КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность и ее система ценностных ориентаций
А.Н. Лентьев определял личность как не только предмет психологии, но и предмет философского, общественно-исторического познания [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность]. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все боль-шее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собст-венного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. В этой связи примечательна точка зрения Р. Хейвигхерста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [263, 52]. Этапность формирования системы ценностных ориен-таций, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития. Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального разви-тия связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нор-мам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [130, 532]. Как отмечает И.С. Кон, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций. Появление жизненных планов, выступающих, по его мнению, как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения [123, 136]. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности. Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. Р. Коген, интегрирующий в своей теории «развивающегося «Я» подходы Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Ловингер и др., делает акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития Р. Коген выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности [130, 96]. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И.С. Кон отмечает, что «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми» [123, 283]. Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А.Г. Асмолова, «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей» [32, 283]. Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей. Таким образом, развитие системы ценностных ориентации личности подчиняется определенным закономерностям — преобладание на протяжении индивидуального развития действия тех или иных факторов и механизмов, реализующих процессы личностной динамики, определяет доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, которое, в свою очередь, формирует аналогичный тип личности.
Проведя теоретический анализ данной проблемы, мы пришли к следующим выводам: 1. Ценностные ориентации личности представляют собой целую систему взглядов, интересов и убеждений человека. 2. В соременном обществе происходит разрушение стреотипов относи-тельно гендерных ролей. Женщины равняются с мужчинами, имеют возможность совмещать высокооплачиваемую работу и семейные обязанности. 3. Система ценностных ориентаций личности формируется и дополняется по мере ее взросления.
Выводы
В современном обществе все чаще встает вопрос о женской независимости. Независимости как финансовой, так и моральной. И в частности, речь идет о независимости женщины от мужчины. Ведь из покон веков сложилось мнение о том, что мужчина — это добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага. Но современные условия жизни не всегда позволяют женщине выполнять только «женские» функции. Увеличение количества разводов, алкогольная другие зависимости мужей, несчастные случаи являются причиной того, что женщина вынуждена совмещать роли женщины-матери и женщины-добытчицы. Также все чаще стали организовываться феминисткие сообщества, союзы по борьбе за права женщин, по борьбе с насилием, применяемым к женщинам со стороны мужчин. XXI век — это век новых возможностей, век новых открытий. Сейчас женщины имеют все шансы добиться успеха в карьере, занимать руководящие посты во всех сферах жизнедеятельности. И, вместе с тем, быть хорошими матерями и заботливыми женами.
|