Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Для заочной формы обучения, 7 семестр




№ п/п Раздел Дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Литература 40-60-х, период оттепели.     Проектная работа, тест
2. Литература послеоттепельного периода.     тест
3. Эстетика постмодернизма     тест
4.      

Содержание дисциплины, структурированное по разделам

Содержание лекционных занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
3 семестр
Литературное движение 1790-1820-х гг. Литературное движение 1790-1820-х гг. Н.М.Карамзин в истории русской литературы. Литературные объединения 1800-1810гг : Вольное общество любителей наук и художеств, Дружеское литературное общество, Беседа любителей русского слова, Арзамас. Поэзия К.Н. Батюшкова. Проблема метода. Первый период творчества. Анакреонтика. Традиции «легкой поэзии». Второй период творчества. Исторические элегии. «Фурмановские» элегии. Образ поэта и тема творчества. Сборник «Опыты в стихах и в прозе».
Русский романтизм Русский романтизм. Литературное движение 1810-1820 гг. Арзамас. Зеленая лампа, Общество любомудров. Философско-эстетические истоки русского романтизма, концепция личности, искусства, истории. Этапы развития, жанровая система русского романтизма.
Творчество В.А. Жуковского.Элегии и баллады.1802-1821гг. Жуковский-переводчик. Сборник «Для немногих»1818г, Сборник «Баллады и повести в стихах»1831. Лироэпос и драматургия. Эстетика В.А. Жуковского. Обращение к христианской духовной литературе. Перевод «Нового Завета». Судьба наследия В.А.Жуковского в русской культуре.
Гражданский романтизм декабристов. Истоки. Просветительские традиции и новаторство. Эстетическая программа: понимание назначения литературы, концепция творчества, художественный историзм, отношение к народной поэзии. Декабристские журналы «Полярная звезда», «Мнемозина». Ведущие авторы, концептуальные статьи и обзоры, программные публикации. Этапы развития декабристской литературы. Основные мотивы и жанровые формы гражданской лирики, (К.Ф.Рылеев), философская поэзия (В.К. Кюхельбекер), элегический модус декабристского романтизма (А.И. Одоевский). Исторические герои, сюжеты, жанры. Романтические повести А.А .Бестужева (герои, сюжеты, романтический стиль, жанровая поэтика.).
Реализм Русский реализм и его истоки. Творчество И. А. Крылова. Реализм басен И. А. Крылова. Драматургия А. С. Грибоедова и русский театр начала XIX века.Русская драматургия и театральная эстетика начала XIX века. Трагедии В.Озерова. Комедии А.Шаховского. Традиции просветительского театра. Роль французской театральной эстетики. Ранняя драматургия А. С. Грибоедова. Герой-современник и конфликт в комедии «Горе от ума». Система персонажей. Тема ума в комедии. Особенности жанровой поэтики. Язык комедии. Оценки современников (декабристы, А.С.Пушкин, П.А.Катенин). Театральная судьба пьесы. Ведущие постановки XIX-XX вв.
Творчество А. С. Пушкина А. С. Пушкин в литературном движении 1810-20-х гг. Лицейское творчество А.С. Пушкина. Круг чтения и литературных интересов. Периодизация (181-1814, 1814-1817). Программные произведения.Основные мотивы. Жанры. Традиции. Пушкин и Жуковский. Лирика 1817-20гг. Гражданские мотивы. Элегии. Эпиграммы. Поэма «Руслан и Людмила» как образец раннего романтического лироэпоса. Автор и особенности повествования. Герои. Эпический сюжет и его разрушение. Спор о «Руслане и Людмиле» в русской критике.
Романтизм А. С. Пушкина. Истоки пушкинского романтизма. Литературный диалог Пушкина и Байрона. Мотивы свободы, войны, любви в лирике 1820-24 гг. Романтический герой. Символика образа моря. Оппозиция «Север-Юг». Романтический миф о музе. Античные мотивы и антологические формы. Ориентализм. Романтический лироэпос. Автор. Герои. Конфликт-отчуждение. Поэтика. «Цыганы» – последняя романтическая поэма А.С.Пушкина.
Михайловское творчество А. С. Пушкина и формирование реализма; Историческая трагедия «Борис Годунов». Пушкин и Карамзин. Проблематика трагедии и философско-исторические споры 1820-х гг. Образы царя Бориса и Самозванца. Конфликт. Драматургическая поэтика. Шекспировские традиции. Сценическая история трагедии «Борис Годунов». Михайловская лирика, романтические и реалистические тенденции. Тема поэта и поэзии. Романтический образ поэта в элегии «Андрей Шенье». Стихотворный диалог о поэзии и прозе. «Пророк» и библейская традиция. Любовная лирика. Черты русской картины мира в михайловской лирике. Лирический герой. Картины природы, образ родного уголка, фольклорная традиция в балладе «Жених».
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в литературном процессе XIX века. Творческая история и критика ( декабристы о первых главах романа, философская критика, оценка В. Г. Белинского). Проблема героя. Автор и герои. Стилистический мир романа. «Поэзия» и «проза» в романе. Композиция романа. Хронотоп. Поэтика сюжета. Сон Татьяны в художественной структуре романа. Жанровые модели в романе. Стих романа. «Онегин» в истории русского классического романа.
Болдинское творчество А.С. Пушкина и лирика последнего десятилетия. А.С. Пушкин и литературное движение 1830-х гг. Романтические и реалистические тенденции в литературном процессе. Особенности литературной позиции А. С. Пушкина. «Повести Белкина» как цикл. Сквозные мотивы. Герои. Повествование. Повесть «Станционный смотритель». Социальная проблематика. Герои. Поэтика сюжета. Роль евангельских мотивов. «Маленькие трагедии». Замысел и воплощение. Проблематика. Сквозные мотивы (смерть, любовь, творчество, вера).Герои. Социально-историческое, культурно-историческое и философско-этическое содержание конфликта. Драматургическая поэтика ( художественное пространство, время, особенности композиции, роль художественной детали). Лирика последнего десятилетия. Философские, религиозные, психологические, фольклорные мотивы. Тема поэта и поэзии
Исторические жанры в творчестве А.С. Пушкина. Истоки. Система жанров. Традиции. Петровская тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая поэма «Полтава». Традиции героической эпопеи и романа. Центральные герои. Батальная поэтика. Исторический роман «Капитанская дочка». История создания. Традиции В.Скотта. Автор и особенности романного повествования. Герои. Поэтика сюжета. Поэтика названия. Пушкинский историзм. Философская поэма «Медный всадник». Философско-историческая проблематика. Образ Петра. Мифопоэтика. Тема маленького человека. Образ Петербурга. Понятие «пушкинская традиция» в русской литературе.
Творчество М. Ю. Лермонтова Литературное движение 1830-х гг. Творчество М.Ю.Лермонтова.Смена стратегий развития литературы. Философские, философско-исторические, религиозные искания 1830-х гг. Романтизм и реализм. Журналы «Современник», «Отечественные записки». Появление массовой литературы. Творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы ранней романтической лирики: подвиг, избранничество, одиночество лирического героя, «поэзия мышления», любовные циклы, космологическая тема. Устойчивые символы поэзии. Лирика 1837-41.гг. Образ поколенья эпохи безвременья. Гражданский пафос в лирике. Мифопоэтика баллад.Любовная лирика. Образ поэта и мотивы творчества, прозрения, пророчеств. Авторский сборник 1840 г. Народно-поэтическая традиция. Ориентализм. Поэтический диалог с Байроном и Гете. Одиночество как сквозной мотив лирики. Философские темы в поэзии 1841 года
Лироэпос и драматургия М. Ю. Лермонтова. Развитие жанра романтической поэмы в 1830-е годы. Поэма и повесть в стихах. Ученические поэмы М.Ю.Лермонтова. Жанровая динамика, типология, поэтика лироэпоса М.Ю. Лермонтова. Поэмы-исповеди. Исторические поэмы. Кавказский лироэпос. Философская поэма «Демон». Творческая история. Проблематика. Образ Демона. Романтический конфликт и его особенности. Художественное пространство и время. Мифопоэтика. Эпилог. Драматургия М.Ю.Лермонтова. Шиллеровские традиции. Герой и конфликт в ранней драматургии. Драма «Маскарад». Философское и социальное содержание конфликта. Образ Арбенина. Мир игроков и маскарада.Театр Лермонтова.
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в литературном процессе XIX века. Ранняя проза. Очерк. Творческая история романа и споры о романе. Оценка В.Г. Белинского. Проблема героя времени в романе. Композиция. Роль Предисловий. Сюжеты странствий, поездки с подорожной, мотив находки рукописи. Жанровая поэтика фрагментов романа: кавказская повесть, романтическая новелла, светская повесть, философская новелла. Роман Особенности эпистолярной формы. Психологизм. «Герой нашего времени» в истории русского классического романа. Понятие «лермонтовская традиция « в русской литературе.
Творчество Н. В. Гоголя Русская повесть 1830-х гг. и творчество Н.В.Гоголя. Динамика русской прозы 1830-х гг. Ведущие тенденции развития реалистической и романтической литературы 1830-х гг. Авторы. Проблематика, типология, герои, поэтика программных произведений. Ранняя проза Н.В. Гоголя. Сборник романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Герои. Хронотоп. Поэтика сюжетов. Фольклоризм и романтическая фантастика. Мифопоэтика. Сборник «Миргород». Поэтика названия и природа художественного единства сборника. Сквозные мотивы пиршества и сражений. Герои. Поэтика сюжетов. Хронотоп. Формы авторского присутствия в тексте, особенности повествования.Сборник «Арабески». Состав. Философско-исторические идеи Н. В. Гоголя. Эстетические статьи. Тема творчества в повести «Портрет».
Драматургия Н. В. Гоголя. Ранняя драматургия Н. В. Гоголя. Истоки. Традиции. Одноактные комедии. Комедия «Игроки». Герои, особенности комедийной интриги. Комедия «Женитьба». Проблематика. Герой. Героиня. Особенности комедийного конфликта. Система персонажей. Поэтика комедии (ситуации сватовства, выбора, сценический язык персонажей, финал). Комедия «Ревизор». Проблематика. Образ «сборного города». Система персонажей. Особенности развития «миражной интриги». Городничий и Хлестаков. Мотив взятки. Поэтика »немой сцены». Театральная судьба пьесы.
Петербургские повести в творческой эволюции Н.В.Гоголя. Проблемы интерпретации. Литературный и биографический контекст издания первого собрания сочинений Н. В. Гоголя. Проблематика петербургских повестей. Образ Петербурга. Герои. Поэтика сюжетов. Фантастика. Гротеск. Повесть «Шинель». Проблематика. Герои. Поэтика сюжета. Особенности фантастики. Современные интерпретации повести «Шинель» «Гоголевская традиция» в русской литературе.
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Творческая история поэмы «Мертвые души». Прижизненная критика. Проблематика. Поэтика названия. Особенности сюжета. Хронотоп дороги. Система персонажей. Образ Чичикова. Особенности авторской позиции. Жанровые традиции эпопеи, плутовского романа. Проблематика второго тома.
Духовная проза Н. В. Гоголя. Идеологические споры конца 1830-40-х гг. Официальная доктрина своеобразия исторического пути России (самодержавие,православие,народность). Возникновение славянофильского течения в русской общественной мысли. Роль Оптиной пустыни в духовной атмосфере эпохи. Духовные искания Н.В. Гоголя и его окружение. Обращение к святоотеческому наследию. «Выбранные места из переписки с друзьями». История создания..Социальная, этическая, религиозная проблематика. Роль писателя в обществе. Назначение искусства. Особенности композиции. Традиции проповеди. Полемика вокруг духовного наследия Н.В.Гоголя. «Гоголевская традиция» в русской литературе.
     
  Литературный процесс 1840 – 1860-х гг. Принципы периодизации русской литературы второй трети XIX века. Новый этап развития реализма. Влияние на культурную атмосферу идей немецкой классической философии (Гегель) и французского социал-утопизма. Роль журналов («Отечественные записки», «Современник», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Москвитянин») в литературно-общественной борьбе. Спор «западников» и «славянофилов» о судьбах России.
  Феномен «натуральной школы» Время возникновения, ведущие представители, основные печатные органы. Проблема смысловой аморфности термина «натуральная школа». История становления и развития «Натуральной школы» в концепции В. Г. Белинского. Эстетика «натуральной школы». Альманах «Физиология Петербурга». Романы «натуральной школы» (А. И. Герцен «Кто виноват?», Ф. М. Достоевский «Бедные люди», И. А. Гончаров «Обыкновенная история»).
  Личность и творчество А. И. Герцена Особенности мировоззрения А. И. Герцена. Основные принципы западнической идеологии в трактовке А. И. Герцена. Ранние писательские опыты. Неадекватность жанровой формы романа «Кто виноват?» творческому мышлению А. И. Герцена. «Былое и думы» – книга итогов: проблема жанра, структурообразующая роль принципа историзма, соотношение документального и художественного начал, образ автора-повествователя.
  Романная трилогия И. А. Гончарова Писательская формула как ключ к прочтению романов: «Не три романа, а один». И. А. Гончаров – продолжатель реалистических традиций А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Развитие принципов «натуральной школы» в творчестве писателя. Типология романного конфликта, типология героев, функции «любовных сюжетов» в романах, смыслы романных финалов, возрастание роли символа в романной поэтике. Романтическое и практическое восприятие мира в жизненных концепциях героев «Обыкновенной истории». Проблема национального характера в романе «Обломов». Символические смыслы романа «Обрыв». Интерпретация творчества И. А. Гончарова в современном литературоведении. Образ Обломова в русской критике.
  Творчество И. С. Тургенева Периодизация творчества И. С. Тургенева. Основные характеристики художественного мира писателя. Тургенев и «натуральная школа», взаимоотношения с В. Г. Белинским. Гоголевская традиция в книге очерков «Записки охотника». Формирование романной концепции в повестях 1850-х гг. Типология романов Тургенева, проблема «тургеневского романного сюжета», типология романных героев, особенности романной поэтики. Интерпретация творчества И. С. Тургенева в современном литературоведении. Образ Базарова в русской критике.
  Поэзия второй трети XIX века Поэтические «школы» и их место в литературном движении середины XIX века («некрасовская школа», школа «чистого искусства»). Идейно-эстетические принципы, ключевые положения полемики, основные темы лирики.
Место Ф. И. Тютчева в истории русской поэзии. Истоки лирики Тютчева. Тематические группы лирики («поэзия мысли», любовная, политическая). Своеобразие творческого метода Тютчева (семантика и функции символико-мифологических категорий, «пантеизм», концепция любви, концептуальная значимость мотивов хрупкости бытия и одиночества человека, веры и безверия, пути и судьбы). Переосмысление романтической традиции, афористичность лирического выражения.
Философские основы поэтической системы А. Фета. Биографический элемент лирического «я». Концепция искусства («Мир как красота»), импрессионистичность поэтического зрения Фета, музыкальная основа его лирики, поиски Фета в сфере мелодики и ритмики стиха.
Формирование художественной системы Н. А. Некрасова (сб. «Мечты и звуки»). Воздействие на него идей В. Г. Белинского. Жанровое своеобразие творчества. Социальность поэтического мышления Некрасова, формы ее проявления. Поэтика Некрасова (роль эпического элемента в лирическом тексте, драматизация, разнообразие форм выявления авторского сознания, характер образности, фольклорные элементы, герои).
  Драматургия А. Н. Островского Роль А. Н. Островского в развитии русской драмы и становлении русского театра. Проблема периодизации творчества драматурга. Драматургические принципы Островского. Начало творческого пути: связь с традициями «натуральной школы», типологическое родство с комедией Н. В. Гоголя («Свои люди – сочтемся»). Влияние славянофильских идей в решении проблемы особенностей национального характера в пьесах первой половины 1850-х годов («Бедность не порок»). «Гроза» и «Бесприданница» как итоговые произведения пред- и послереформенного периодов в творчестве А. Н. Островского.
  Н. Г. Чернышевский и писатели демократического течения Чернышевский как лидер «шестидесятничества». Роль диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» в формировании эстетики революционно-радикального крыла национальной культуры. История создания и публикации романа «Что делать?». Полемический характер произведения. Реализация в романе идейно-эстетических принципов автора.
Творчество писателей-демократов в контексте развития русской литературы 1860-х годов. Особенности их мировоззрения. Связь с эстетикой Н. Г. Чернышевского. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос творчества. Жанровое своеобразие.
     
  Литературная эпоха второй половины XIX века Развитие критического реализма, развитие жанра романа. Влияние идейного и художественного наследия 60-х гг. Современные научные концепции реализма, вопросы поэтики и типологии русского романа. Место Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе. 1880-е как "период безвременья", жанровые особенности этого периода. Своеобразие русского реализма конца ХIХ века. Творчество В.М. Гаршина, А.П. Чехова.  
  Творчество Л. Н. Толстого "Трилогия тревожных исканий" - первое произведение Л. Толстого. Особенности нового творческого метода. ("Диалектика души". Сочетание "мелочности и генерализации"). Переосмысление традиций предшествующих этапов развития литературы. " Обращение к веку дедов, а не отцов" (Б. Эйхенбаум) Роль традиций просветительства и сентиментализма. Преодоление традиций романтизма. Особенности сюжетно-фабульного построения. (Отсутствие фабулы) Форма повествования в трилогии. Поэтика пространства и времени. Идея нравственного совершенствования, и ее роль в творчестве Толстого. Цикл "Севастопольские рассказы". Природа и цивилизация в повести "Казаки" Руссоистские мотивы. Переосмысление концепта "лишний человек» в "Казаках".
Особенности жанровой структуры «Войны и мира». Философия истории Л. Толстого. Проблеме свободы и необходимости в общей композиции романа и система персонажей в романе. Проблема фатализма и волюнтаризма. "Война и мир" - новая разновидность романа" Принципы создания характеров в романе. Герои "пути" и герои "статичные". Эпилог в романе и проблема романного завершения.
Жанровое своеобразие романа "Анна Каренина". Специфика освещения семейной тематики и проблематики в русской прозе конца 1870-х гг. Превращение традиционного романа семейного типа в социально- исторический, общественный, философский роман на русской почве. "Мысль семейная " в романах "Война и мир" и "Анна Каренина". Особенности архитектоники романа. "Большой диалог" романа и принципы переосмысления традиций западно-европейского романа (французский адюльтерный роман и английский семейный роман) Пути исканий толстовских героев в романе. Анна Каренина и Константин Левин. Новые тенденции в форме выражения авторской позиции. Смысл "загадочного» эпиграфа.
Роман "Воскресение" в "переходное время". Духовное прозрение как единственный динамичный процесс эпохи. Трансформация метода "диалектики души" в произведениях послекризисного периода и ее причины. Влияние публицистики и этико-религиозных трактатов на форму произведения (роман-трактат ) Суть философского эксперимента и идея духовной революции в романе. Функции эпиграфов. Повесть "Хаджи-Мурат" как "художественное завещание» Л. Толстого.
  Творчество Ф. М. Достоевского Периодизация творчества Ф.М. Достоевского. Роман Ф.М. Достоевского. «Бедные люди». Преодоление традиций «Натуральной школы». Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник» в творческой эволюции писателя. Традиции «петербургских повестей». Традиции Гоголя, Пушкина в произведении. Новый этап в развитии темы «маленького человека». Проблема фантастического в «Двойнике». Новаторство в раннем творчестве Ф.М. Достоевского. Формирование концепции почвенничества. «Записки из подполья» пролог к зрелому романному творчеству Ф.М. Достоевского. Новый тип героя в «Записках их подполья» - «человек из подполья».Особенности воплощения формы исповеди в произведении.
Преступление как сюжетная основа романа. Принципиальное отличие "Преступления и наказания" от традиционного авантюрно-детективного романа. Ситуация исторического перехода в романе. Образ Петербурга в романе. Теория Раскольникова. Особенности жизни идеи на страницах полифонического романа. Раскольников как герой-идеолог. Роль диалогов в раскрытии идеи Раскольникова. Система двойников в романе. Раскольников. Мифологические проекции в романе. Легенда о воскресении Лазаря. Эпилог в романе. Особенности завершения художественного целого в мире полифонического романа.
"Скрытый миф " в романе. Жанровое своеобразие романа. Параллель двух "экспериментов" в романе. (Мышкин в Швейцарии и Петербурге) Особенности построения "далевого образа" в романе. Окказиональный характер интерпретации темы второго пришествия у Достоевского. Кн. Мышкин как герой идеолог. Система двойников в романе. Нравственно-этическое воздействие Мышкина на героев романа. Роль евангельской легенды о возрождении блудницы в эволюции образа Настасьи Филипповны. Семантика имен и система персонажей. Эпилог в романе. Проблема идеала. Циклический характер развития темы второго пришествия у Достоевского
Роман "Бесы" как роман - памфлет. Место романа в ряду антинигилистических романов второй половины Х1Х века. «Западнические» идеи в процессе историко-культурной эволюции. Тургеневская тема в романе, ее отражение в структуре сюжета. Проблемы духовного наследия. Апокалипсические мотивы в "Бесах". Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии. Ставрогин как герой- идеолог. Роль традиций Гете и Лермонтова в построении образа главного героя романа. Двойники Ставрогина. Теория Шигалева. Образы Шатова и Кирилова. Философский смысл самоубийства Кирилова. Петр Верховенский как "идеолог на практике". Женские образы в романе. Символика образа "хромоножки" - юродивой. Мотив "Матери земли". Переосмысление дилеммы Раскольникова в романе "Бесы". "Исповедь" Ставрогина и роль старца Тихона в романе. Смысл названия и эпиграфов к роману.
Братья Карамазовы» - синтез романного творчества Достоевского. Проблема "отцов и детей" в романе. "Большой диалог" романа. Система двойников в романе. Значение легенды о Великом инквизиторе. Идея государства-церкви. Алеша Карамазов: житийные традиции в романе. Сюжет и композиция в романа. "pro" и "contra" в главнейших сценах романа. Функции "вымышленного рассказчика". Отражение идеологии почвенничества. Дмитрий как единственный «становящийся герой в романе. Что такое "карамазовщина " в романе. Полемика по вопросу о жанровой природе романа. (М.М. Бахтин, В.Е. Ветловская). Значение метафоры отцеубийства в романе.
  Романы М. Е. Салтыкова-Щедрина Творческий путь М.Е. Салтыкова – Щедрина. Основные этапы. Особенности сатиры в романе. Приемы гиперболизации и гротеска. Средства сатирической типизации в связи с идейным смыслом произведения. Переосмысление летописного стиля в романе. Функция образа издателя. Город Глупов как город – гротеск. Особенности поэтики пространства и времени. Образы градоначальников в романе. Гротеск и фантастика в изображении градоначальников. Смена оттенков государственной власти. Особенности изображения народа в романе.
Причины обращения автора к роману семейного типа в условиях пореформенной действительности. Жанровая многоплановость романа. Переосмысление традиций «натуральной школы» в романе. Превращение романа социально-исторического в роман общественный. Композиция романа "Господа Головлевы". Влияние формы цикла на композицию романа. Особенности художественной целостности. Слово героя и формы общения в романе "Господа Головлевы".
  Творчество Н.С. Лескова. Творческий путь Н. С. Лескова. Принципы постижения народной жизни. Лесковская концепция праведничества. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н.С. Лескова. Поэтика сказовой повести. Формообразующая доминанта в сказе. Роль фабулы в сказовой повести и ее особенности. Психологическая и социальная наполненность образа рассказчика в сказе. Качественные изменения в системе: автор - слушатель - читатель. Жанрообразуюшая функция автора - повествователя и героя-рассказчика, их соотношение в структуре сказовой повести. Сказовая повесть и роман испытания. Художественная структура "Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе". Предметный мир в прозе Лескова
  Творчество В.М. Гаршина Творческая индивидуальность писателя и особенности "переходного времени".Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий и поисков "общего мировоззрения".Соотношение автора и героя (человек "гаршинской складки") в повестях В.М. Гаршина. Преобладание субъектных форм повествования. Драматизм сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях Гаршина Закономерность обращения В.М. Гаршина к малым жанровым формам. Аллегорический и психологический рассказ. Тема искусства в произведениях В.Гаршина. Место творчества В.Гаршина в историко-литературном процессе. Гаршин и Достоевский.
  Проза и драматургия А. П. Чехова Юмористические новеллы Чехова 1880-х гг. Критика "отклонения от нормы". Своеобразие юмора А.П. Чехова. Традиции Салтыкова-Щедрина М.Е.; Рассказ "открытия". Особенности ситуации прозрения в творчестве А.П. Чехова. Повесть "Степь" и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг. Повесть "Степь" как "лирическая эпопея". Пространственное построение сюжета. Гносеологический « подход к изображению человека. «Черный монах». Картина "убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни. Поиски общей идеи. "Скучная история". Переосмысление толстовских традиций."Дуэль» и традиции русского классического романа.Проза А.П. Чехова второй половины 90-начала 900-х гг. Ощущение и ожидание близких перемен. Усиление символических начал в прозе А.П. Чехова
Природа конфликта в драматургии А.П. Чехова. Тип героя, выбор и группировка персонажей. Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия Организация сценического действия в пьесах А.П. Чехова. Авторские ремарки- обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы. Сквозное драматическое действие в композиционной структуре пьесы. Природа общения персонажей в сценическом действии - диалоги, монологи, "подводное течение".
6 семестр
  Особенности литературного процесса рубежа XIX – XX вв. Понятие«серебряного века» русской поэзии. Модернизм и его проявления в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. – символизм, акмеизм, футуризм. Свойства модернистского искусства: эстетизм, неомифологизм, жизнетворчество, синтез искусств и культур, богоискательство и богостроительство. Ренессансный характер русского модернизма
  Символизм как литературно-эстетическое направление. Возникновение и периодизация русского символизма. Основные представители. «Старшие» (декаденты, индивидуалисты) и «младшие» (соловьевцы, теурги) символисты. Противоречивое толкование символа представителями направления. Программа обновления русской поэзии в теоретических статьях и манифестах русских символистов (Д. Мережковский, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый). Творчество А. А. Блока как вершинное проявление символизма. Символистский роман.
  Постсимволизм в русской литературе 1910 – 1920-х годов. Акмеизм и футуризм как развитие модернистских и формирование авангардных тенденций в русском литпроцессе. Возникновение акмеизма в 1913 г. на основе творческого объединения «Цех поэтов» (1911). Самоопределение акмеизма по отношению к символизму. Основные манифесты и литературно-эстетическая программа. Культ аполлонизма. Представление о поэте как Адаме. Сакрализация поэтического Слова. Проблема определения акмеизма как литературно-эстетического направления, литературной школы или поэтического кружка. Основные представители, проблема «истинных» (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова) и примкнувших к акмеизму. Хронология существования акмеизма. Философия и эстетика авангардизма, футуризм как его разновидность. Манифесты футуристов, антитрадиционализм и бунт против всего устоявшегося как основа творчества и поведения футуристов. Кубофутуризм («будетляне») в русском искусстве (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых и др.). Эгофутуризм и творчество И. Северянина. Творчество М. Цветаевой и Б. Пастернака как художников, совместивших эстетические искания авангардизма и модернизма.  
  Эволюция реализма в русской литературе начала ХХ века Споры о кризисе или трансформации художественного метода реализма на рубеже XIX – XX вв. Неонатурализм в реализме 90-х гг. XIX в. и нарастание психологизма и онтологической проблематики в реалистическом искусстве первых десятилетий ХХ в. Роль товарищества «Знание» и «знаньевских» сборников для развития реализма в русской литературе нач. ХХ в. Творчество И. А. Бунина как вершинное воплощение эстетики и поэтики неореализма в русской литературе первой половины ХХ в.
  Литературный процесс 1920-1950-х годов: реализм, неоеализм, соцреализм. Эпическая и сатирическая традиции Особенности литературного процесса1920-1950-х годов Государственная политика управления литературным процессом. Литературный раскол и литературная коллективизация. Трагические судьбы писателей. Поединок литературы и классовой диктатуры. Многообразие эпических форм (роман, поэма) в литературе 1920-1950-х годов
Социалистический реализм в литературе 1920-1950-х годов Литературная борьба 1920-х годов. Унификация литературного процесса в СССР к середине 1930-х годов. Декларация метода социалистического реализма на Первом и Втором съездах советских писателей. Эксперимент по созданию пролетарской литературы. Героико-романтический роман (Д. Фурманов «Чапаев», А. Фадеев «Разгром», «Молодая гвардия»). «Производственный роман» (Ф. Гладков «Цемент», М. Шолохов «Поднятая целина»). Роман воспитания (Н. Островский «Как закалялась сталь»). Исторический роман (А. Н. Толстой «Пётр Первый»).
Неореализм в литературном процессе 1920-1940-х годов Жанр антиутопии, проза и литературная критика Е. Замятина. Социальная и философская проблематика романа «Мы». Поэтика повествования, соцреалистический и авангардистский дискурсы в повествовательной структуре. Художественный мир А. Платонова как самобытное выражение народного миросозерцания. Платоновский гротеск, соединение философской антиутопии с сатирической пародией на социалистическое переустройство человеческого бытия и сознания
Судьбы реализма в литературном процессе 1920-1950-х годов Художественный мир М. Булгакова. Антиутопический диптих («Роковые яйца», «Собачье сердце»): эксперимент над жизнью и проблема ответственности интеллигенции. Тема интеллигенции и революции в романе «Белая гвардия». Сны в романе и их функции, символическая природа образов Дома, Города. Роман «Мастер и Маргарита» как вершина творчества писателя. Художественный мир М. Шолохова. Роман «Тихий Дон» - роман с признаками эпопеи и трагедии. Толстовские традиции. Народ и личность в романе. Пути преодоления национального раскола, роль эпиграфов и песен в структуре романа. Мир людей и мир природы в романе. Художественный мир М. Пришвина. «Жень-шень» - повесть о смысле жизни и реализации идеи сотворчества человека и природы.
Реализм в поэзии 1920-1950-х годов Судьба новокрестьянских поэтов в советской культуре. Тема столкновения «избяной Руси» и современной цивилизации в поэзии С. Есенина и Н. Клюева. Осмысление революционных перемен в деревне в поэмах «Анна Снегина» С. Есенина, «Погорельщина» Н. Клюева. Пушкинские традиции в поэмах С. Есенина («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек») и Н. Клюева («Песнь о Великой Матери»). Лирика Н. Заболоцкого. Черты модернистской поэтики в лирике 1920-х годов. Философская лирика 1930-1940-х годов. Этическая проблематика лирики 1950-х годов.
  Литература русского зарубежья Феномен русского зарубежья, основные центры русской эмиграции, литературная полемика Ходасевича и Адамовича. Духовный реализм И. Шмелева. «Быт преломлённый через бытие» в дилогии «Богомолье», «Лето Господне». Система православного воспитания, приобщение детского сознания к христианским началам бытия. Трагедия послереволюционной России в романе «Солнце мёртвых». Модернистская парадигма художественности в творчестве В. Набокова. . Тема двух реальностей в творчестве писателя, синтез психологических наблюдений и интеллектуальной игры. Литературная традиция и пародийное начало в его прозе. Исследование форм противостояния личности диктату общественности, отстаивание сувернитета частного человека в романах «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар».
7 семестр
  Литература 40-60-х, период оттепели. Послевоенный период. Две тенденции в литературе. Феномен «оттепели». Журнальная полемика, споры о герое. Громкая лирика. Творчество Е. Евтушенко и А. Вознесенского. Лагерная проза В. Некрасова, А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург. Официальная и андерграундная литература.
  Литература послеоттепельного периода Предпосылки возникновения деревенской прозы, две ветви: социологическая и лирическая. Категории дома, времени, языка. Повесть В. Белова «Привычное дело». Онтологическая проза, ее связь с деревенской прозой. Категории рода, памяти, природы. Творчество В. Астафьева, В. Распутина, В. Шукшина.
Психологическая драма 60-х. Особенности героя. Проблема личного счастья. Драматургия Вампилова. Обострение нравственных проблем в драматургии 70-80-х гг. Пьесы А. Арбузова, В. Розова, В. Славкина, Л. Петрушевской. Трагедия человека в современном мире.
Исповедальная проза 60-х, особенности героя. Сатирический пафос в повести Ф. Искандера « Созвездие козлотура». Романтические традиции в повести В. Аксенова «Коллеги». Нереалистические тенденции в литературе 60-80-х, социальная фантастика Стругацких, повесть В. Аксенова «Затоваренная бочкотара». Образ мира в произведениях В. Маканина и Л. Петрушевской.
Нереалистические тенденции в поэзии послеоттепельного периода. СМОГ, «лианозовская школа», концептуалилзм. Традиции акмеизма в лирике А. Тарковского И Д. Самойлова. Художественная система И. Бродского. Устойчивые мотивы в его лирике. Философия стоицизма. Специфика воплощения вечных тем.
Литература о войне во второй половине ХХ века. Литература периода войны: жанровые особенности. Жанровая специфика «Василия Теркина». Героико-романтическая и психолого-натуралистическая линии развития военной литературы. Феномен фронтовой лирической повести: авторское начало. Роман о войне. Проза В. Быкова: исторический контекст, нравственная проблематика. Трансформация понимания войны в прозе В. Астафьева.
  Эстетика постмодернизма Историко-культурные условия возникновения постмодернизма, его философские основания. Основные теоретические понятия постмодернизма. Открытие симулятивной реальности в романе А. Битова «Пушкинский дом». Жанровая специфика поэмы В. Ерофеева «Москва – Петушки», цитатная природа произведения, образ русского народа. Соотношение модернистской и постмодернистской традиций в романе С. Соколова «Школа для дураков».

 

 


Содержание лабораторных занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
3 семестр
  Русский романтизм 1. Русский романтизм и поэзия В.А.Жуковского
  Реализм 2. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  Творчество А. С. Пушкина 3. Романтизм А.С.Пушкина. 4. Роман А.С.Пушкина в литературном процессе XIX века. 5. Болдинское творчество А.С.Пушкина и лирика последнего десятилетия.
  Творчество М. Ю. Лермонтова 6. Литературное движение 1830-хгг. Лирика М.Ю.Лермонтова 7. Роман М.Ю.Лермонтова в литературном процессе XIX века  
  Творчество Н. В. Гоголя 8. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» 9. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в литературном процессе XIXв
4 семестр
  Феномен «натуральной школы» 1. «Физиология Петербурга» –программный сборник «натуральной школы» 2. Поэтика романа «натуральной школы» (А. И. Герцен «Кто виноват?»)
  Романная трилогия И. А. Гончарова 3. Роман И. А. Гончарова «Обломов»: традиции и новаторство
  Творчество И. С. Тургенева 4. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в современном литературоведении 5. «Дворянское гнездо» в ряду романов И. С. Тургенева 1850-х – начала 1860-х годов
  Поэзия второй трети XIX века 6. Поэтический мир Ф. И. Тютчева 7. Поэтический мир Н. А. Некрасова как реалистическая система
  Драматургия А. Н. Островского 8. Поэтика драмы А. Н. Островского «Гроза». 9. Поэтика драмы А. Н. Островского «Бесприданница».
5 семестр
  Творчество Л. Н. Толстого 1. Проблема жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого в современном литературоведении 2. Жанровое своеобразие романа "Анна Каренина". 3. Художественные и этико-религиозные искания Л.Толстого в кризисный период творчества. 4.Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»
  Творчество Ф. М. Достоевского 5. Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник». 6. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 7. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» 8. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» 9. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  Романы М. Е. Салтыкова-Щедрина 10. Роман М.Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»
  Творчество Г. И. Успенского 11. Очерки Г. И. Успенского
  Творчество Н.С. Лескова. 12. Поэтика сказа в творчестве Н.С. Лескова.
  Творчество В.М. Гаршина 13. Реализм В. М. Гаршина в контексте эпохи
  Проза и драматургия А. П. Чехова 14. Художественный мир прозы А. П. Чеховаъ 15. Особенности драматургии А. П. Чехова
  Творчество В. Г. Короленко 16. Художественный мир В. Г. Короленко
6 семестр
  Особенности литературного процесса рубежа XIX – XX вв.  
  Символизм как литературно-эстетическое направление. 1. Творчество И. Анненского. 2. Поэтика символистского романа. (Лабораторная работа по вариантам. Вариант. 1.Поэтика романа «Мелкий бес» Ф. Сологуба Вариант 2. Поэтика романа В. Брюсова «Огненный ангел». Вариант 3. Поэтика и проблематика романа «Петербург» А. Белого) 3. Поэзия и драматургия А. Блока.  
  Постсимволизм в русской литературе 1910 – 1920-х годов. Акмеизм и футуризм как развитие модернистских и формирование авангардных тенденций в русском литпроцессе. 4.Поэтический мир Н.С. Гумилева. 5. Кубофутуризм в русской поэзии 1910-х гг. (В. Хлебников и В. Маяковский). 6. Поэтика лирической книги Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь» (1922)  
  Эволюция реализма в русской литературе начала ХХ века 7. Эволюция русского реализма на рубеже XIX – XX вв. в малой прозе А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и И. А. Бунина. 8. Пьеса М. Горького «На дне»  
  Литературный процесс 1920-1950-х годов: реализм, неоеализм, соцреализм. Эпическая и сатирическая традиции 9. Роман Е. Замятина «Мы» 10. Лирика С. Есенина 11. Рассказы А. Платонова 1930-1940-х годов 12. Сатирическая литература первой половины ХХ века (Эрдман, Маяковский, Зощенко) 13. Особенности поэтики и проблематики романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» 14. Драматургия М. Булгакова 15. Роман М. Шолохова «Тихий Дон» 16. Эволюция поэтического мира Н. Заболоцкого
  Литература русского зарубежья 17. Модернистские традиции в романе В. Набокова «Дар» 18. Духовный реализм И. Шмелева и Б. Зайцев.
7 семестр
  Литература 40-60-х, период оттепели. 1. Поэтические системы Е. Евтушенко и А. Вознесенского
  Литература послеоттепельного периода 2. Две ветви деревенской прозы (В. Аставьев и В. Тендряков) 3. Поэтика рассказов В. Шукшина 4. Драматургия А. Вампилова 5. Пьеса Л. Петрушевской «Три девушки в голубом» 6. Лирика экзистенциального переживания А. Тарковского 7. Лирика И. Бродского.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты