школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов: - этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специальный учебный предмет, построенный по инновационной методике с сюжетно-игровой основой,' - повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», построенная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них; - общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Каждый из этих компонентов, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, призван осуществлять определенную часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности школьников. Центральный системообразующий компонент предлагаемой системы — специализированный этический курс занятий с детьми с 1-го по 11-й класс«Основы этической культуры», рассматриваемый как самостоятельный учебный предмет. Данный предмет позволяет обобщать имеющиеся и получаемые учащимися в процессе всей учебно-воспитательной работы знания о человеке, человеческих отношениях в обществе в свете суммарных знаний об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. Предмет ориентирован на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума учеников не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли и общечеловеческих отобранных человечеством норм морали. Одновременно предмет этики способствует естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей — членов классного коллектива, является педагогическим инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника. С этой целью в методическом построении и педагогической инструментовке занятий с детьми следует добиваться единства и взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности субъективного начала в разнообразном процессе просвещения, деятельности, игры, творчества. Программа и логика этических занятий нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения. Целевая установка предмета — приоритетность духовности и культуры в ценностных ориентациях ребенка. С 1-го по 8-й класс предмет этики называется «Этическая грамматика» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для каждого класса программе и поурочным разработкам. Занятия методически инструментированы с учетом возрастных особенностей учащихся. Курс этической грамматики включает четыре раздела, углубляющие и расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся: этика общения, этикет, этика человеческих отношений, этика отношений в коллективе. Курс 9-го класса назван «Этика». Он построен на принципах диалогового взаимодействия уже подготовленных школьников к изучению предмета этики со сложным миром категорий и понятий. В 10-м классе в эту логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м — «История развития русской этической мысли», методически выстроенной в канве диалогов с философами. Курсы сориентированы на углубленное проникновение взрослеющего ученика в мир этических категорий, представлений, размышлений о своем жизненном назначении. Второй компонент системы воспитания этической культуры школьников —повседневная методика «этического заряда». «Этический заряд» — это эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня младших школьников, недели — среднего и старшего звена. Педагог с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. «Этический заряд» — итоговая моральная пятиминутка в конце дня у младших школьников, недели в среднем и старшем звене. Такая пятиминутка посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного способа выхода из них. Здесь отрабатывается и психологическая канва поведения педагога, который терпеливо учит школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство. Третий, завершающий компонент системы —внеурочная деятельность с этической направленностью, логически включенная в учебно-воспитательный процесс школы. Главное здесь — организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии. Композиционно такая деятельность может быть построена как театрализованное представление-диалог и осуществляться в разных возрастных группах в соответствии с возрастными интересами, возможностями и педагогическими задачами по разным темам и сюжетам: Ø В начальной школе в качестве «школы вежливости» («Доброе слово, что ясный день», «Ежели вы вежливы», «Сказка — ложь, да в ней намек»); Ø В подростковых классах как этические диалоги («Золотое слово народной мудрости», «Своя земля и в горсти мила», «Как наше слово отзовется»), как дискуссионный клуб общения («Листая страницы Д. Карнеги», «Ищи себя, пока не встретишь», «Судьба и Родина едины»); Ø В старших классах как вечера этических размышлений, романтические беседы «при свечах», разговоры «у костра», встречи в литературной гостиной («Живу я в мире только раз», «Музыка и мы», «Интеллигент — это русское понятие», «Доброе имя дороже сокровищ всего мира»). Внутри такой деятельность заложена возможность познания другого человека и самого себя, развития средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Чем ярче и композиционно разнообразнее построена данная деятельность, тем большее влияние на эмоциональную сторону личности, эффективнее результат.
|