КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические условия системного подхода к воспитанию основ этической культуры детейПонятие «система» от греческого systema, что значит целое, составленное из частей соединение. Именно в этом значении мы рассматриваем модель системы воспитания основ этической культуры школьников, содержание и технология которой способны создать психолого-педагогические условия для личностного роста ребенка, становления и развития его этической культуры. Система органично включена в учебно-воспитательный процесс школы и представляет целостное образование составляющих ее компонентов, направленное на достижение последовательной взаимосвязи и гармонии со всеми школьными структурами жизнедеятельности учеников. Жизнеспособность этической системы — в ее готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами школьной жизни (урок — организация межурочного времени — внеурочная деятельность) и обеспечивать их этическим содержанием. Поведение — цепочка сознательных, целенаправленных действий ученика, проявляющихся в неразрывном единстве субъектных побуждений и общественно значимых последствий. Чтобы эти целенаправленные сознательные действия совершались в этическом аспекте, необходимо, чтобы этическое в поведении стало для школьника приоритетным, а сам он принимал во внимание моральную ценность субъективных мотивов собственных поступков, обладал привычкой нравственного самоконтроля своих действий. Поведение личности, будучи в целом детерминировано социальной действительностью, в каждом конкретном случае, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания. Тем самым моральное сознание выступает структурным элементом поведения. Следовательно, воздействуя на сознание школьника, мы опосредованно воздействуем и на его поведение. Если при этом учитывать способность личности осознавать жизненные явления, а значит, проявление нравственных норм в эмоционально-образных формах сознания, то это позволит соответствующими педагогическими средствами побуждать ученика к эмоциональному сосредоточению на нравственном смысле своих поступков. Именно это качество сознания мы считаем необходимым актуализировать в этическом воспитании школьников, так как духовная жизнь человека совершается на двух тесно соприкасающихся уровнях — эмоционально-чувственном и рационально-сознательном. Нравственное сознание, нередко следуя за нравственным чувством и усложняясь содержательно и структурно, включает в свое поле все новые понятия. И чувство, опосредуя нравственные представления развивающегося сознания, способно эмоционально углубить и обогатить поле восприятия индивидом морали. Последовательное развитие этического сознания и нравственного чувства способно активизировать развитие личности, ценностно ориентированное поведение. Понятие ценность является здесь одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловечески значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталона должного. С точки зрения этимологии, ценность — это то, что люди ценят, то, что важно, значимо. Тем не менее аксиологи не пришли пока к однозначной трактовке понятия ценность. В трудах современных ученых-философов А. В. Архангельского, С. Ф. Анисимова, Л. П. Буевой, С. Г. Дробницкого, В. А. Блюмкина, Г. Н. Гусейнова, И. Т. Фролова ценности рассматриваются в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации и действия личности. Мы разделяем те позиции, где ценности связываются с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования личностного развития, рассматриваются как высшие принципы. С этой точки зрения мы рассматриваем следующие аспекты нравственных ценностей: - аксиологический — обращение личности к высшим духовным ценностям; - гносеологический — включение личности в процесс познания высших ценностей; - когнитивный — познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей; - ориентационный — выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; - результативный — механизм становления структуры человеческого Я. Система воспитания основ этической культуры школьников построена на осмыслении и реализации данных аспектов в педагогическом ключе, когда содержание и методика этического воспитания школьников объединены целенаправленной логикой включения ребенка в процесс осознания и переживания общечеловеческих нравственных ценностей в качестве важнейших потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров. Ценностные ориентации личности, согласно психологам (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. С. Кон), выражают ее сознательное отношение к социальной действительности, определяют в соответствии с этим отношением мотивацию поведения и оказывают решающее влияние на все стороны деятельности и индивидуальных реакций. Ценностные ориентации в соответствии с этим определяют процесс нравственного развития личности. Данный процесс в системе воспитания основ этической культуры школьников характеризуется формированием приоритетности общечеловеческих ценностей в ценностных ориентациях личности. Здесь мы разделяем утверждение В. А. Сухомлинского, что «мир вступает в век Человека» и что усвоение молодым человеком общечеловеческих норм нравственности — важный этап формирования моральной культуры личности.
|