КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика белорусизации и ее результаты. Развитие культуры БССР в 1920-1930 гг.Белорусизация как государственная политика 20-х гг. прошла три этапа: 1) складывание предпосылок (1921 — начало 1924 г.); 2) реальное осуществление (1924—1928); 3) свертывание (искажение) (с 1929 г.). Причинами свертывания явились возврат к идеологии всемирной революции (СССР — "осажденная крепость"), отказ от новой экономической политики, унификация и централизация государственного управления и культурного развития в СССР. В развитии белорусского просвещения и науки 1921 — 1928 гг. прослеживаются два этапа: первый (1921 —1924) — время поиска форм и путей развития образования и науки; второй (1925—1928) — время, когда образование по сути было действительно белорусским, когда проявлялись основные направления научных исследований в Беларуси. Эти процессы начались с открытия в Минске двух заведений: Белорусского государственного университета (1921) и Института белорусской культуры (Инбелкульта, 1922). 1 ноября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета — общественных наук и медицинском. Первым ректором БГУ стал известный историк-славист В.И.Пичета. В 1925 — 1926 гг. кроме БГУ в БССР работали три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Кроме того, в республике насчитывалось 23 техникума, 20 профтехшкол и 20 других специальных учебных заведений. Становление белорусской науки в 20-е гг. происходило не только в высших учебных, но и в научно-исследовательских учреждениях. Среди них необходимо отметить Институт белорусской культуры (Инбелкульт), сформировавшийся на основе Научно-терминологической комиссии, созданный в феврале 1921 г. с целью разработки белорусской терминологии во всех отраслях знаний. В организации и работе Инбелкульта приняли участие Е.Карский, И.Луцевич (Я.Купала), К.Мицкевич (Я.Колас), И.Лесик, С.Плавник (З.Бедуля) и др. В 20-е гг. в республику приехали известные ученые И.Замотан, Н.Никольский, 6.Перцев, Н.Щекотихин и др. Неизменным секретарем Инбелкульта в 1926—1928 гг. являлся известный общественный и научный деятель В.Ластовский. Начав свою деятельность с исследований в области гуманитарных наук, Инбелкульт постепенно разрабатывал и Другие научные направления. Уже с 1924 г. в его составе появляются научные подразделения естествоведческого профиля: географическая, медицинская и агрономическая секции. По сути, именно в 20-е гг. проявляют свои национальные черты и получают государственную поддержку драматургия, театр и кино. Продолжая традиции И.Буйницкого, в августе 1920 г. дебютировал белорусский передвижной театр под руководством В.Голубка (до 1926 г. назывался "Группа Голубка"). Большинство постановок, осуществленных театром в 1921 — 1928 гг., написано также В.Голубком (наиболее популярная в это время пьеса "Ганка" ставилась около 800 раз). Под руководством талантливого режиссера Е.Мирови-ча с 1921 по 1931 г. происходило становление Белорусского государственного театра (с 1926 г. — БГТ-1). Создателями нового белорусского театра в Витебске, получившего название БГТ-2, стали учащиеся Белорусской драматической студии в Москве, организованной в ноябре 1920 г. для подготовки национальных кадров актеров. Репертуар театра формировался преимущественно в Москве и не всегда радовал зрителя национальной тематикой. И все же именно здесь стали известными актерами А.Ильинский, П.Молчанов, С.Станюта и многие другие. Создание национального театра способствовало расцвету белорусской драматургии. Известные пьесы 20-х гг. ("На Купалье" М.Чарота, "Кузнец-воевода" Е.Мировичаи Др.) построены на фольклорном материале. Сложная общественно-политическая ситуация и попытки анализа явления национального нигилизма нашла свое отражение в известной сейчас пьесе Я.Купалы "Тутэйшыя" (поставленная в БГТ пьеса сразу же была запрещена).
|