Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Гуманность — сгусток всех других добродетелей (Гельвеций) (9-й класс)




Читайте также:
  1. lt;variant>возможность обращения к жестким дискам других компьютеров
  2. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 1 страница
  3. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 10 страница
  4. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 11 страница
  5. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 12 страница
  6. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 13 страница
  7. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 14 страница
  8. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 15 страница
  9. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 16 страница
  10. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 17 страница

— Мы остановились с вами на понятии гуманность. В чем его суть?

— Известный мыслитель Гельвеций говорил: «Гуманность — сгусток всех других добродетелей». Готовы ли вы согласиться с ним?

— Вспомните этимологию слова добродетель, опираясь на наши занятия.

— Верно, его можно выразить как добро деять (делать). Тогда гу­манность концентрирует в себе стремление личности к деянию добра в пользу и во имя жизни, человека. Значит, различные добродетели имеют одну основу — гуманность, гуманное отношение к человеку и всему живо­му. Как вы думаете, вы гуманны?

— Давайте себя проверим. Разделите лист на две части. В левой части в столбик напишите все ваши добродетели, которыми вы, с вашей точки зрения, безусловно обладаете. Старайтесь при этом быть предельно чест­ными, а с правой стороны листа выпишите ваши «антидобродетели». Тоже старайтесь быть честными перед собой.

— Проанализируйте, что получилось.

Учащимся надо дать время подумать, сосредоточиться и углу­биться в самоанализ.

— Можете ли вы назвать себя гуманным?

— Что мешает совершенствоваться в этом направлении?

— Сосредоточимся на этом.

Учащиеся (по желанию) называют, что им мешает, а педагог записыва­ет на доске их формулировки. Получается своеобразное исследование, коллективный самоанализ, который выявляет типичные черты.

— У нас получилось, что мешает проявлению гуманности эгоизм, лень, невнимательность, непонимание состояния другого человека, его личнос­ти, поверхностный взгляд на ситуацию или человека, отсутствие состра­дания, равнодушие, легкомыслие, гнев, стереотип поведения.

Если список будет кратким, то учитель сам добавляет те или иные определения.

— Посмотрите внимательно, как много мешает проявлению гуманнос­ти. О чем это вам говорит?

— Да, конечно, о нравственном несовершенстве. Следовательно, про­явление гуманности — дело нелегкое. Как же быть?

— Здесь также требуется нравственное усилие, в основе которого лежит внимание к человеку. В свое время мы касались этой проблемы. Согласны ли вы сделать такое усилие?

— При каких обстоятельствах?

— Посмотрите на записи на доске. Выпишите те из них, по поводу которых вы способны на усилия.

— Много осталось?

— Есть над чем подумать?



Вспомним слова Л. Н. Толстого: «Люди портят свою жизнь не столько тем, что не делают того, что должно делать, сколько тем, что делают то, чего не должно делать. И потому главное усилие, которое должен делать над собой человек для доброй жизни, это — то, чтобы не делать того, чего не должно.»

— Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой употребляет здесь понятия

«должно» и «не должно»?

— Проблема долженствования — этическая проблема. Она рассматри­вается мыслителями на всех этапах истории этики. Человек всегда мучил­ся над проблемой, что же должно и что не должно. Отсюда такие понятия как обязанность, ответственность.

Как бы вы ответили, имея в виду себя:

обязан... что?

ответствен... за что?

— Обратимся опять к Л. Н. Толстому: «Есть одно самое важное дело для всех людей. Дело это в том, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо — значит не столько делать то хорошее, что мы можем делать, сколько не делать того дурного, которое можем не делать. Главное — не делать дурно­го».

— Вот в этом и есть и «должное», и «обязательное». А вы как думаете?

— Тогда, может быть, проявлять гуманность к человеку, быть гуман­ным — это и есть не делать дурного?



— И нравственное усилие наше должно быть направлено на это?

— Когда это становится ясно человеку, у него появляется критерий оценки собственных поступков и критерий, предостерегающий его от без­нравственных поступков, — «не делай дурного».

— Теперь вернитесь к своим записям. Что вы можете пересмотреть в способности сделать усилие?

— Пусть этот критерий гуманности помогает вам в мыслях, поступках и намерениях. А для этого, как говорит Л. Н. Толстой: «Вспомни каждый, хотя бы и молодой человек, свою жизнь. И если ты пожалеешь один раз о том, что ты не сделал того, что было должно и что было бы хорошо, то ты сотни раз пожалеешь о том, что ты сделал то, что было нехорошо и чего не должно было делать».

 


Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 6; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты