Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РАЗВИТИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. § 1. Древность социализма




§ 1. Древность социализма. Социальная борьба, вызванная неравенством состояний, восходит к первым векам исто-

1 Леон Буржуа — французским правовед, в период с 1888 по 1889 г.г. замещал государстиспиого секретаря в

Министерстве иностpанных дел. Основные его труды: «Солидарность», «Обучение демократии», «Философия

солидарности», «Демократия прав».

2 Труды «Психологические законы эволюции народов» (СПб. 1916).

рии. Доктрины коллективизма у греков. Каким образом социализм лишил греков независимости. Социализм у римлян и

евреев. Христианство первых веков представляет собой время торжества социализма. Каким образом оно должно было

вскоре отказаться от своих доктрин. Иллюзии социалистов в середине XIX века.

§ 2. Причины развития социализма в настоящее время. Чрезмерная чувствительность в настоящее время. Потрясения

и неустойчивость современного общества, вызванные успехами промышленности. Потребности растут быстрее, чем

средства для их удовлетворения. Притязания современной молодежи. Помыслы университетской молодежи. Роль финан-

систов. Пессимизм мыслителей. Состояние современного общества сравнительно с прежним.

§ 3. Применение процентных соотношений при оценке общественных явлений. Необходимо точно установить соот-

ношение между элементами полезными и вредными, входящими в состав общества. Несостоятельность приема средних

величин. В социальных явлениях процентные соотношения имеют большее значение, чем средние выводы.

§ 1. ДРЕВНОСТЬ СОЦИАЛИЗМА

Социализм появился не сегодня. По излюбленному выражению историков древности, можно сказать, что начало

появления социализма теряется в глубине веков. Он имел целью уничтожить неравенство общественных положе-

ний, которое как в древнем, так и современном мире представляет собой один и тот же закон. Если всемогущее

божество не пересоздаст природу человека, то это неравенство, вне всякого сомнения, будет _____существовать, пока су-

ществует наша планета. Борьба богатого с бедным, надо полагать, будет продолжаться вечно.

Не восходя к первобытному коммунизму — этой низшей форме развития, с которой начинали все общества, мы

можем сказать, что в древности уже были испытаны разные формы социализма, которые предлагаются и ныне.

Особенно греки пытались их осуществлять. и от этих-то опасных попыток погибла Греция. Доктрины коллективиз-

ма изложены уже в «Республике» Платона. Аристотель их оспаривал, и, как сказал Гиро, резюмируя их сочинения:

«все современные доктрины, от христианского социализма до самого крайнего коллективизма, находят там свое

выражение»1. Не раз эти доктрины применялись и на деле. Политические перевороты в Греции были вместе с тем и

социальными, т. е. имевшими целью изменить социальный строй и именно уравнять общественные положения

разорением богатых и подавлением аристократии. Им это удавалось несколько раз, но всегда ненадолго. В конце

концов Греция пала и утратила свою независимость. Социалисты того времени так же, как и теперь, расходились в

своих положениях; единодушие их проявлялось только относительно разрушения существующего порядка. Рим

положил конец этим вечным несогласиям, низведя Грецию до рабства и заставив продавать ее граждан в неволю.

Сами римляне не избежали покушений социалистов и принуждены были испытать аграрный социализм Грак-

хов. Он ограничивал каждого гражданина определенной площадью земли, распределял остатки земли между бед-

ными и обязывал государство кормить нуждающихся. Все это привело к борьбе, создавшей Мария, Суллу, междо-

усобные войны и, наконец, падение республики и владычество империи.

Евреи также знакомы с притязаниями социалистов. Проклятия со стороны еврейских пророков — этих настоя-

щих анархистов той эпохи — направлены преимущественно против богатства. Сам Иисус Христос вступался осо-

бенно за права бедных и осуждал богатых. Только бедному предназначено царствие небесное, а богатому труднее в

него войти, чем _____верблюду пройти сквозь игольное ушко.

В течение двух-трех первых веков нашей эры христианская религия представляла собой социализм обездолен-

ных, бедных и недовольных и, подобно современному социализму, постоянно боролась с установившимися учреж-

дениями. Борьба эта окончилась торжеством христианского социализма, я это, можно сказать, — первый случай

такого прочного успеха социалистических идей.

Но, несмотря на ту, в высшей степени выгодную для достижения успеха, особенность христианской веры, что

обещаемое ею блаженство в загробной жизни не может быть проверено смертными, христианский социализм мог

удержаться, только отрекшись, вслед за своей победой, от своих принципов. Он был вынужден искать поддержку у

богатых и сильных, защищать богатство и собственность, т. е. то, что прежде отвергал. Как все революционеры,

добившиеся торжества своих идей, христиане сделались консерваторами, и общественные идеалы католического

Рима мало чем отличались от идеалов Рима императорского. Бедные должны были по-прежнему покоряться своей

судьбе, работать и повиноваться в надежде на небесные блага, если будут благоразумны, и бояться дьявола и ада,

если будут неудобны для своих повелителей.

Какая чудесная история — эта двадцативековая мечта! Когда наши потомки освободятся от наследственных пут

мысли, они получат возможность изучить эту мечту с чисто психологической точки зрения и будут непрестанно

восхищаться громадной силой этого создания фантазии, на которое еще и теперь опирается наша цивилизация. Как

бледны самые блестящие философские обобщения перед зарождением и развитием этого верования, столь просто-

душного с точки зрения разума и все же столь могущественного! Упорное господство этого верования ясно показы-

вает, до какой степени мечта, а не действительность руководит человечеством. Основатели религий создавали толь-

ко надежды, и, тем не менее, создания эта сохранялись всего дольше. Какие обещания социалистов могут сравнять-

ся с раем Иисуса или Магомета? Как сравнительно ничтожны обещаемые социалистами земные блага!2

1 В книге «Propriété fonciиre des Grecs» («Земельная собственность у греков»).

2 В издании С. Будаевского имеются следующее примечание переводчика: «В изложенной характеристике

Наши предки применяли теории социалистов во время нашей революции1, и если ученые продолжают спорить,

была ли эта революция социалистической, то это происходит или от того, что под словом «социализм» нередко

подразумевают разные понятия, или от неумения вникнуть достаточно глубоко в сущность вещей2. Цель социали-

стов во все времена совершенно ясна: отнять имущество у богатых в пользу бедных. Эта цель никогда не достига-

лась столь удачно, как вожаками французской революции. Правда, они объявили, что собственность священна и

неприкосновенна, но сделали это только после того, как предварительно ограбили дворян и духовенство и таким

образом заменили одно социальное неравенство другим. Никто, я полагаю, не сомневается, что если бы современ-

ным социалистам удалось революционным путем разорить буржуазию, то образовавшийся при этом новый класс не

замедлил бы преобразиться в ярых консерваторов, которые заявили бы, что впредь собственность будет священна и

неприкосновенна. Такие заявления, впрочем, совершенно излишни, когда они исходят от власть имущих, и еще

более бесполезны, когда исходят от слабых. В классовой борьбе права и принципы не имеют никакого значения.

И если история так повторяется всегда, то это происходит от того, что она зависит от природы человека, не изме-

нившейся еще в течение веков. Человечество успело значительно состариться, но, несмотря на это, продолжает увле-

каться одними и теми же мечтами и повторять одни и те же опыты, не черпая из них никакого поучения. Перечи-

тайте полные энтузиазма и надежд речи наших социалистов сороковых годов, ретивых сподвижников революции

1848 г. По их мнению, наступила новая эра, и благодаря им мир должен измениться. Благодаря им страна скоро

потонула в деспотизме и несколько лет спустя чуть не погибла от разорительной войны и вторжения врага. Едва

полвека прошло после этой фазы социализма, и мы, забыв тяжелый урок, расположены вновь повторить тот же

цикл.

§ 2. ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Итак, мы только повторяем теперь жалобы, которые в течение веков раздавались со стороны наших отцов, и если

наши жалобы стали громче раздаваться, то это только потому, что прогресс цивилизации сделал нас более чувстви-

тельными. Условия нашего существования значительно улучшились сравнительно с прежними, а между тем, они

все менее и менее нас удовлетворяют. Лишенный своих верований, не имея ничего впереди, кроме сурового долга и

невеселой взаимной поруки, тревожась от волнений и общей неустойчивости, причиняемых изменениями в про-

мышленности, наблюдая поочередное разрушение общественных организаций, грозящее исчезновением семьи и

собственности, современный человек жадно привязывается к настоящему; в нем только он может понять и признать

действительность. Интересуясь только собой, он хочет во что бы то ни стало пользоваться этим настоящим, чувст-

вуя, что оно скоропреходяще. Взамен исчезнувших иллюзий человеку стало необходимо благосостояние и, следо-

вательно, богатство. Они ему тем более необходимы, что наука и промышленность создали множество предметов

роскоши, которые прежде не были известны, а теперь сделались необходимостью. Жажда к богатству все более и

более распространяется одновременно с возрастанием числа жаждущих.

Потребности современного человека очень увеличились и возрастают значительно быстрее, чем средства для их

удовлетворения. Статистика показывает, что никогда не было так развито благосостояние, как теперь, но она пока-

зывает также, что никогда потребности не были так настоятельны, как в настоящее время. При изменении же частей

уравнения, равенство между ними сохраняется лишь тогда, когда они возрастают или убывают на равные величины.

Соотношение между потребностями и средствами их удовлетворения представляет собой уравнение благополучия.

Как бы ни были малы части этого уравнения, но если равенство между частями сохранено, человек доволен своим

положением. Он остается доволен и тогда, когда в случае уменьшения средств он может уменьшить и свои потреб-

ности, т. е. восстановить равенство между частями уравнения. Такое решение задачи давно осуществлено восточ-

ными народами, и потому мы видим их всегда довольными своею судьбой. Но в современной Европе потребности

переросли средства для удовлетворения их в огромной степени, части уравнения стали очень различаться, и боль-

христианского социализма автор не касается вовсе самых существенных сторон христианского учения, резко

отличающих его от всех других социалистических теорий и тем не допускающих даже сопоставления с ними

божественного учения Христа. Учение это устраняет всякое насилие, исповедует бескорыстную, доходящую до

самопожертвования любовь к ближнему и изощрение в духовной чистоте в ущерб плоти.

Социалистические же теории не устраняют, якобы ввиду справедливости, насилия и почти исключительно

заботятся только о материальных условиях жизни. Верующие полагают, что это различие и есть главная причниа

столь широкого распространсния и прочного укоренения христианского учения, которое благодаря только cвоей

Божественной Силе просуществовало две тысячи лет и будет существовать впредь».

1 Т. е. во время Великой французской революции 1789–1793 г.г.

2 Это и случилось с А. Лихтенбергером и его книге «Социализм и французская революция». Крайняя недоста-

точность его метода исторической критики приводят его иногда к заключениям, вызывающим улыбку. Сущность

критики состоит не и компилировании текстов, а в раскрытии идеи, скрытых и этих текстах. Так как эволюция

слов совершается гораздо медленнее, чем эволюция мысли, то одни и те же слова на протяжении одного века

соответствуют весьма различным понятиям.

Андре Лихтенбергер — французский ученый, писатель, адъютант-директор Музея социальных наук. Главный ре-

дактор журнала «Мнение».

шинство цивилизованных людей проклинает свою судьбу. Сверху донизу в обществе одно и то же недовольство,

так как и вверху и внизу потребности пропорционально чрезмерно велики. Каждый, следуя общему неудержимому

течению, стремится к богатству и мечтает разбить встречаемые препятствия, На почве самого мрачного равнодушия

к общим интересам и доктринам личный эгоизм превзошел всякий предел. Богатство сделалось целью, преследуе-

мой всеми, и из-за нее забывается все остальное. Такие стремления, разумеется, в истории не новы, но прежде они

проявлялись не в такой общей и исключительной форме, как теперь. Токвиль сказал: «Людям XVIII века была чуж-

да такого рода страсть к благосостоянию — этой матери рабства. Высшие классы занимались гораздо больше укра-

шением жизни, чем удобством, и стремились более к славе, чем к богатству».

Эта всеобщая погоня за богатством повела к общему понижению нравственности и ко всем его последствиям.

Наиболее ярко выразилось это понижение в уменьшении престижа буржуазии в глазах низших общественных сло-

ев. Буржуазия постарела за один век настолько, насколько аристократия — за тысячелетие. Буржуазия вырождается

ранее, чем в третьем поколении, и освежается лишь постоянным приливом элементов низшей среды. Буржуазное

общество может завещать своим детям богатство, но как оно передаст потомству случайные качества, которые

только веками могут быть упрочены в потомстве? Крупные состояния сменили собой наследственный гений, на-

следственные дарования, но эти состояния слишком часто переходят к жалким потомкам.

И вот, быть может, наглое тщеславие крупных богачей и манера их тратить свои средства более всего способст-

вовали развитию социалистических идей. Справедливо заметил Фаге1: «Страдают в действительности только при

виде чужого счастья; несчастие бедных в этом и состоит». Социалисты отлично понимают, что они не могут сделать

всех одинаково богатыми, но надеются, по крайней мере, сделать всех одинаково бедными.

Зажиточная молодежь тоже не представляет собой ничего назидательного для народных масс. Она все более и бо-

лее потрясает нравственные традиции, которые одни только и могут дать устойчивость обществу. Идеи долга, патрио-

тизма и чести молодежь слишком часто считает ненужными предубеждениями, смешными стеснениями. Воспитанная

в обожании только удач в жизни, она проявляет самые хищные аппетиты и вожделения. Когда спекуляция, интрига,

богатый брак или наследство предоставляют молодежи большие состояния, она их расточает на самые низменные

наслаждения.

И университетская молодежь не представляет собой более утешительного зрелища. Она — печальный продукт

классического образования. Пропитанная латинским рационализмом, получившая только теоретическое книжное

образование, она не способна понимать что-либо в действительной жизни и не может разобраться в условиях, под-

держивающих существование обществ. Идея об отечестве, без которой никакой народ не может быть долговечным,

по их мнению, как сказал один очень известный академик, присуща только «глупым шовинистам, совершенно ли-

шенным способности к философскому мышлению».

Эти злоупотребления богатством и возрастающий упадок нравственности в буржуазном обществе дали веское

оправдание едким нападкам современных социалистов на неравномерность распределения богатств. Им было

слишком легко показать, что часто большие состояния образовались посредством громадного хищничества за счет

скудных средств тысяч бедняков. Как назвать иначе все эти финансовые операции крупных банковых учреждений

по устройству заграничных займов? Эти учреждения нередко отлично знают ненадежность заемщика и совершенно

уверены, что их слишком доверчивые клиенты будут разорены, но, тем не менее, без всякого колебания устраивают

заем, чтобы не потерять комиссионный гонорар, доходивший иногда до очень крупного размера, как, например, при

займе Гондураса2 этот гонорар превышал 50% полной суммы займа. Бедняк, решающийся под влиянием голода на

воровство, разве не менее виновен, чем эти грабители-хищники3. Что сказать о спекуляции молодого американца-

миллиардера, который в момент испано-американской войны скупил почти на всех рынках мира зерновой хлеб и

стал продавать его по завышенным ценам только тогда, когда начался им же вызванный голод? Эта спекуляция

произвела кризис в Европе, голод и возмущения в Италии и Испании и была причиной голодной смерти большого

числа бедняков. Не правы ли после этого социалисты, сравнивающие этих спекулянтов с простыми разбойниками,

достойными виселицы?

Вот здесь-то мы и наталкиваемся на одну из труднейших задач нашего времени, для разрешения которой социа-

листы предлагают лишь ребяческие средства. Задача такая: избавить общество от страшного и все возрастающего

могущества крупных финансистов. Подкупая прессу, закупая политических деятелей, эти дельцы все более и более

1 Август-Эмиль Фаге — профессор литературы, член французской Академии наук. Редактор журналов

«Jowrnal les Debats», «la Revue» и других.

2 Известны два таких заема. Особенно скандальным был заем 1867–1870 г.г., заключенный для постройки

железной дороги. Тогда была проведена только маленькая ветка, деньги разошлись по карманам чиновников, а

долг с возросшими процентами более полувека обременял бюджет Гондураса. Второй заем был получен в 1884

г. в обмен на железнодорожные концессии и земли для банановых плантаций.

3 Благодаря своим капиталам директора американских трестов могут делать и не такие банковские операции.

Есть сведения об одной из них, проведенной Рокфеллером, директором «Standart oil Trust», который произвел

панику на американской бирже и тем заставил значительно понизиться в курсе большинство процентных бумаг.

Скупив их затем и дождавшись понижения курса, он приобрел 2 миллиарда франков, если верить вычислению

Дорбиньи, приведенному в «Revue des Revues». Синдикат нефтепромышленности принес ему за этот год доход

около 100 миллионов франков.

завоевывают положение единственных хозяев в странен составляют как бы правительство, особенно опасное тем,

что оно одновременно и всемогущей тайно. «Это зарождающееся правительство, — по словам Фаге, — не имеет

никаких идеалов, ни нравственных, ни умственных. Оно не злое и недоброе. Оно считает людей стадом, которое

нужно держать за работой, кормить, не допускать до драки и стричь... Оно относится безразлично ко всякому умст-

венному, художественному и нравственному прогрессу. Оно международно, не имеет родины и стремится, впрочем,

не беспокоясь о том, истребить в мире идею об отечестве».

Трудно предвидеть, каким образом современные общества могут избегнуть этой страшной грозящей им тира-

нии. Американцы, которым, по-видимому, предстоит первым сделаться жертвой этой тирании, уже предупрежда-

ются наиболее выдающимися своими представителями о предстоящих кровавых переворотах. Но если легко вос-

стать против деспота, то какое же может быть восстание против власти скрытой и безымянной? Как добраться до

богатств, искусно разбросанных по всему свету? Вне всякого сомнения, трудно будет долго терпеть без возмуще-

ния, чтобы один человек мог для собственного обогащения вызвать голодовку или разорение тысяч людей с боль-

шей легкостью, чем, например, Людовик XIV объявлял войну.

Нравственное падение высших слоев общества, неравномерное и часто очень несправедливое распределение де-

нег, опасные злоупотребления богатством, усиливающееся раздражение народных масс, все большая и большая

потребность в наслаждениях, утрата прежнего авторитета власти и исчезновение старых верований — во всех этих

обстоятельствах много причин к недовольству, объясняющих быстрое распространение социализма.

Наилучшие умы страдают недугом не менее глубоким, хотя недуг этот и другого рода. Он не всегда превращает

их в сторонников новых доктрин, но он мешает им деятельнее защищать современный социальный строй. Посте-

пенный распад всех верований и опиравшихся на них учреждений; полное бессилие науки пролить свет на окру-

жающие нас тайны, сгущающиеся по мере того, как мы хотим в них проникнуть; ясные доказательства того, что _____все

наши философские системы — беспомощный и пустой вздор; повсеместное торжество грубой силы и вызываемое

им уныние имели результатом то, что избранные умы впали в мрачный пессимизм.

Пессимистическое настроение современных людей — неоспоримо; можно составить целый том из фраз, выра-

жающих это настроение у наших писателей. Нижеприведенных выдержек будет достаточно, чтобы показать общую

неурядицу в умах:

«Что касается картины страданий человечества, — говорит выдающийся современный философ Ренувье, — то,

не говоря о бедствиях, зависящих от общих законов животного царства, изображение, сделанное Шoпенгауэром,

окажется скорее слабым, чем преувеличенным, если подумаем, какие социальные явления характеризуют нашу

эпоху: борьба между национальностями и общественными классами, всеобщее распространение милитаризма, воз-

растающая нищета наряду с накоплением богатств, изощрение в наслаждениях жизнью, увеличение числа преступ-

лений, как наследственных, так и профессиональных, самоубийства, ухудшение семейных нравов, утрата веры в

непостижимое, заменяемое все более и более бесплодным материалистическим культом мертвых. Вся эта совокуп-

ность признаков видимого возвращения цивилизации к варварству и неизбежное содействие этому возвращению

соприкосновения европейцев и американцев с неподвижным или даже опустившимся населением старого света —

не сказывались еще в то время, когда Шопенгауэр стал призывать к пессимистическому миросозерцанию».

«Более сильные без зазрения совести попирают права более слабых, — пишет другой философ, Буаллей, — аме-

риканцы истребляют краснокожих, англичане притесняют индусов. Под предлогом распространения цивилизации

европейцы разделяют между собой Африку, а в действительности цель другая — создать новые рынки. Ожесточен-

ное соперничество между государствами приняло необычайные размеры. Тройственный союз грозит нам из боязни

и алчности. Россия ищет нашей дружбы из-за своих интересов».

Ненависть и зависть в низших слоях, безучастие_____, крайний эгоизм и исключительный культ богатства в правящих

слоях, пессимизм мыслителей — таковы современные настроения. Общество должно быть очень твердым, чтобы

противостоять таким причинам разложения. Сомнительно, чтобы оно могло им долго сопротивляться.

Некоторые философы находят утешение в этом состоянии общего недовольства, утверждая, что оно есть залог

прогресса и что народы, слишком довольные своей судьбой, например, восточные, более не прогрессируют. «Нера-

венство богатств, — говорит Уэллс, — кажется величайшим злом в обществе, но как бы ни было велико это зло,

уравнение богатств привело бы еще к худшему. Если каждый будет доволен своим положением и не будет видеть

возможности улучшить его, то человечество впадет в состояние оцепенения, а в силу своей природы оно не может

оставаться неподвижным. Недовольство каждого своим личным положением есть могущественный двигатель всего

прогресса человечества».

Как ни судить об этих чаяниях и обвинениях, которые легко возводить против существующего порядка вещей,

надо признать, что все социальные несправедливости неизбежны уже потому, что в разной степени они существо-

вали всегда. Они — роковое следствие самой природы человека, и никакой опыт не дает повода заключить, что

изменением учреждений и заменой одного класса другим можно было бы уничтожить или даже смягчить неспра-

ведливости, на которые мы так сетуем. В армии добродетельных людей насчитывалось всегда очень мало рядовых,

еще гораздо меньше офицеров, и не найдено еще средства увеличить это число. Следовательно, нужно примириться

с необходимостью общественных несправедливостей, столь же естественных, как и несправедливости в природе,

каковы угнетающие нас старость и смерть, на которые бесполезно сетовать. В общем, если мы сильнее, чем прежде,

чувствуем выпадающие на нашу долю бедствия, то кажется, однако, вполне верным, что в действительности они

никогда не были менее тягостными. Не говоря уже о первобытных временах, когда человек, скрываясь в пещерах, с

трудом оспаривал у зверей свою скудную пищу и очень часто сам служил им добычей, вспомним, что наши отцы

переживали рабство, нашествия, голод, войны всякого рода, смертоносные эпидемии, инквизицию, террор и много

еще других бедствий. Не забудем, что благодаря прогрессу науки и техники, увеличению платы за труд и дешевизне

предметов роскоши, самый скромный человек живет в настоящее время с большими удобствами, чем в старину

феодальные владетели в своих замках, находившиеся всегда под угрозой ограбления и смерти от своих соседей.

Благодаря пару, электричеству и всем новейшим открытиям, последний крестьянин пользуется теперь множеством

удобств, каких не знал при всей пышности своего двора Людовик XIV.

§ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СООТНОШЕНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ

Для правильного суждения о данной общественной среде недостаточно принимать во внимание только дурные

условия, которые нам неприятны, или несправедливости, которые нас смущают. Каждое общество имеет в некото-

ром соотношении между собой хорошее и дурное, некоторое число людей добродетельных и негодяев, людей гени-

альных и людей посредственного ума и глупцов. Чтобы сравнивать общества между собой в данное время или в

течение многих веков, следует рассматривать составляющие их элементы не в отдельности, а численное соотноше-

ние между ними. Нужно оставлять без внимания бросающиеся в глаза отдельные частные случаи, крайне обманчи-

вые, а также статистические средние выводы, которые еще более вводят в заблуждение. Общественные явления

управляются процентными соотношениями, а не частными случаями и средними выводами.

Большинство ошибочных суждений и происходящих от них торопливых обобщений есть результат недостаточ-

ного знания процентных соотношений между наблюдаемыми данными. Обычная характерная наклонность мало-

развитых умов — обобщать частные случаи, не обращая внимания, в какой пропорции они имеют место. Например,

путешественник, подвергшийся нападению грабителей в лесу, будет утверждать, что этот лес всегда наполнен гра-

бителями, не осведомляясь о том, сколько вообще путешественников в течение скольких лет подвергалось там на-

падению до него.

Строгое применение приема процентных соотношений учит не доверять таким поверхностным обобщениям.

Суждения о каком-либо народе или обществе имеют цену лишь тогда, когда они относятся к достаточно большому

числу людей, позволяющему выводить процентные отношения между замеченными достоинствами или недостат-

ками. Только при таких данных и возможны обобщения. Если мы утверждаем, что данный народ отличается энер-

гией и инициативой, то это не значит, что среди него нет людей, совершенно лишенных этих качеств, но это значит

только, что процент людей, обладающих этими качествами, значителен. Если бы явилась возможность понятное, но

несколько неопределенное выражение «значителен» заменить цифровыми данными, то точность суждения много

выиграла бы, но при оценках такого рода, благодаря отсутствию достаточно чувствительных реактивов, приходится

довольствоваться лишь приближениями. Эти реактивы хотя и имеются, но требуют в высшей мере осторожного с

ними обращения.

Определение процентных соотношений имеет первостепенное значение. Приложив его к антропологическим ис-

следованиям, мне удалось показать глубокие различия в строении мозга у разных рас, которые не могли быть открыты

при сравнении средних данных1. До этого, сравнивая средние объемы черепов разных рас, обнаруживали разности

весьма незначительные, и на основании этого большинство анатомов предполагало, что объем мозга у разных рас поч-

ти один и тот же. Посредством особых кривых, выражающих вполне точно в процентах разные объемы черепов, я мог,

измерив значительное число черепов, доказать неопровержимо, что, наоборот, эти объемы для разных рас различаются

в огромной степени, и что высшие расы ясно отличаются от низших тем, что первые имеют некоторое число крупных

объемов мозга, которых нет у вторых. Благодаря небольшому безусловному числу крупных объемов, они не оказывают

влияния на величину среднего объема мозга данной расы. Это анатомическое исследование подтвердило, впрочем, тот

психологический факт, что умственный уровень какого-либо народа характеризуется большим или меньшим числом

принадлежащих ему выдающихся умов.

При изучении общественных явлений приемы исследования еще слишком несовершенны, чтобы можно было

прилагать методы точной оценки, позволяющие выразить эти явления геометрически, в виде кривых. Не имея воз-

можности охватить все стороны вопроса, мы должны, однако, всегда помнить, что эти стороны многообразны, и

многих из них мы даже не подозреваем или не понимаем, а между тем эти-то наименее заметные элементы часто

являются самыми важными данными в вопросе. Чтобы при исследовании сложных явлений, какими всегда бывают

явления социальные, получить менее ошибочные выводы, необходимо непрерывно рядом проверок и последова-

тельных приближений делать поправки, стараясь совершенно отрешиться от наших личных интересов и симпатий.

Надо долго устанавливать факты, прежде чем заключать, и очень часто только и довольствоваться этим установле-

нием. Не таких принципов до настоящего времени придерживались специалисты по социальным вопросам, и несо-

мненно поэтому труды их имели столь же слабое, сколь и мимолетное влияние.

1 Gustave Le Воn. Recherches anatomiques et mathematiques sur les lois des variations du volume du crвne (Г. Ле-

бон. Анатомические и математические исследования законов изменения обьема черепа). Эта работа Лебона на

русском языке не издавалась.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты